Для студентов IV курса лечебного факультета

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ IV КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

1. Тема занятия: ХРОНИЧЕСКИЕ ЭНТЕРИТЫ (ХЭ).

2. Значение изучения данной темы для дальнейшего обучения в ВУЗе:

Заболевания кишечника являются распространенными болезнями пищеварительной системы. Сложность дифференциального диагноза и обследования больного предъявляют большие требования к знания врача по вопросам энтерологии. 

3. Цель практического занятия:

Студент должен знать: этиологию и патогенез хронических энтеритов, их классификацию, методы диагностики (клинические, лабораторные, копрологический анализ кала, анализ кала на дисбиоз, пробу с Д-ксилозой), инструментальные (ректороманоскопию, ирригографию, рентгенологический пассаж бария по кишечнику, энтероскопию).

Студент должен уметь: выявлять с помощью анамнестических и физикальных данных исследования признаки поражения тонкого и толстого кишечника (симптомы кишечной диспепсии, абдоминальный болевой синдром, болезненность при пальпации отрезков толстой кишки, болезненность в точке Поргеса, клинические симптомы мальабсорбции). Студент должен уметь оценить результаты лабораторных и инструментальных методов (копрологический анализ кала, анализ на дисбактериоз, общий и биохимический анализ крови, данные ректороманоскопии, ирригографии, пассажа бария по кишечнику, пробу с Д-ксилозой, серологический анализ на целиакию). На основании выявленных данных студент должен уметь сформулировать и обосновать клинический диагноз хронического энтерита, провести дифференциальную диагностику с другими болезнями, имеющими сходную симптоматику (ферментопатии, синдром короткой тонкой кишки, болезнь Уипла, лимфома кишечника, колоректальный рак, язвенный колит, болезнь Крона, дивертикулярная болезнь). Студент должен уметь выбрать и обосновать программу терапии с применением антибактериальных, адсорбирующих средств, средств, действующих на моторику, препаратов заместительной терапии.

Студент должен владеть:

1) Навыками опроса и обследования больного с заболеваниями кишечника, выявления синдрома мальдигестии и мальабсорбции;

2) Составлением программы лабораторно-инструментального обследования больного;

3) Владеть методами оказания неотложной помощи при энтеритах и колитах (диарея, кровотечения);

4) Методами профилактики развития энтеритов и колитов.

4. Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки:

Студент должен знать: анатомию, физиологию, патофизиологию тонкой кишки; методы клинической, лабораторной, инструментальной диагностики заболеваний кишечника; ознакомиться с классификациями хронических энтеритов и колитов. Студент должен уметь пальпировать живот.

Базисные разделы смежных дисциплин для повторения: анатомия, физиология, патофизиология кишечника, пропедевтика внутренних болезней, инфекционные болезни.

Контрольные вопросы по теме ХБХ

1. Хронические энтериты (определение).

2. Этиологические факторы энтеритов.

3. Патогенетические факторы энтеритов.

4. Клинические (анамнестические, физикальные) признаки энтеритов.

5. Классификация энтеритов.

6. Ферментопатии (определение, классификация).

7. Лабораторные методы диагностики заболеваний кишечника (ОАК, копрологический анализ кала, анализ кала на дисбиоз, ОКИ-тест, биохимический анализ крови, проба с Д-ксилозой). Серологическая диагностика целиакии.

8. Инструментальные методы диагностики: информативность ректороманоскопии, ирригографии, эндокапсулы и энтероскопии, рентгенологического пассажа бария, гастролайзера.

9. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать хронические энтериты?

10. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать хронические колиты?

11. Целиакия (клиника, лечение).

12. СИБР (определение, этиология, диагностика).

13. Дифференцированное лечение энтеритов и колитов.

5. Обучающие ситуационные задачи с эталонами ответов (см. в приложении).

6. Тестовые задания для самоконтроля при подготовке к занятию (см. в приложении).

