VI. Обобщение и систематизация знаний

1. Беседа с обучающимися по вопросам:

- Петр проходит, трудный жизненный путь: обретение смыла жизни, любви, признания. Расскажите о дальнейшем его жиз­ненном пути. Как пришло ему признание?

- Пётр начинает верить в себя, в свой талант, дающий ему преимущество над толпами «зрячих». Главным делом для него стала музыка, через которую он «видит» мир и в которой выража­ет к нему отношение. В эпилоге мы видим Петра в Киеве на концерте. Это уже не робкий юноша с комплексом калеки, это состоявшаяся личность, профессиональный музыкант и композитор, сила таланта которого может заставить зал плакать.

- В полном тексте Пётр женится на Эвелине, у них родится сын, который оказывается зрячим. Пётр встречает на своём жизненном пути многих важных людей: слепых звонарей, слепых нищих…. Всё это вселяет уверенность в музыканта.

- Как вы думаете, был выбор в жизни Петра? Вообще, что такое выбор? Как вы это понимаете?

(Выбор – это умение определить линию жизни, сделать какой-то важный шаг. Перед Петром быстро стояла проблема выбора: смириться и страдать или бросить вызов судьбе?)

Петр выбрал путь поисков, приведший его сначала к странствиям с нищими, а затем к обобщению самого себя как музыканта и человека. Глаза его остались незрячими, а душа исцелилась, прозрела. И за это судьба ему подарила огромное творческое и человеческое счастье: умную, добрую, любящую жену, сына, родившегося зрячим, талант пианиста и композитора.
Задание. Прочитайте эпилог и мысленно представьте ещё раз весь жизненный путь Петра.

- Как вы понимаете слова дяди Максима: «Он прозрел, да это правда – он прозрел»?

(На место слепого, эгоистичного страдания он обрёл в душе ощущение жизни: он стал чувствовать и людское горе, и людскую радость. Повесть «Слепой музыкант» напомнит счастливым о несчастном.)

- Докажите, что понятия света и тьмы имеют в повести прямое и переносное значения.
Свет и тьма приобретают в повести глубокий символический смысл. Свет – это не только свет солнца, недоступный слепому, но и реальный мир, с его жизнью и болью, радостью и страданием. Тьма – это не только вечная ночь в глазах главного героя, но и тихий, отгороженный от мира уголок усадьбы, это и душа Петруся, замкнутая на своём страдании. Путь слепого музыканта – это преодоление тьмы в себе. Что важно для человека. Чудо совершено любовью. В этом магическая тайна повести.

- Что же помогло Петру вернуться к полноценной жизни?
 (Любовь близких, человеческое участие, милосердие окружающих, собственная воля.)- Какие размышления о судьбе встречаются в произведениях В.Г. Короленко?
Жизнь – вечное движение и преодоление, это каждодневный подвиг борьбы с обстоятельствами на пути к счастью. Короленко утверждал, что в страдании самом по себе нет заслуги, оно бывает порою слепо и эгоистично. Заслуга в преодолении страданий, в борьбе за счастье. Каждый из героев совершает свой подвиг: Пётр, Максим, Эвелина, «которая отказавшись от большого и деятельного мира, ничего не навязывала себе. А совершала свой тихий подвиг, подчиняясь органической потребности натуры».

2. Представление своих интеллект-карт к рассказу Л.Н. Толстого «После бала» отдельными учащимися, объяснение их смысла, защита. (По методу технологии критического мышления на уроках чтения.)





VII. Рефлексия (подведение итогов занятия).

- С каким произведением вы познакомились?

- Понравилась ли вам повесть? Что больше запомнилось? Что вас взволновало, опечалило и обрадовало? Расскажите.

- О чём говорится в произведении? (В произведении говорится о слепом мальчике Петре, прошедшем нелёгкий жизненный путь и нашедшем понимание среди людей и смысл жизни. В повести затрагиваются вопросы о том, что такое счастье, где его границы и в чём его смысл.)

- Чему учит данный текст? (Данное произведение учит тому, что не нужно забывать о людях, окружающих вас, о нуждающихся в помощи, нужно быть добрыми, чуткими, заботливыми, терпимыми, человечными, помогать друг другу, не бояться жизни, верить в себя, не останавливаться перед трудностями, уметь делать нужный выбор в жизни, осознать своё предназначение, найти своё место в жизни, прожить достойную и полноценную жизнь. Надо верить, что «все-таки впереди — огни!..». Человек должен идти и дойти до этого света: даже если рушится последняя надежда. Тогда это цельная личность, сильный характер. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила России, ее надежда и опора и, конечно, её свет. Ведь сам Короленко был именно таким.)

- Расскажите о своём отношении к Петру и Эвелине.

- Хотите ли вы быть похожими на кого-нибудь из них? Какие качества вы бы хотели перенять у этих героев?

- Для каждого молодого человека в определенное время встаёт вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. И, лишь осознав эту проблему (выбора пути), приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше. Совсем скоро перед вами также встанет проблема выбора. Заканчивается один из важных, основополагающих этапов в вашей жизни – учёба в школе. Вам нужно будет выбрать будущую специальность, определиться с профессией и со своим будущим. Кроме того проблема выбора может встать перед нами в любой жизненный момент: выбор друзей, поступков…. Хотелось бы чтобы всё в вашей жизни сложилось наилучшим образом, чтобы трудности, встречающиеся на вашем пути, не сломили вас, а сделали вас сильнее и мудрее.

- Ребята, чему вы учились на уроке?

Выставление и комментирование отметок.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание на выбор (творческое, дифференцированное):

1. Написать сочинение-размышление на выбор. Темы:

· Что такое выбор жизни? Как я это понимаю?

· В чём смысл жизни? (Для обучающихся I-II групп.)

2. Пересказ понравившегося эпизода повести. (Для обучающихся III группы.)

(Слайд 21)      

Литература

1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. Допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. - М.: «Просвещение», 1994.

2. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. В помощь школьному учителю. – М.: «ВАКО», 2003.

3. Малышева З.Ф. Чтение. 8 класс. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2004.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «А ТЕМП», 2007.

5. Учебная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. Под редакцией В.В.Воронковой. Допущено МО РФ – М.: Владос, 2011.

6. http://www.biografija.ru/pictures/m_22937.jpg

7. http://saratov-shkola.ru/images/photos/1a6fad72b7959d87017b3e4f1e510650.jpg

8. http://shkolazhizni.ru/img/content/i63/63878_or.jpg

9. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KOROLENKO_Vladimir_Galaktionovich/.Online/Korolenko_V.G.-P001..jpg

10. http://www.museum.ru/img.asp?4860

11.  http://www.museum.ru/img.asp?4862

12. http://cdn1.tulp.ru/system/data/0000/690/600/a6c/53224/original/%D0%B4%D0%BE%D0%BC.jpg?1301943411

13. http://cdn2.tulp.ru/system/data/0000/382/a8a/bf1/53223/original/%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE.jpg?1301943411

 

(Слайд 22)      

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: