МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ
для студентов СПО
Подготовил:
преподаватель первой
квалификационной категории
Михаил Григорьевич Носарев
Тогучин
2019
Методические рекомендации по написанию и оформлению рефератов для студентов СПО / Составитель М.Г.Носарев – ГБПОУ НСО «Тогучинский межрайонный аграрный лицей», 2019. – 17 с.
Методические рекомендации призваны помочь обучающимся по техническим специальностям и профессиям в выполнении и оформлении рефератов. Данное пособие включает последовательность подготовки, структуру реферата, требования к его оформлению.
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании МК заместитель директора по УР
___________ И.А.Кречетов
протокол №____
«____»____________2019г.
от «____» _______2019г.
Председатель МК
______________/ Н.М.Соколов /
подпись ФИО
______________/ П.А.Бабошкин /
подпись ФИО
РЕКОМЕНДОВАНА
Экспертным советом ГБПОУ НСО СПО «Тогучинский межрайонный аграрный лицей»
Протокол № _______от «___» _________2019г.
Председатель экспертного совета___________________/_И.А.Кречетов /
подпись
Разработчик: Носарев Михаил Григорьевич, преподаватель 1 категории
ФИО должность
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
2. РЕФЕРАТ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА.. 5
3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА.. 6
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА.. 10
5. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТА.. 11
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТА.. 11
7. СОВЕТЫ ПО ЗАЩИТЕ РЕФЕРАТА.. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Требования работодателей к современному специалисту, а также Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования ориентированы, прежде всего, на умения самостоятельной деятельности и творческий подход к специальности. Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов, одной из форм которой является написание реферата.
Написание реферата позволяет закрепить приобретаемые студентами умения поиска необходимой информации, быстрого ориентирования в современной классификации источников. Оно инициирует стремление к повышению скорости чтения, выработке адекватного понимания прочитанного, выделение главного и его фиксации – составлению конспекта. Работа над рефератом не только углубляет и расширяет уровень подготовки студентов, но прививает им вкус, навыки научного исследования и самостоятельного письменного изложения теоретических вопросов и обобщения реальных фактов.
Методические рекомендации по разработке, написанию и оформлению рефератов соответствуют требованиям к выполнению научно-исследовательских работ и государственных стандартов ГОСТ 2.105-95.
В пособии даны общие рекомендации по разработке и написанию рефератов, представлены образцы оформления титульного листа, таблицы. Методические рекомендации предназначены для студентов, получающих профессии: 35.01.14. «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка», 23.01.09. «Машинист локомотива», 43.01.06. «Проводник на железнодорожном транспорте», 19.01.17. «Повар-кондитер» и специальность: 23.02.06.«Техническая эксплуатация подвижного состава».
РЕФЕРАТ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Реферирование (от лат.Referre – докладывать, сообщать) – это самостоятельная творческая работа студента по предмету, в которой на основании краткого письменного изложения и оценки различных источников проводится самостоятельное исследование определенной темы, проблемы.
Признаки реферата:
а) реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико-синтетической переработки;
б) будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связанному высказыванию: так ему присущи следующие категории:
- оптимальное соотношение;
- завершенность (смысловая и жанрово-композиционная);
в) для реферата отбирается информация, объективно-ценная для всех читающих, а не только для одного автора;
г) автор реферата не может пользоваться только ему понятными значками, пометками, сокращениями.
Виды рефератов.
В зависимости от количества реферируемых источников выделяют следующие виды рефератов:
а) монографические (написанные на основе одного источника);
б) обзорные (созданные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой).
По виду представленной информации и способу её изложения рефераты делятся на:
а) информативные, или рефераты-конспекты, достаточно полно излагающие все основные положения, доказательства и выводы исходного текста;
б) индикативные, или реферат-резюме, которые перечисляют лишь главные положения и выводы по ним без изложения доказательства
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА
Требования к написанию и оформлению реферата.
Выполнение реферата должно иметь логически-обусловленную последовательность:
1. Определение темы.
2. Поиск, изучение и систематизація отобранных материалов.
3. Составление плана работы.
4. Написание текста.
5. Оформление реферата.
Определение темы.
Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Заинтересованность автора в проблеме определяет качество проводимого исследования и соответственно успешность его защиты. Выбирая круг вопросов своей работы, не стоит спешить воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. Надо попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно.
Поиск, изучение и систематизация отобранных материалов.
При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.
Если возникнет необходимость ознакомиться не только с литературой, имеющейся в библиотеке, но и вообще с научными публикациями по определенному вопросу, можно воспользоваться библиографическими указателями. С согласия библиотеки нужные книги и журналы можно выписать по специальному межбиблиотечному абонементу из любой другой библиотеки. Полезно также знать, что ежегодно в последнем номере научного журнала публикуется указатель статей, помещенных в этом журнале за год. Отобрав последние номера журнала за несколько лет, можно разыскать по указателям, а затем найти в соответствующих номерах все статьи по той или иной теме, опубликованные в журнале за эти годы.
Возможно использование системы Интернет, но с дальнейшим осмыслением собранного материала. Недопустимо скачивание готового реферата.