7. Рекомендуемая литература:

Обязательная:

а) Лекция.

б) Лазебник Л. Б., Голованова Е. В., Алексеенко С. А., Бакулина Н. В., Барановский А. Ю. и др. Рекомендации по профилактике и лечению эзофаго-гастро-энтеро-колопатий, индуцированных нестероидными Противовоспалительными препаратами (НПВП). Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология 2018;151(03): 04–18.  www.nogr.ru

в) Ардатская М. Д., Бельмер С. В., Добрица В. П.,Захаренко С. М. и др.Дисбиоз (дисбактериоз) кишечника: современное состояние проблемы, комплексная диагностика и лечебная коррекция. Экспериментальная и клиническая

г) Лазебник Л.Б., Ткаченко Е.И., Орешко Л.С., Ситкин С.И. Рекомендации по диагностике и лечению целиакии у взрослых. Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология 2015; 5: 03–12. - www.nogr.ru

д) Внутренние болезни. Мартынов А.Н., Мухин Н.Н., Моисеев В.С. – М., Гэотар – Мед, 2012.

Дополнительная.

а) гастроэнтерология 2015; 5: 15–30. - www.nogr.ru

б) Свистунов А.А., Осадчук М.А., Киреева Н.В., Ачкасов Е.Е. НПВП-индуцированная энтеропатия: современное состояние проблемы. Тер.архив, 2018; 90 (8): 95-100.

в) Ярмоленко О.А., Малаева Е.Г., Худяков И.А., Меньшакова М.Н., Кобрусева Л.А. Диабетическая энтеропатия. Проблемы здоровья и экологии. 2018; 3 (57): 70-74.

г) Циммерман Я.С. Классификационные схемы основных гастроэнтерологических заболеваний. Пермь, 2012, 2014.

д) Циммерман Я.С. Гастроэнтерология. М., ГЭОТАР-МЕДИА, 2012.

е) Хендерсон Дж.М. Патофизиология органов пищеварения. С-Пб, 2012.

ж) www.Consilium medicum.ru

з) www.РГА.ru

Работа на занятии:  

План занятия. В начале занятия преподаватель проводит устную или письменную проверку исходных знаний студентов (контрольные вопросы или тестовый контроль). Затем студенты проводят курацию своих больных.

Следующий этап: разбор тематического больного (хронический колит или хронический энтерит; желательно из курируемых студентами больных). Куратор (в учебной комнате) докладывает жалобы, анамнез болезни, анамнез жизни больного, объективные данные при поступлении. Затем в палате студенты обследуют больного (дополнительные вопросы, пальпация органов брюшной полости, общий осмотр больного).

Дальнейшее обсуждение проводится в учебной комнате (предварительный диагноз, план обследования больного для подтверждения диагноза). Студенты знакомятся с результатами обследования больного. С учетом клинических, лабораторно-инструментальных методов проводят дифференциальную диагностику, устанавливают окончательный диагноз, обосновывают его на основании жалоб, анамнеза жизни, объективных данных, лабораторно-инструментальных методов обследования. Проводится сравнительный анализ энтеральных и колитических синдромов, обсуждаются вопросы мальабсорбции и мальдигестии при поражении тонкого кишечника. В плане дифференциального диагноза разбирается клиника, диагностика синдрома раздраженного кишечника, обсуждаются принципы дифференцированного лечения хронических энтеритов (2 часа).

8. Место проведения занятия: учебная комната, больничная палата.

9. Оснащение: схемы, копрологические анализы, анализы кала на дисбактериоз, рентгенограммы кишечника, истории болезни, учебные истории болезни, лекарственные средства (рекламные буклеты, наборы лекарств и аннотаций к ним), ситуационные задачи, тестовый контроль.

10. Время проведения занятия: 4 часа, 9.00-12.15

11. Форма отчетности студента: ответы на контрольные вопросы, тесты, устные ответы с оценкой знаний.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: