Важным в политике Сталина было принятие им на вооружение теории Е. Преображенского "о первоначальном социалистическом накоплении" за счет крестьянства и идеи Л. Троцкого о "сверхиндустриализации".
Осенью 1929 г. по инициативе И. Сталина был взят курс на "великий перелом" – форсированное повышение показателей пятилетнего плана в области индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.
С 1928 г. в СССР было введено централизованное планирование экономики в общегосударственном масштабе, планы составлялись на пять лет; всего с 1929 по 1993 гг. было 13 пятилеток.
Черты советского общества в 1920 – 1930 гг.:
· Проявление общемировой тенденции к нарастанию государственного влияния в экономике.
· Ускоренное преодоление технико-экономического отставания страны.
Огромным напряжением всех сил народа страна была превращена в индустриально-колхозную державу и заняла ведущее место среди крупнейших государств мира.
Вопрос 4. Советская культура.
|
|
Власть в 1920 – 1930 гг. стремилась:
· Подчинить духовную жизнь политическим нуждам;
· Установить единомыслие;
· Не останавливаться перед физическим или моральным уничтожением творческой интеллигенции Целью большевиков было создание новой социалистической культуры и воспитание "нового" человека.
Главной составляющей периода 1917 – 1929 гг. стала культурная революция. С конца 1920-х культурную революцию стали называть "третий фронт" наряду с индустриализацией ("первый фронт") и коллективизацией ("второй фронт").
Под культурной революцией в 1930-е г. понималось:
· Школьное строительство;
· Повышение уровня образования населения;
· Развитие науки и приобщение широких масс к культурным ценностям.
Культурная революция рассматривалась большевистским руководством как важнейшая составная часть социалистического и коммунистического преобразования общества. Новый тип человека должен был трактоваться как советский человек, а сама культура определялась как "советская социалистическая культура" в противовес культуре буржуазной.
Развитие образования | Развитие науки | Достижения советского искусства |
Переход к всеобщему обязательному начальному (1933 г.) и семилетнему (1937 г.) обучению. Строительство новых школ (1933 – 1937 гг. более 20 000). В результате к 1939 г. 81 % граждан СССР в возрасте 9 лет и старше владели грамотой. Развитие системы среднего специального и высшего образования. СССР – первый в мире по числу учащейся молодежи к концу 1930-х г. | Свертывание разработок советских генетиков. Контроль над общественными науками. "Краткий курс истории ВКП(б) 1938 г." – отрасль исторической науки, ориентированной для всех гуманитарных наук. Успехи естественных наук: начало исследования атомного ядра, изучение физики кристаллов и полупроводников, открытие синтетического каучука. | Социалистический реализм – главное направление в художественной культуре. Лучшие художественные фильмы тех лет: "Чапаев", "Веселые ребята", "Путевка в жизнь", "Семеро смелых". Творчество И. Дунаевского, М. Блантера, Б. Мокроусова. Расцвет монументального искусства: В. Мухина "Рабочий и колхозница". Строительство театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, клубов, дворцов культуры. |
|
|