Логистическая концепция построения модели транспортного обслуживания

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«Политехнический колледж городского хозяйства»

 

Утверждаю Председатель П(Ц)К ___________________________ ________________________________   «____»_______________20____г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения занятия по МДК.02.03. Оптимизация процессов транспортировки и проведение оценки стоимости затрат на хранение товарных

Специальность 38.02.03. Операционная деятельность в логистике

ТЕМА 2.4 Оптимизация процессов транспортировки

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1.Ознакомить обучаемых с этапами планирования перевозок и логистической концепцией транспортного обслуживания.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Этапы планирования перевозок: технико-экономическое планирование, календарное планирование, диспетчирование.

2. Логистическая концепция построения модели транспортного обслуживания.

  МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: дистанционно

ВРЕМЯ: _______

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

Этапы планирования перевозок.

Планирование грузоперевозок представляет собой одну из важных функций, которая имеет весомое значение в процессе распределения готовой продукции.

В широком смысле под планированием принято понимать принятие решений, которые предшествуют совершению основного действия.

При условии правильно составленного плана удаётся существенно ускорить некоторые циклы ряда коммерческих операций.

А это, в свою очередь, позволяет сэкономить приличную сумму денег за хранение груза.

Кроме того, планирование дает возможность быстро предпринять меры в случае происходящих изменений потребительского спроса.

Преимущества планирования в условиях жесткой конкуренции в области организации грузоперевозок транспортным компаниям приходится совсем непросто.

В процессе организации грузоперевозок планирование занимает одно из первостепенных мест. От того, как будет организовано планирование, зависит конечный результат задуманных операций.

Этот процесс позволяет:

предугадывать перспективу развития всей системы в целом при осуществлении распределения товаров в будущем;

рационально использовать и распределять имеющихся ресурсов;

 проводить повышение качества транспортных услуг, повышая конкурентоспособность организации;

свести к минимуму риск банкротства;

 производить инновации на предприятии; улучшать контроль за процессами осуществления транспортировки товаров.

Специалисты, которые занимаются планированием в сфере грузоперевозок, называют логистами.

Перед ними стоит непростая задача. Они должны детально и конкретно проработать каждый маршрут следования и найти самое оптимальное решение.

Специалистами необходимо не только определить оптимальный маршрут, но и подобрать подходящий транспорт. Ведь для различных грузов потребуется свой вид транспортного средства. Именно такой подход к планированию способен существенно снизить транспортные расходы, что не может положительно не сказаться на работе любой организации.

 

Планирование перевозок состоит из трех этапов:

- технико-экономическое планирование;

- календарное планирование;

- диспетчирование.

Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.

Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.

Оперативное руководство ходом транспортных работ, контроль за соблюдением расписаний движения транспортных средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений.

Этапы планирования

Планирование грузоперевозок, как и любой другой процесс, включает в себя несколько этапов.

 На первом этапе составляется план транспортировки тех или иных грузов. Специалист должен принять решение о том, каковы в перспективе должны быть достигнуты цели. Очень важно на данном этапе найти эффективные способы достижения поставленных целей.

Далее происходит организация выполнения поставленных целей с последующей оценкой оказанных услуг. На заключительном этапе планирования происходит контроль и оценка проведенной работы. Если запланированные показатели не были достигнуты, то возможна корректировка показателей, что приводит к улучшению деятельности всей компании в целом.

Выделяют несколько видов планирования грузовых перевозок: перспективный, тактический и оперативный вид. Под перспективным планированием обычно понимают процесс разработки главных направлений на достаточно большой промежуток времени, обычно от 5 до 10-15 лет.

Все расчёты производятся на основании разных видов прогнозов: экономических, социальных, рыночных и др. Все они обязательно рассматриваются в совокупности.

Стратегический вид планирования грузоперевозок обычно осуществляют согласно выбранной стратегии распределения, которая была выбрана в организации. Этим видом планирования обычно занимается высшее руководство.

 Под тактическим планированием, как правило, понимается создание планов грузоперевозок созданной системе распределения грузов. Они тесно связаны со стратегическими целями.

Тактическое планирование обычно учитывает все имеющиеся взаимосвязи, которые сложились в компании. Оперативное планирование — это решение ежедневных задач в области грузоперевозок. Эту задачу обычно выполняют менеджеры по доставке и распределению совместно друг с другом.

В рамках данного вида планирования происходит распределение грузоперевозок на небольшой промежуток времени.

В результате осуществления грамотного планирования грузоперевозок компании удается эффективно и без потерь осуществлять свою деятельность.

Планирование позволяет

· предвидеть перспективу развития системы перевозок грузов при распределении продукции на будущее;

· более рационально распределять и использовать ресурсы предприятия при осуществлении поставок конечным потребителям; • повышать качество транспортных услуг в соответствии с конъюнктурой рынка;

· обеспечивать устойчивость бизнеса и избегать риска банкротства;

· эффективно проводить инновационную политику на предприятии;

· повышать эффективность использования автотранспорта и улучшать финансовое состояние предприятия;

· обеспечивать координацию действий поставщика и потребителя при осуществлении перевозок;

· совершенствовать контроль за ходом транспортировки грузов.

Объектом планирования перевозки грузов в системе распределения служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс транспортировки товаров и ресурсов.

Этапы планирования грузоперевозок

Планирование перевозок грузов в системе распределения как процесс практической деятельности включает три основных этапа:

1) составление планов транспортировки грузов, принятие решений о будущих целях перевозок распределяемых товаров и продукции и способах их достижения;

2) организация выполнения плановых решений по доставке товаров и продукции потребителям, оценка реальных показателей деятельности по транспортировке товара потребителям;

3) контроль и анализ конечных результатов перевозок, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности системы перевозок товара в системе распределения.

Стратегическое планирование

Стратегическое планирование перевозок грузов в системе распределения - учитывает взаимоотношения не только внутри предприятия, но и с ее внешними деловыми партнерами и всем окружением, с которым оно непосредственно взаимодействует. При стратегическом планировании перевозок в системе распределения необходимо учитывать следующие факторы:

Внутренние

· какой автотранспорт будет использоваться при доставке продукции потребителям: свой или наемный?

· при положительном решении об использовании своего автотранспорта - определение характера управления собственным автопарком;

· при положительном решении об использовании наемного автотранспорта - оценка конкурентной ситуации транспортного процесса на рынке транспортных услуг; • планирование затрат на доставку грузов и своевременность (при необходимости скорость) транспортировки;

· качество доставки грузов в системе распределения;

· возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов; • способности сотрудников отделов распределения и доставки, руководства предприятия;

· учет принятой в компании стратегии распределении (например, снижение затрат в сети распределения, повышение уровня обслуживания клиентов, сокращение полного цикла заказа, переход на аутсортинг и т.д.);

· принятая в компании система экономических показателей работы транспорта.

Внешние

· соотношение тарифных показателей транспортных услуг конкурентов, по какой системе работают конкуренты: свой или наемный автотранспорт?

· преимущества и недостатки технических характеристик автотранспорта для доставки товара, используемого конкурентами;

· преимущества и недостатки маркетинговой политики конкурентов в области организации перевозок в системе распределения;

· удаленность клиентов от места расположения поставщика;

· транспортная инфраструктура региона сбыта, возможность использования подъездных путей при погрузке и разгрузке продукции;

· конкурентные преимущества использования других видов транспорта при распределении, отличных от автомобильного (авиа-; железнодорожного, речного, морского);

· структура сбыта конкурентов;

· стабильность спроса на продукцию поставщика;

· требования клиентов к уровню транспортного обслуживания при получении продукции;

· возможное изменение товарной специализации покупателей;

· возможные изменения политики ценообразования на рынке транспортных услуг;

· изменение границ рынка за счет увеличения радиуса обслуживания с одного склада;

· возможное изменение грузовой единицы доставки;

· равномерность при осуществлении перевозок в системе распределения продукция;

· возможность индивидуального выбора товароносителей и транспортных средств;

· высокая социально - экономическая значимость автомобильного транспорта в период сезонных увеличений спроса;

· возможности страхования грузов и ответственности перевозчиков;

· время нахождения товара в пути.

Результат после применения стратегического планирования перевозок

Таким образом, стратегическое планирование перевозок в системе распределения продукции осуществляется исходя из выбранной в компании стратегии распределения:

· снижение затрат в сети распределения (укрупнение партии поставки товара, достижение коэффициента полезного использования грузоподъемности и объема автотранспортного средства на максимальном уровне;

· перевозки товаров по сниженным тарифам, включение стоимости за доставку в цену товара, организация перевозок однородных грузов отдельными транспортными единицами);

· повышение уровня обслуживания клиентов (организация доставки товара без учета партии отгрузки, осуществление транспортировки без учета затрат на содержание или привлечение автотранспорта;

· повышение уровня транзакционных издержек при организации перевозок;

· организация маршрутизации процесса доставки товаров с учетом приоритетных клиентов;

· сокращение времени доставки товара потребителям; обеспечение максимальной надежности и безопасности перевозок грузов; перевозки товаров любого уровня комплектации и т.д.);

· сокращение полного цикла заказов (сокращение времени нахождения товара в пути, равномерность отгрузок товара на доставку; минимизация партии поставки; минимизация количества перегрузок товара в пути);

· переход на аутсортинг (полная передача функций транспортировки товара потребителям логистическим посредникам).

Стратегическое планирование перевозок грузов в системе распределения осуществляется в рамках общей стратегии распределения компании, которая является составной частью общей стратегии предприятия на рынке и осуществляется в формах:

· сценария (разработка сценария будущего периода);

· концепции с разбивкой по ключевым направлениям;

· стратегических целей, с четким формулированием конечного результата;

· моделей поведения (разработка стратегии «шаг за шагом»).

Как правило, проектируется и направляется высшим руководством фирмы.

Рис. Процесс стратегического планирования

Тактическое планирование грузоперевозок

Тактическое планирование перевозок в системе распределения – разработка планов перевозок грузов в системе распределения продукции предприятия в процессе реализации стратегических целей или стратегии предприятия. Охватывает взаимосвязи, сложившиеся внутри системы распределения, а также между подразделениями доставки товара, транспортным отделом, отделом распределения и предприятием в целом.

 Особенностями тактического планирования в распределении являются:

· осуществляется в целях уточнения, коррекции, дополнения, одним словом, конкретизацию стратегии;

· выражает наиболее эффективные способы достижения стратегических целей;

· определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией;

· в отличии от стратегического планирования, где определяются общие направления, тактическое планирование это детальное планирование;

· в основном носит краткосрочный или среднесрочный характер;

· решения принимаются специалистами (руководителями) среднего звена компании - начальниками отделов логистики, отделов управления товарными запасами, менеджерами по доставке;

· решаются однородные проблемы;

· принят фиксированный график действий;

· минимум альтернативных решений;

Результат после применения тактического планирования перевозок

Исходя из вышеизложенного, тактическое планирование перевозок грузов автомобильным транспортом в системе распределения, в зависимости от принятого решения об использовании собственного или наемного автотранспорта включает:

· план перевозок, который включает следующие разделы: объем перевозок в тоннах или тонно-километрах, количество и тип автомобилей используемых для транспортировки груза (с учетом особенностей имеющихся ресурсов для проведения погрузо-разгрузочных работ), пункты отправления (местоположение поставщика) и назначения (место дислокации потребителей), основные технико-эксплуатационные показатели работы автомобилей;

· план технического обслуживания (ТО) и ремонта подвижного состава (в случае использования собственного автопарка предприятия);

· планирование потребности в запасных частях и материалах для ТО и технического ремонта (в случае использования собственного автопарка предприятия);

· планирование трудовых ресурсов (руководители и специалисты отделов доставки: менеджер по доставке, механик, экспедиторы);

Планирование затрат на осуществление доставки товара потребителям

· затраты включаемые в плановую себестоимость продукции;

· планирование снижения себестоимости перевозок в системе распределения;

· планирование спроса на услуги логистических посредников (в случае принятия решения об аутсортинге);

· бюджетное планирование перевозок в системе распределения;

· планирование использования при перевозке грузов современных средств связи, коммуникации и программных продуктов.

 

Оперативное планирование перевозок

Оперативное планирование перевозок грузов в системе распределения - это то, чем ежедневно занимается менеджер по доставке совместно с менеджером по распределению товарных запасов в компании.

К нему относится планирование перевозок грузов на небольшой промежуток времени внутри структурных подразделений, участвующих в распределении. Это может быть как день, так и месяц, квартал, полугодие и даже год.

Направлено на решение промежуточных тактических задач и нацелено на выполнение тактических планов по транспортировке грузов потребителям.

«Оперативные планы разрабатываются в форме план - графиков или сетевых планов, представляющие собой привязанные к календарю последовательно выполняемые действия и операции».

Виды оперативного планирования

Оперативное планирование может осуществляться в следующих формах:

· месячный план - график перевозок продукции потребителям с разбивкой по неделям и календарным дням, по видам сообщений;

· план - график постановки транспорта под погрузку;

· план - график времени подачи автомобилей под погрузку на складе поставщика разгрузку на складе конечного потребителя;

· нормативы времени погрузки различных типов автомобилей;

· нормативы сроков доставки грузов;

· ежедневный распорядок работы менеджера по доставке грузов;

· нормативы полного цикла документооборота при организации перевозок продукции;

· мониторинг информации о процессе перевозки продукции;

· ежедневного взаимодействия с представителя логистических посредников или транспортным отделом предприятия;

· нормативы использования грузоподъемности и объема транспортных средств в зависимости от характера и номенклатуры груза, используемой транспортной единицы;

· план - график формирования поставок;

· схемы размещения грузов внутри автотранспортных средств;

· нормативы по соотношению долей различных грузов при осуществлений перевозки в единой поставке и т.д.

 

Логистическая концепция построения модели транспортного обслуживания

Построение модели транспортного обслуживания основывается на рациональных маршрутах перевозки и графиках (расписаниях) доставки, т.е. маршрутизации перевозок.

Маршрутизация – это наиболее совершенный способ организации потока, который оказывает существенное влияние на эффективное использование автомобильного транспорта.

Создание маршрута позволяет точно определить оптимальный объем перевозок, количество транспортных средств, осуществляющих эти перевозки, что способствует сокращению простоя под погрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава и высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов. Вместе с тем маршрутизация перевозок позволяет повысить производительность при одновременном сокращении количества транспортных средств.

В условиях, когда созданы маршруты, определены сроки поставки и они соблюдаются, запасы потребителей могут сокращаться в 1,5-2 раза. Однако в этом случае очень важны последовательность и своевременное выполнение таких операций, как:

• определение базового рынка и его рациональный радиус действия;

• определение потребителей продукции и составление карты дислокации;

• фиктивная работа;

• прогнозирование объема перевозок и необходимого количества продукции;

• расчет оптимальной партии поставки продукции;

• передача информации о потребителях;

• выбор подвижного состава;

• расчет рациональных маршрутов;

• составление согласованных графиков поставки продукции.

Сроки выполнения операций должны определяться заранее.

Для этого следует составлять сетевой график, отражающий технологическую связь и последовательность работ (рис. 2.4).

Сетевой график состоит из узлов, обозначенных кругами, и соединяющих их «ребер» (стрелок). Каждому узлу соответствует некое событие, заключающееся в окончании того или иного этапа работ. Каждому «ребру» (стрелке) соответствует определенная работа, понимаемая как процесс, а не конечный результат.

Например, «ребро» 0- 1 обозначает определение базового рынка и его радиус действия, заканчивается этот процесс в узле 1.

Для каждой работы задается продолжительность, которая обозначена на «ребрах» графика в принятых для данного графика единицах (днях).

Смысл графика состоит в том, чтобы отразить все технологические связи между работами. Например, работы 2-3 и 2-6 начинаются одновременно, а работа 5-9 – только после завершения этапов 8-5 и 4-5.

 В ряде случаев для связи событий приходится пользоваться так называемыми «фиктивными работами» с нулевой продолжительностью. На рис. 2.4 они обозначены пунктиром.

Рассчитаем для нашего примера длительность критического пути, т.е. всего цикла согласованного графика доставки продукции.

Для этого введем следующие обозначения:

i,j -номера событий (событие i предшествует событию j);

t(i-j) – продолжительность выполнения работ;

tр(i),tp(j) – самый ранний срок свершения событий i или j;

tn(i),tn(j) – самый поздний срок свершения событий i или j.

Срок свершения любого j -го события можно определить по максимальному значению суммы самого раннего срока свершения предшествующего первого события и продолжительности связывающей их работы, т.е. по формуле

При расчетах принимаем, что самый ранний срок (дни) свершения нулевого события равен нулю, т.е. t р(0) = 0. Тогда:

t p(1)= t p(0)+ t (0,1)=0+15=15

Для второго события предшествующим является событие t р(1). Его срок свершения (дни) будет определяться так:

t p(2)=max(t p(1)+ t (1-2))=15+6=21

Очевидными здесь будут два направления: 2-3-4-5 и 2-6-7-8-5. Вся информация сходится в пункте 5. Затраты времени одинаковые – 18 дней, поэтому к пункту 5 затраты времени составят 39 дней (18 + 21). Учитывая затраты времени на события 9 и 10, получим критический путь, равный 74 дням (39 + 15 + 20).

Самостоятельная работа №8.

Подготовка доклада в виде презентации, (реферат) на тему: Потери при доставке груза. Как бороться и как избежать потери.

Выполненную работу отправить по эл. почте: davidenkospb@mail.ru к 22.03.20 г.

 

Преподаватель                                                                         Давыденко С.М.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: