Решение споров в международных организациях

Центральная роль в системе органов, занимающихся проблемами мирного разрешения споров, принадлежит Совету Безопасности ООН. Совет Безопасности, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи средств, перечисленных в Уставе ООН (переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям и т.д.).

Он уполномочен расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Более того, Совет Безопасности уполномочивается в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, или в ситуации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования. При этом он принимает во внимание любую процедуру для разрешения спора, которая уже выбрана сторонами. Давая рекомендации по выбору процедуры или метода урегулирования спора, Совет Безопасности принимает также во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный суд в соответствии с положениями Статута Суда.

Генеральная Ассамблея ООН на своей XXXVII сессии 15 ноября 1982 г. одобрила Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров. В ней признается необходимым повышение эффективности ООН в мирном разрешении международных споров и поддержании международного мира и безопасности согласно принципам справедливости и международного права.

Важная роль в урегулировании споров и конфликтных ситуаций принадлежит Генеральному секретарю ООН. Согласно ст. 99 Устава ООН он имеет право доводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Генеральный секретарь по поручению Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи осуществляет посреднические полномочия или оказывает добрые услуги государствам-участникам спора.

В Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности 1988 г. отмечается, что Генеральному секретарю, если к нему обратились государство или государства, непосредственно затронутые спором или ситуацией, следует в ответ незамедлительно призвать эти государства искать пути решения или урегулирования мирными средствами по своему выбору в соответствии с Уставом ООН и предложить свои добрые услуги или другие имеющиеся в его распоряжении средства, которые он считает подходящими.

Ему следует рассматривать возможность обращения к государствам, непосредственно затронутым спором или ситуацией, с тем, чтобы не допустить их перерастания в угрозу для поддержания международного мира и безопасности. Генеральному секретарю следует, когда это целесообразно, рассматривать возможность полного использования возможностей по установлению фактов, включая направление представителя или миссий по установлению фактов с согласия принимающего государства в районы, в которых существует спор или ситуация. Генеральному секретарю следует поощрять, когда это целесообразно, усилия, предпринимаемые на региональном уровне для предотвращения или устранения спора или ситуации в соответствующем регионе.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Виды и характеристика международных разногласий.

2. Способы решения международных разногласий.

3. Органы, участвующие в мирном урегулировании международных конфликтов.

4. Международные третейские суды (арбитраж).

5. Международный суд ООН.

6. Решение споров в международных организациях.

 

 

Тема 5: Ответственность в международном праве.

1. Понятие и основания международно-правовой ответственности и ее источники. Виды международных правонарушений.

2. Виды и формы ответственности государств.

3. Международно-правовая ответственность международных организаций.

4. Уголовная ответственность физических лиц за преступления международного характера.

Литература:

1. Алексеев Н. С. Ответственность нацистских преступников. – М, 1968.

2. Бирюков П. Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система Российской Федерации. – Воронеж, 1997.

3. Блищенко И. П., Фисенко И. В. Международный уголовный суд. – М., 1994.

4. Василенко В. А. Международно-правовые санкции. – Киев, 1982.

5. Верещетин В. С. Новый шаг на пути кодификации права ответственности государств // Российский ежегодник международного права. 1992.–
 С-Пб., 1994.

6. Карпец И. И. Международная преступность. – М., 1988.

7. Курс международного права. В 7 т. Т. 3. – М., 1990.

8. Лукашук И. И. Право международной ответственности. – М., 2004.

9. Манийчук Ю. В. Последствия международного правового нарушения. – Киев, 1987.

10. Нешатаева Т. Н. Санкции системы ООН (международно-правовой аспект). – Иркутск, 1992.

11. Панов В. П. Международное уголовное право. – М., 1997.

12. Раскалей С. Б. Объективная ответственность государств в международном праве. Киев, 1985.

13. Ушаков Н. А. Основания международной ответственности государств. М., 1983.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: