Французские просветители

В истории европейской культуры ХVIII век называют «веком Просвещения» − мощного общественно-культурного движения. В теоретическом плане она примыкала к философии ХVII века.

Особенности: 1й отл. чертой европейской философии ХVШ ст. явилось разветвление ее на два русла: социально - практическое и спекулятивно-теоретическое. Это объяснялось общественно-политическим климатом эпохи. Первое направление развивалось в центральной стране Просвещения Франции, шедшей навстречу буржуазной революции. Философия из стен университетов и перемещалась в светские салоны, на страницы печатных изданий. Второе направление получило развитие в феодально-раздробленной, Германии, где в тиши кабинетов университетские профессора строили глубокие умозрительные теории.

2й особенностью. можно считать: абсолютизацию Мирового Разума, а 3й романтизм – вера в возможность построения разумного и справедливого общества.

Просвещение вело борьбу на три фронта: критика власти, борьба с традициями и атака на предрассудки. Просвещение намерено говорит с ними о ве­щах, о которых власти и традиции предпочитают молчать: разум, справедливость, равенство, свобода, истина, исследование. (освобождение от религиозных предрассудков - секуляризация (обмирщение) сознания и его деэтатизация (с фр., «освобождение от господства государства над личностью»). Просветители развивали социально-философские идеи своих английских предшественников, Т.Гоббса, Дж. Локка. Т. Гоббс, переживших буржуазную революцию 1649 года и создавших доктрину «гражданского общества» и «общественного договора», согласно которой общество не только государство, но и отдельные граждане и объединения, самое крупное из которых - народ. За гражданами сохраняется часть естественных прав, прежде всего, право на жизнь, здоровье, собственность. Дж. Локк ставил естественное право народа выше суверенитета государства. Это означало, что народ вправе свергнуть неугодное ему правительство. Английский философ первым выдвинул идею разделения властей. Во Франции эту идею детально разработал Ш.Л.Монтескье. В работе «О духе законов» он разделил власть на: законодательную, исполнительную и судебную (а не федеративную как у Локка). Уверовав в возможность учением исправить недостатки действительности, лидер эпохи Просвещения, писатель-философ Ф.М де Вольтер (1694-1778), метко критиковал церковь, опровергал бессмертие души, Текст Библии дает критику религии решающую подсказку: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию со­творил его» (Быт. 1:27). Но это соотношение образов можно толковать и наоборот. Нет никакой загадки, откуда происходят образы: человек и его опыт — вот материал, из которого сделаны официальные фантазии о Боге. Отсюда сын Божий не мог быть зачат естественным путем. Бог творец- экстраполяция производителя-ремесленника и крестьянина. Бог-помощник –инобытие родителя… В. наставлял императора Пруссии ФридрихаII. Он и Д.Дидро –императрицу ЕкатеринуII. Под руководством Дидро и д.Аламбера издавалась знаменитая «Энциклопедия»- собрание научных достижений во всех областях знания во все времена. Мари Жан Антуан Кондорсе (1743-1794) в «Эскизе истор. каритны прогресса человеческого разума» представил философско-историческую т-ю. В основе истории –прогресс Человеческого Разума, который необратим, хотя и имеет спады и замедления. Чел-во прошло в своем р-ии 10 эпох, а в более общем виде – 3 этапа: 1йплеменные объединения, где главное – труд; 2й – подъем духовной деятельности (от Др.греков до Франции ХVIIIв; 3й – бесконечен и связан с уничтожением неравенства наций, народов и классов. Прогресс Мирового (человеческого) Разума – это и общее повышение духовного и морального уровня народа. Кондорсе предсказывал уничтожение расизма, расширение свободы торговли, введение пособий по болезни и пенсий для престарелых, запрещение войн, ликвидацию бедности и роскоши, обеспечение равных прав для женщин и мужчин и создание всеобщей системы образования, которая обеспечит всем одинаковые возможности.

Поль Гольбах в работе «Система природы» развивал материалистическую точку зрения: природа то есть материя, а не Бог, и есть начало всего, она состоит из мельчайших частиц – из которых образуются вещи. Человеческая жизнь− это вершина, и цель саморазвивающейся природы. Люди сами творят свое бытие посредством накопления морального опыта взаимоотношений. Они имеют право противиться существующим порядкам и исправить ошибки собственного опыта: неравенство, несправедливость, причинение страданий себе подобным и другие.

Но вера в прогресс являлась смесью реализма и наивности. Реализм состоял в том, что все перечисленное, действительно, стало научно и технически возможным. Наивность заключалась в том, что помимо прочего философы-просветители недооценивали значение политических проблем. Оказалось, что одного только просвещения недостаточно для достижения всеобщего благосостояния.

На это обратил внимание еще один представитель фр. Просвещения, Жан-ЖакРуссо (1712-1778). Хотя он так же одной из причин социальных бед считал невежестве населения, которое обманывают власти, в кн. «Об общественном договора» он указал на более существенный исток неравенства - частную собственность, призывалвернуться к простоте природной жизни. Руссо критикует веру в прогресс и заложил предпосылки романтизма: городская жизнь и науки извращают то хорошее и естественное, что есть в человеке. Поэтому мы должны возвратиться «Назад к природе!»

Т.о. философская мысль Просвещения обладала практической, этико-воспитательной функцией. Она подготовила соц. революции в странах

2.2 И.Кант – родоначальник КНФ. Период завершения философии Нового времени в Германии, по-праву именуют «классическим» (с лат. «образцовый»). Усилиями его представителей И.Канта (1724-1804), И.Фихте(1762-1814), Ф.Шеллинга(1775-1854), Г.Гегеля(1770-1831), Л.Фейербаха(1804-1872) философская мысль европейцев достигла апогея, а именно: были созданы универсальные философские системы, в которых органично связаны воедино основные философские вопросы и ответы на них. Другой чертой, присущей учениям этих мыслителей была умозрительность, т.е. отделенность от практики.

Родоначальник КНФ, И.Кант очертил круг основных философских проблем и выразил их вопросами: 1)что я могу знать? (т-я позн-я) 2)что я должен делать?(мораль) 2)на что я могу надеяться? (религия) 4) что такое человек? (ф.антропология).

Итак, в центре внимания Канта человек, но первый, исключительно философский вопрос – гносеологический, о познании. Решение его философ начал с «коперниканского переворота» – с критического исследования того, что ранее принималось на веру –догматической установки о том, что наши восприятия соответсвуют самой реальности (у Декарта и др. соответсвие данных восприятия и разума самим вещам опиралось на веру в то, что «Бог не обманщик). Отсюда название главной работы Канта – «Критика чистого разума»(1781г.). Поскольку в любом акте познания можно различить две стороны: 1) кто познает (субъект) и 2) что познается (объект) («без объекта нет субъекта и наоборот») философ определяет главным в этой связке субъекта, тем самым, «загоняет» истину как соответствие знания действительности в субъекта.

Тезис об активности субъекта – стал вкладом философа в гносеологию. По Канту, эта активность не зависит от индивидуальных способностей (трансцендентальна). Он также «разрешает» спор эмпириков и рационалистов: правы те и другие, ибо: «Чувственность без разума слепа, а разум без чувственности пуст!». И все же, Кант –рационалист, т.к. рост научного знания возможен благодаря продуктивной силе рассудка.

Открытием Канта было и прояснение механизма познания. Упрощенно схема выглядит следующим образом: (кругами). Вначале чувственно воспринятая опытным путем информация синтезируется благодаря наличию у субъекта врожденных, априорных, способностей - пространства и времени (трехмерное восприятие вещей и длительность событий). Роза для всех остается розой, хотя садовник видит и осязает ее по-иному, нежели обычный прохожий, гуляющий в саду. В ХХв. австр. этолог Конрад Лоренц, исследуя поведение животных, доказал, что, кантовские априорные время и пространство на самом деле историчны и апостериорны: трехмерное зрение человека и различение им событий во времени – результат его тысячелетней адаптации к реальности. Далее, по Канту, информация мгновенно обрабатывается рассудком, который синтезирует из нее общее – благодаря врожденным категориям, известным со времен Аристотеля (единство, множество, всеобщность, реальность, отрицание, ограничение, субстанциальность, причинность, взаимодействие, возможность, существование, необходимость и случайность). Прирост новых знаний обеспечивает самодвижение мысли. Сумма чисел 5+7, число 12, имеет отличные от слагаемых свойства.

Завершением представлений Канта о познании стал дуализм - двойственный вывод о познавательных возможностях науки. Получение всеобщих и чувственно удостоверенных истин возможно, но субъекту доступны не сами вещи, а их феномены, явленность сознанию в чувствах и мыслях, «вещи для нас». (В русском языке подобную двойственность выражает слово «признак»). Тогда как мир реальный, «за окном» - это «вещь в себе», недоступный науке. Т.о., Кант провел демаркационная черту между субъектом и объектом (не преодоленную, по сей день).

Правда, за эту черту, субъект может «заглянуть» благодаря высшим мыслительным способностям, которыми руководствуются философия и религия –высшим провлениям мыслей и чувств – теоретическому и практическому разуму (Н.Кузанский). Разум выше рассудка. Теоретический разум способен ставить вопросы рассудку, а разум практический подстказывает как субъект должен действовать в отношениях с себе подобными, с людьми, тем самым Кант реализует христианскую идею самовозвышения человека. Эту идею философ выразил категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу всеобщего закона». Цель философии исследовать существенные цели человеческого разума, идею человека, вновь-таки абстрактного.

2.4. Философия Г.Гегеля. Ограничение И.Кантом возможностей науки не отвечало главной установке философии Нового времени-вере во всемогущество Мирового (Познающего) Разума. Поэтому его соотечественники, И.Фихте, Ф.Шеллинг и особенно Г.Гегель предприняли попытки обосновать возможности получения непротиворечивой истины.

Больше других в этом преуспел Г.Гегель. В своей, не менее грандиозной, чем кантовская универсальной философской системе, он охватил все существующие в его время формы знаний в одно целое благодаря онтологическому «кунштюку» (с нем. «фокус», как едко заметил С.Къеркегор) –без доказательств принял то, что следовало доказать: М=Б. Гегель полагал, что мысли человека и бытие мира совпадают потому, что выходят из одного источника, из некой Абсолютной Идеи (как из слова Божьего в христианстве). Для Гегеля Бог – это философский Разум. Философия охватывает всю жизнь. На пути своего исторического развития Идея проходит последовательно три ступени эволюции – логическую (порождая философские категорий), естественно-природную –(создание вещей и природных явлений) и духовную – социальную жизнь и человеческое познание. Идея сама по себе - Идея в природе - Идея в познании (духе). Появившийся на второй стадии эволюции Идеи человек, обладающий сознанием способен на третьей стадии понять первоначальный замысел Идеи самой по себе, слиться с нейю и стать Абсолютным Духом. Мысль человека есть та же идея, но с маленькой буквы. Их равенство, идеальность открывает путь к оптимизму, уверенности субъектов в своих познавательных возможностях.

Несмотря на умозрительность, заслуги Гегеля в философии огромны и состоят, в основном, в следующем:

В о-первых, он обосновал тезис об историчности, изменчивости во времени субъекта, его познавательных способностей. Чтобы стать субъектом познания, человек должен подняться до уровня современной ему науки через обучение и овладеть культурным наследием предшественников. Онтогенез (индивидуальное развитие) в сжатом виде повторяет филогенез (развитие рода). Ф илософия есть эпоха, снятая в мысли».

Во-вторых, Гегель дал логически-безукоризненные определения важнейших философских понятий(категорий).

В-третьих, философ обосновал, что изменяются не только субъекты, но и сами вещи, природный мир. Мысли Гераклита «все течет, все изменяется», Гегель придал новый, более конкретный смысл - «расшифровал» механизм этих изменений.

Он сформулировал три закона диалектики (учения об изменениях):

1) Закон единства и борьбы противоположностей;

2) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные изменения;

3) Закон отрицания отрицания.

Главный недостаток гегелевского учения в том, что признавая изменчивость всего сущего, философ не считал собственную систему завершающим словом в философии, истиной в последней инстанции. («схватил бога за бороду»). Недостатки вначале заметили немногие: датский философ С.Къеркегор и А.Шопенгауэр, а позднее - его философские ученики Л.Фейербах и К.Маркс. («Сущность христианства», «Немецкая идеология»). Огромная заслуга КНФ в том, что благодаря их усилиям более четко определились предмет и задачи философии. И.Кант видел смысл философствования в критике научных идей, И.Фихте - в мобилизации человека к активной деятельности, Г.Гегель –в постижении глубинных сущностей бытия человека и мира. В чем - то каждый из них был прав. Затем проблему подхватили новые поколения философов.

Вывод.

1.Философия эпохи Просвещения обладала социально-практической и этико-воспитательной функцией. Она легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII – XIX ст. в странах Европы.

2. Философские достижения/ заслуги НКФ.

НКФ четко определила предмет и задачи философии, ее роль в истории человечества и развитии мировой культуры.

НКФ дала мощный импульс развитию сложнейшей гносеологической проблематики.

НКФ разработала целостную концепцию диалектики как концепции развития и познания мира.

НКФ разработала проблемы гуманизма и предприняла попытку осмыслить человеческую деятельность.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: