Развитие чистоты интонации

В ПЕНИИ ДЕТЕЙ

1. Чистота интонации и музыкальные способности.

В теории и практике музыкального воспитания и образования умение петь, чисто интонируя, обычно считается главным признаком музыкальности и служит доказательством хорошего музыкального слуха.

Однако специальные исследования показали, что умение петь отнюдь не является единственным доказательством музыкальной одарённости. Кроме того, есть и другие признаки наличия музыкальных способностей.

Согласно данным исследованиям Б. М. Теплова, «основными музыкальными способностями являются:

1) Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или, что то же, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения…

2) Способность к слуховому «представливанию» (термин Б. М. Теплова), т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение…

3) Музыкально – ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний…».

Б. М. Теплов доказывает, что умение петь зависит от степени развития способности к слуховому «представливанию», но не меньшее значение для определения музыкальности имеют и две другие способности – ладовое и музыкально-ритмическое чувство.

Эти положения имеют существенное значение потому, что ими опровергается неправильная точка зрения, согласно которой дети, не умеющие петь, считались не музыкальными.

Б. М. Теплов доказывает, что основные музыкальные способности могут проявляться с различной силой, но все они поддаются развитию, совершенствованию. Музыкальные способности развиваются особенно успешно в результате планомерного педагогического воздействия на детей, если при этом учитываются индивидуальные особенности их музыкальности.

Успех педагогической работы зависит от знания индивидуальных особенностей музыкальности детей. Педагог ускоряет музыкальное развитие ребёнка, обращая особое внимание на развитие той способности, которая проявляется слабее, чем другие.

Отсутствие чистоты интонирования еще не указывает на неспособность к пению. Особенно это высказывание относится к дошкольному и младшему школьному возрасту, когда большинству детей очень сложно правильно передать мелодию песни только потому, что они ранее совсем не пели или не задумывались над правильной интонацией.

Способность чистоты интонирования может быть развита как и остальные музыкальные способности.

Умение правильно передавать мелодию связывается с развитием мелодического слуха, который определяется как «музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии».

Главные компоненты мелодического слуха:

ñ Ладовое чувство — эмоциональный компонент музыкального слуха.

ñ Музыкальные и слуховые представления.

 

Одно из проявлений ладового чувства у детей и у взрослых — интерес и любовь к слушанию музыки. Ладовое чувство так же проявляется в узнавании мелодии, в чувствительности к точности музыкальной интонации. Ладовое чувство — основа осмысленного, правильного восприятия музыки. Исследования доказали, что при восприятии мелодии у слушающего имеется ладовая настройка, благодаря которой он воспринимает мелодию как нечто целое, а не как простую последовательность отдельных интервалов. Проведённые опыты доказали, что не только взрослые, но и дети воспринимают мелодию как комплекс звуков в их соотношении с тоникой.

Развитие ладового чувства осуществляется на основе развития музыкальных представлений в процессе неоднократного восприятия музыки.

Представление – след восприятия, чувственное отражение действительности, образ предметов и явлений, которых в данный момент не воспринимаем.

Пение мелодии невозможно без определённого её представления, т. е. представления её звуковысотного и ритмического движения. Представление мелодии должно быть точным, иначе воспроизведение мелодии будет неправильным.

Восприятие выразительности музыки возможно только в единстве её звуковысотной и ритмической сторон. Вместе с тем и представление мелодии только тогда становится точным, когда в нём сохраняются и звуковысотные, и ритмические соотношения.

Поэтому нельзя развивать ладовое чувство и музыкальные представления отдельно от музыкально-ритмического чувства.

Умение чисто интонировать возникает только на определённом этапе развития музыкальных представлений, сначала при опоре на непосредственное восприятие мелодии, когда пение поддерживается инструментом или голосом педагога, дающим точное звучание.

Более высокой ступенью является самостоятельное пение знакомых мелодий без сопровождения. Здесь отсутствует опора на непосредственное восприятие мелодии (фортепиано или педагога).

Когда мелодия поётся сразу после прослушивания, но без сопровождения, можно считать, что уже есть элементы пения по представлению, но близко связанные с восприятием и поющий опирается на свежее впечатление.

Значительно труднее припомнить и спеть знакомую мелодию, опираясь лишь на её представление, вызванное в памяти. Это возможно только при наличии произвольного или «свободного» представления мелодии. Этим обстоятельством объясняется сравнительная трудность достижения правильного пения «а капелла», как сольного, так и ансамблевого.

Способность произвольно, т. е. сознательно, по своему желанию, пользоваться слуховыми представлениями без опоры на их восприятие определяется рядом музыкантов как «внутренний слух». Пение без сопровождения возможно только при развитом «внутреннем слухе».

Путь развития у детей «внутреннего слуха» в случае слабой способности пользоваться слуховыми представлениями: наиболее целесообразно начинать развивать внутренний слух с наиболее естественной и лёгкой формы его проявления – с представлений, непосредственно связанных с восприятием и имеющих опору в реальном звучании. Но это является лишь этапом, за которым должна следовать работа по воспитанию «свободных» представлений, «чистого внутреннего слуха».

У детей с сильным слуховым (репродуктивным) компонентом музыкального слуха «свободные» представления ярко проявляются уже в ранние годы, тогда как у других они возникают лишь в результате большой педагогической работы.

2. Чистота интонации и певческий голос.

Чистота интонации в пении в любом возрасте зависит не только от развития слуха (способность воспринимать музыку), но и от умения владеть голосом (способность воспроизводить мелодию).

Согласно взглядам, которые высказываются в современной вокальной педагогике, обучение пению представляет собой целостный процесс.

В ряде работ вопросы развития певческого голоса рассматриваются не только в свете совершенствования голосовой функции. Процесс развития голоса певца рассматривается в тесном взаимодействии не только с органом слуха, но и с психикой и социальными условиями жизни.

 

 

Чистота интонации в пении возникает в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию и дикции. В пении очень важно умение сохранить правильное певческое звучание. Сохранению правильного певческого звучания способствует правильное формирование гласных, поющихся на певческом дыхании. Пение гласных развивает певучесть звука, его протяжённость. В правильном произнесении гласных и согласных большое значение имеет работа артикуляционного аппарата, т. е. органов произношения (нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки). При хорошей артикуляции будет и чёткая дикция. Хорошее открывание рта, активная работа губ и языка в соединении с правильным звукообразованием и дыханием облегчает правильное произношение слов и способствует точной, чистой интонации. В достижении правильного звукообразования придаётся большое значение правильной «атаке» звука. Рекомендуется активная подача звука – средняя между мягкой и твёрдой атакой. Твёрдая атака звука не рекомендуется, так как создаёт в начале обучения пению опасность громкого, резкого звучания, очень вредного для голоса, нередко ведущего к несмыканию связок и потере чистоты интонации.

 

При определении типа голоса придаётся большое значение правильному нахождению примарных тонов. Под примарными тонами (или примарным звучанием) понимается наиболее лёгкое, правильное и естественное звучание одного или нескольких звуков голоса, обычно находящееся в середине диапазона. В зависимости от расположения примарного звучания и определяется тип голоса.

Развитие голоса рекомендуется начинать именно с примарных звучания, как наиболее естественного и не напряжённого, постепенно расширяя диапазон голоса вниз и вверх и работая одновременно над всеми вокальными навыками. Тогда наряду с другими навыками чистота интонации, естественная для части диапазона, лежащей в области примарного звучания, будет развиваться и на всём протяжении диапазона.

Следовательно, навык чистого интонирования зависит от различных вокальных навыков. Однако процесс обучения пению не может рассматриваться только как развитие голоса.

В вокально-педагогическом процессе большое значение необходимо уделять формированию личности певца – его общему и музыкальному развитию.Обязательно нужно учитывать индивидуальные психологические особенности учеников.

3. Пути развития чистоты интонации.

В ряде исследований установлена зависимость умения чисто интонировать от развития голоса и слуха. Эта зависимость является общей для любых возрастов.

Вместе с тем развитие у детей умения чисто интонировать нельзя рассматривать вне связи с конкретными задачами воспитания и развития, так как обучение пению является частью общего процесса музыкального воспитания детей.

Основная цель музыкального воспитания – способствовать всестороннему развитию детей, совершенствуя не только музыкальные способности, но и такие стороны личности, которые могут ярче проявляться под влиянием музыки, песни.

Обучение умению чисто интонировать прежде всего необходимо рассматривать как часть всего процесса обучения пению. В содержание обучения пению входит не только развитие у детей любви и интереса к музыке, не только сообщение им круга элементарных знаний о музыке, но и воспитание элементарных зачатков художественного вкуса.

Всё это определяет пути развития навыка чистого интонирования у детей.

Главная задача педагога по вокалу – способствовать общему и музыкальному развитию детей. Развитие слуха и обучение элементарным певческим навыкам, ведущее к развитию чистоты интонации, – средства для выполнения этой задачи.

 

4. Пути развития музыкального слуха.

Следует систематически осуществлять связь в развитии у детей способности восприятия музыки и способности воспроизведения мелодии.

Степень глубины эмоциональности восприятия и степени осознавания воспринятого у детей младшего школьного возраста не только значительно поверхностнее, чем у более взрослых, но, кроме того, относится только к тому кругу предметов и явлений, с которыми они успели познакомиться в течение своей жизни, т. е. к кругу, довольно ограниченному.

Так как музыка отражает состояние чувств, дети воспринимают в музыке, в песне чувства, которые доступны им по характеру и глубине. Музыка обычно воздействует на детей с самого раннего возраста (с 1 – 2 лет), радует их, вызывая интерес, желание ещё и ещё её послушать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: