в) Студенты изучают 3-й закон Г.Менделя, который показывает, что в каждой из групп решетки Пеннета было одинаковое число особей, а это возможно, но только на основе независимого комбинирования генов. Независимое комбинирование генов и основанное на нем расщепление F2 в отношении 9: 3: 3: 1 установлено для большего числа растений и животных и при дигибридном скрещивании наблюдается только при полном доминировании по обеим парам аллельных генов.
Таким образом, гены различных аллельных пар и определяемые ими признаки наследуются независимо друг от друга при комбинировании генов.
Это положение и составляет 3 – й закон Г. Менделя о независимом комбинировании генов.
Во время мейоза у гибридного растения F1 две материнские хромосомы, несущие неаллельные доминантные гены и две отцовские хромосомы, несущие неаллельные рецессивные гены, расходятся в дочерние клетки независимо друг от друга.
г) На основании вышеизложенного студенты изучают поведение двух пар гомологичных хромосом при дигибридном скрещивании в соответствии с рисунком 11.
Рисунок 11 – Схема, показывающая поведение двух пар гомологичных хромосом при дигибридном скрещивании
По рисунку 11 студенты описывают поведение хромосом и находящихся в них генов в соответствии со следующими положениями:
1) Хромосомы и находящиеся в них гены наследуются как отдельные независимые единицы.
2) Все хромосомы и гены, входящие в генотип особи, присутствуют в её клетках всегда попарно (гомологические хромосомы). При этом один член пары хромосом и генов привносится в зиготу одной родительской формой, а второй – другой.
3) В каждой гамете может быть только по одной гомологической хромосоме и одному гену аллельной пары.
4) Различные пары хромосом во время мейоза распределяются между генами независимо друг от друга и совершенно случайно. Точно также наследуются и находящиеся в этих хромосомах гены.
В результате гибридизации возникают константные формы с новым сочетанием признаков. Они используются в селекционной работе для создания сортов.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ
ПРИ ПОЛИГИБРИДНОМ СКРЕЩИВАНИИ
Цель занятий: изучить закономерности наследования признаков при полигибридном скрещивании.
Задачи: дать определение полигибридному скрещиванию; проанализировать поведение альтернативных признаков при расщеплении в F2 по генотипу и фенотипу;
Материалы и оборудование: плакат – таблица числа фенотипических и генотипических классов при полигибридном скрещивании, литература.
Полигибридное скрещивание и анализ поведения признаков
При расщеплении
Ход работы:
а) Студенты дают определение полигибридному скрещиванию и анализируют поведение альтернативныхпризнаеков при расщеплении в F2 по генотипу и фенотипу.
Скрещивание особей, различающихся по трём и более парам аллельных признаков, называются полигибридными. В общем виде полигибридное скрещивание можно представить следующим образом:
Р ААВВССDD × ааввссdd
F1 АаВвСсDd
F2 (А + а)2 × (В + в)2 × (С + с)2 × (D + d)2
Эти признаки дают более сложную картину расщепления по сравнению с дигибридными скрещиваниями, подчиняются тем же закономерностям наследования.
Анализ наследования одной пары признаков в моногибридном скрещивании позволяет понять независимое наследование двух и более признаков при дигибридном и полигибридном скрещивании (три, четыре и более генов). Расщепление в F2 по фенотипу для каждой пары альтернативных признаков равно 3: 1. Это исходное отношение обеспечивается точным цитологическим механизмом расхождения хромосом в мейозе. Принцип независимого поведения разных пар альтернативных признаков в расщеплении по фенотипу в F2 выражается формулой (3: 1)n, где n – число пар альтернативных признаков.