Составление описательных рассказов по сюжетной картине

 Для рассказа по сюжетной картинке картинно-графический план просто необходим. Ребенку трудно «сконструировать ситуацию», изображенную на картине, придумать развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить речевым материалом схему построения высказывания: зачин – развитие событий – итог.

При составлении описательных рассказов по сюжетной картинке особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. Существует несколько видов занятий с картинным материалом.

Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картинке с придумыванием детьми предшествующих событий. Например, картинка: «Зимние виды спорта».

При составлении повествовательного рассказа по этой картинке  детям раздаются карточки с фрагментами картинки и предлагается им составить предложения.  Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

Составлении рассказов по замыслу.

Дети подготовительной к школе группы могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки.

 

Внедрение методики.

Реализация методики происходит на протяжении всего периода обучения на всех этапах коррекционной работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. Внедрение методики проходит в ходе образовательной деятельности на индивидуальных, групповых и подгрупповых занятиях.  На основе перспективного планирования мною был подобран цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наглядного моделирования. Занятие проводится один раз в неделю. Вся работа делится на три этапа:

Первый этап. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек символов, мнемотаблиц, сенсорно графических схем. В этом периоде решаются задачи:

· Обучение детей умению задавать вопросы, и отвечать на них;

· Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по лексическим темам;

· Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам демонстрируемого действия.

· Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов.

Второй этап. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек символов, опорных схем.

Задачи этого этапа:

· Учить составлять простые предложения, распространённые однородными членами, сложные предложения с союзными словами, сначала и потом.

· Учить составлять простые рассказы по непосредственному восприятию.

· Обучать пересказу и составлению рассказа по картине и по серии картин.

Третий этап. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек символов, мнемотаблиц.

Задачи этого этапа:

· Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии картин, из опыта.

· Составление различных типов сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами.

· Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

В качестве моделей использовались:

- геометрические фигура;

- символические изображения предметов (условные обозначения, символические контуры, пиктограммы);

- планы и условные обозначения используемые в них;

- мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы;

- опорные схемы;

- карточки – символы.

Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи идут в программе по степени их усложнения:

- рассказы детей по готовому образцу;

- рассказы по восприятию;

- рассказы по памяти;

- рассказы по воображению.

Виды работы по формированию умения составления описательных рассказов:

· подготовительные упражнения к описанию предметов;

· формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;

· описание предметов по основным признакам;

· обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков-микротем);

· закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий;

· усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

Используя в своей работе наглядное моделирование, учу детей:

·  проводить исследование, анализировать, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

· формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

· применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Применение данной методики способствует развитию у детей не только умения составления описательных рассказов, но и развития связной речи в целом, а также способствует обогащению словарного запаса.

Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) способствует совершенствованию психических процессов, облегчает и ускоряет процесс связного высказывания.

Для внедрения методики в работу детского сада, мною были подобраны и проведены консультации  для воспитателей (приложение №1) на следующие темы:

1. «Совершенствование связной речи»;

2. «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР 3- го уровня»;

3. «Развитие связной речи старших дошкольников с применением наглядного моделирования и графических схем»;

4. «Использование наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР».

Выступление на педагогическом совете на тему: «Создание речевой среды в старшей группе».

В рамках проекта «Недели логопедии», были подобраны игры с наглядным моделированием.

Подобраны конспекты занятий по развитию связной речи детей. Обучение описательным рассказам.

 

 

Оценка эффективности использования методики схем и моделей при составлении описательных рассказов.

В результате использования методики у детей:

Ø Появилось желание пересказывать тексты, придумывать рассказы, интересные истории.

Ø Появился интерес к заучиванию стихов, потешек, загадок.

Ø Обогатился словарный запас.

Ø  Развивается связная речь.

Ø Сформировалась самостоятельность, усидчивость.

Ø Появилась полнота и точность отражения в описательных рассказах основных свойств предмета.

Ø Сформировалось умение систематизировать материал, располагать его в нужной последовательности.

Ø Совершенствовались такие психические процессы как память, внимание, мышление.

Ø Появилось умение составлять план предстоящего связного текста.

Ø Выработалось умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, что невозможно без достаточного словарного запаса, синтаксических умений.

Ø Улучшилось словесно-логическое мышление.

 

 

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

          

 

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной  работы.

 

Из всего выше сказанного  можно сказать: метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Как показал опыт моей работы, введение в занятия по обучению рассказыванию различных заданий творческого характера, использование картинно-графических схем, игровых и компьютерных технологий значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.

В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, то есть тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе. 

 Результаты эксперимента показали следующее:

Ø Чем раньше выявляются недостатки речевого развития, тем лучше заметен результат.

Ø Занятия должны, быть организованы в игровой форме с использование инновационных технологий, различных форм и приёмов обучения.

Ø  Соблюдение принципа последовательности и поэтапности.

Ø Должна быть, оборудована предметно-развивающая среда.

Ø Использование эстетической наглядности.

Ø Систематическая работа по расширению пассивного и активного словаря.

Ø Составление рассказов по моделированному плану рассказа.

Ø Заучивание стихотворений по опорным схемам.

Ø  Проведение систематической работы с родителями.

 Такая работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и, в конечном счёте, подготовить их к обучению в  школе.

  Результаты  показали, что речь детей с ОНР значительно отличается от связной речи детей с нормальным развитием. Поэтому проделанная работа доказывает актуальность данной темы. С детьми нужно продолжать работу над формированием связной речи не только в условиях детского сада, но и дома. Своевременная работа – это важнейшее условие полноценного речевого и общего психического развития.

Задача современного логопеда состоит в том, чтобы вовремя выявить и работать над формированием связной речи. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены. 

 

 

Список литературы:

 

1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие М., Издательский центр «Академия», 1998г. – 400с.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 2002.

3. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология. 1994. № 2.

4. Гомзяк О. С. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.

5. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации. - М. Баласс, 2006. – 304с.

6. Давыдова, Т.Г., Возная, В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя 2008г. № 1. с.36

7. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с окружающим миром. Практико-ориентированная монография - М.: 2007. – 128с.

8. Коноваленко В.В. Развитие связной речи. М.: 2000.

9. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.М.: Творческий центр, 2005.

10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2003.

11. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 64с.

12. Ткаченко, Т. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. – 1990. № 10. С.26

13. Ткаченко Т.А. Если дошкольник говорит плохо. СПб.: 1998.

14. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 1990. №10.

15.  Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993

Актуальность: Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.

Связная речь не формируется стихийно, это «продукт» длительной работы, с одной стороны, социальной окружающей среды, а с другой целенаправленного обучения. Не даром множество работ ведущих специалистов, как в педагогике, так и в психологии и лингвистике посвящены данной проблеме (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.А. Ладыженская, А.М. Бородич и др.)

Развитие связной монологической речи относиться к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Особенно актуальна эта задача, учитывая интеграционные процессы в современном обществе. Правильная, чистая и логически стройная связная речь - это путь к успешной социализации детей с речевой патологией.

Описательная речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, как показывает опыт обучении детей с ОНР, оказывается наиболее несформированным (В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева и др.). Безусловно, нельзя не отметить влияние занятий по развитию речи, обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение. Правильная организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на ряду, с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана.

Не смотря на разработанность данной проблемы, она остается актуальна и требует разработки новых, более эффективных методов, средств и форм организации работы по формированию связной речи.

 

Цель: Научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Объект: развитие описательной речи детей

Субъект: Ребенок с общим недоразвитием речи, имеющий недостатки описательной речи.

Задачи:

1. Развитие связной речи детей;

2. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, воображение, образного мышления;

3. Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

4. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;

5. Формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета;

6. Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

7. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

8. Обогащение словарного запаса детей.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: