Вопрос 3. Развитие экономики

Важным в политике Сталина было принятие им на вооружение теории Е. Преображенского "о первоначальном социалистическом накоплении" за счет крестьянства и идеи Л. Троцкого о "сверхиндустриализации".

Осенью 1929 г. по инициативе И. Сталина был взят курс на "великий перелом" – форсированное повышение показателей пятилетнего плана в области индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.

С 1928 г. в СССР было введено централизованное планирование экономики в общегосударственном масштабе, планы составлялись на пять лет; всего с 1929 по 1993 гг. было 13 пятилеток.

 Черты советского общества в 1920 – 1930 гг.:

· Проявление общемировой тенденции к нарастанию государственного влияния в экономике.

· Ускоренное преодоление технико-экономического отставания страны.

Огромным напряжением всех сил народа страна была превращена в индустриально-колхозную державу и заняла ведущее место среди крупнейших государств мира.

 

 

Вопрос 4. Советская культура.

Власть в 1920 – 1930 гг. стремилась:

· Подчинить духовную жизнь политическим нуждам;

· Установить единомыслие;

· Не останавливаться перед физическим или моральным уничтожением творческой интеллигенции Целью большевиков было создание новой социалистической культуры и воспитание "нового" человека.

Главной составляющей периода 1917 – 1929 гг. стала культурная революция. С конца 1920-х культурную революцию стали называть "третий фронт" наряду с индустриализацией ("первый фронт") и коллективизацией ("второй фронт").

 

Под культурной революцией в 1930-е г. понималось:

· Школьное строительство;

· Повышение уровня образования населения;

· Развитие науки и приобщение широких масс к культурным ценностям.

 

 

Культурная революция рассматривалась большевистским руководством как важнейшая составная часть социалистического и коммунистического преобразования общества. Новый тип человека должен был трактоваться как советский человек, а сама культура определялась как "советская социалистическая культура" в противовес культуре буржуазной.

 

Развитие образования Развитие науки Достижения советского искусства
Переход к всеобщему обязательному начальному (1933 г.) и семилетнему (1937 г.) обучению. Строительство новых школ (1933 – 1937 гг. более 20 000). В результате к 1939 г. 81 % граждан СССР в возрасте 9 лет и старше владели грамотой. Развитие системы среднего специального и высшего образования. СССР – первый в мире по числу учащейся молодежи к концу 1930-х г. Свертывание разработок советских генетиков. Контроль над общественными науками. "Краткий курс истории ВКП(б) 1938 г." – отрасль исторической науки, ориентированной для всех гуманитарных наук. Успехи естественных наук: начало исследования атомного ядра, изучение физики кристаллов и полупроводников, открытие синтетического каучука. Социалистический реализм – главное направление в художественной культуре. Лучшие художественные фильмы тех лет: "Чапаев", "Веселые ребята", "Путевка в жизнь", "Семеро смелых". Творчество И. Дунаевского, М. Блантера, Б. Мокроусова. Расцвет монументального искусства: В. Мухина "Рабочий и колхозница". Строительство театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, клубов, дворцов культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: