Конспект урока чтения в 8 классе по теме «В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Анализ текста»
Акбирова Гульназ Табрисовна,
Учитель русского языка и литературы
Высшей квалификационной категории
ГБОУ «Набережночелнинская школа №69
Для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Тема: «В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Анализ текста».
Цель: проанализировать содержание повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
Задачи:
- Образовательные:
повторить биографию и творчество В.Г. Короленко, повесть «Слепой музыкант», показать духовное обновление обиженного судьбой человека, нарисовать его горький и тернистый путь к осознанию своего предназначения; способствовать формированию умения выборочно выразительно читать текст, отвечать на вопросы, объяснять смысл названия повести, слов и выражений, определять тему и идею произведения, высказывать своё мнение, рассуждать, характеризовать героев повести, читать по ролям, передавать содержание прочитанного произведения.
|
|
2. Коррекционно-развивающие:
работать над развитием и коррекцией воли, восприятия, речи, мышления, внимания, наблюдательности, познавательного интереса, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей.
3. Воспитательные:
прививать любовь к чтению художественной литературы;
воспитывать нравственные качества: уважение к окружающим людям, в том числе к людям с ограниченными возможностями здоровья, терпимость, заботливость, отзывчивость, трудолюбие, умение сострадать, сочувствовать, сопереживать, делать правильный выбор в жизни.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умение слушать и понимать речь других.
Регулятивные действия: целеполагание; самоконтроль; самооценка; коррекция; анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Познавательные действия: общеучебные, логические, перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний; умение структурировать знания.
Коммуникативные действия: умение вступать в диалог; выражать и оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Оборудования:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация; раздаточный материал для индивидуальной работы (конверты с набором карточек – букв и образцы слов); иллюстрации к тексту; интеллект-карты к повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»; тесты для отдельных учащихся; Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено МО РФ. - М.: Просвещение, 2016.
|
|
Тип урока - урок актуализации знаний и умений (урок повторения).
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие учеников, настрой на работу.
II. Речевая разминка. (Слайд 2)
- Артикуляционная гимнастика.
· И – э – а – о – у – ы.
· Ти – тэ – та – то – ту – ты.
· Игра «Эхо».
1 ряд громко произносит звуки и, э, а, о, у, ы.
2 ряд тихо повторяет эти звуки, как эхо.
- Чтение скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
III. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
1. Вступительное слово учителя.
- «Совесть эпохи», «светлый духом», «праведник» - так говорили о Владимире Галактионовиче Короленко современники. Какую жизнь прожил этот писатель? Об этом мы вели беседу на предыдущих уроках. Давайте вспомним основные факты биографии и творчества В.Г. Короленко.
2. Краткий пересказ учеником биографии В.Г. Короленко. (Слайды 3-7)
3. Слово учителя о писателе.
- Мы познакомились с вами с интересным человеком, писателем В.Г. Короленко. Он прожил долгую жизнь, в которой были и борьба за кусок хлеба, и преследования властей, ссылки, аресты, многочисленные доносы, надзор, огромное желание писать и быть интересным для читателей. Он писал о многом: о страдании, лишениях простого человека, о его стремлении быть нужным, полезным близким, родным, о нравственной красоте, чистоте, богатстве души; размышлял о том, что составляет сущность русского народа.
- Дома вы должны были перечитать последние три главы повести «Слепой музыкант» и подготовить сообщение о тех людях, которые сыграли огромную роль в жизни главного героя повести. Кроме того некоторым ученикам было предложено составить интеллект-карты. Позже я выслушаю ваши ответы.
IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Знакомство с темой, целями урока.
- На предыдущих уроках мы прочитали повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Сегодня мы завершаем изучение данного произведения. Наша задача на уроке - проникнуть в «тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта, а также какие нравственные заповеди оставил автор потомкам в своей повести. На уроке мы постараемся подробно проанализировать текст, охарактеризовать героев, определить смысл названия рассказа. Самое главное: мы должны понять, какова тема и идея повести, то есть о чём говорится в тексте и чему учит данное произведение. Сегодняшний урок не совсем обычный. Это урок развития речи. Все время мы посвятим работе с текстом.
- Тема урока: «В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Анализ текста». (Слайд 8)
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1. Слово учителя о писателе.
- В литературе известно выражение, с которым ассоциируется имя писателя.
«Для чего, собственно, создан человек?» - так поставлен вопрос в одном из рассказов писателя. «Человек создан для счастья, как птица для полёта», - с горькой иронией отвечает герой рассказа, человек с исковерканной жизнью. «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него», - замечает Короленко. Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чём его смысл, посвящает писатель одно из самых значительных произведений - повесть «Слепой музыкант», впервые опубликованную в 1886 году. (Котов А.К. Короленко. Очерк жизни и литературный деятельности. М., 1957, стр.28)
2. Индивидуальное задание для отдельных учащихся (тест).
|
|
Тест по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
1. Назовите главного героя повести «Слепой музыкант».
а) Пётр
б) Александр
в) Максим
2. На каком инструменте играл мальчик, когда он познакомился с Эвелиной?
а) фортепиано
б) дудочка
в) скрипка
3. Почему Петрик предпочитал вести уединённую жизнь?
а) был слепым
б) хромал
в) его не любили окружающие
4. Когда завязалась настоящая дружба Петра и Эвелины?
а) после знакомства на холмике
б) когда девочка узнала, что Пётр слепой
в) когда Эвелина навестила Петра в усадьбе
5. Почему Пётр вырос «как тепличный цветок»?
а) ему не давали дружить со сверстниками
б) о нём заботились близкие, опекали и защищали его
в) его обижали окружающие люди
6. Как поначалу приняла приглашённая в гости молодёжь Петра?
а) холодно, отстранённо, не замечала его
б) горячо, подружилась с ним
7. Что было причиной тревоги Анны Михайловны и Максима?
а) конфликт в семье
б) возможный уход Эвелины от Петра
в) слепота юноши
8. Перед кем в повести стоял вопрос борьбы и выбора жизненного пути?
а) Анна Михайловна
б) дядя Максим
в) Эвелина и Пётр
9. Чем закончилась повесть?
а) свадьба Петра и Эвелины, победа Петра в профессиональной деятельности
б) расставание Петра и Эвелины, уединённая жизнь в усадьбе
10. Для кого в повести произошло «духовное обновление»?
а) Пётр
б) Эвелина
3. Анализ содержания повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант».
3.1. Работа над определением смысла названия повести.
Словарная работа. (Слайды 9-10)
- Поразмышляем над названием произведения. Итак, «Слепой»?
Слепой – незрячий человек, калека, неполноценный человек, требующий ухода и т. д.
- «Музыкант»?
Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, творческая личность, талантливый человек, нашедший своё призвание и т. д.
(Сначала ученики пробуют сами объяснить значения слов, учитель же корректирует, обобщает их ответы.)
- О чём это произведение? Определим тему повести.
(Верно, о преодолении преград, стоящих перед человеком на его жизненном пути, обретении самого себя, постижении смысла жизни.)
|
|
- Скажите, эти проблемы возникают только у людей с физическими недостатками?
(Конечно же, нет. Эти проблемы решает каждый человек.)
- Почему же тогда Короленко обратился к судьбе слепого?
(Верно, чтобы показать, что, если слепой смог достичь в жизни всего, то человек здоровый тем более не должен пасовать перед трудностями.)
3.2. Работа над эпиграфом к повести.
Словарная работа. (Слайды 11-12)
Эпиграф - изречение или краткое высказывание, находящееся до произведения и характеризующее его идею.
Психология - совокупность психических процессов (ощущений, мыслей, чувств), являющихся причиной какого-нибудь рода деятельности.
Например, психология творчества.
- Давайте прочитаем слова писателя, вынесенные в качестве эпиграфа: «Моя главная художественная задача была не специальная психология слепого, а психология общечеловеческой тоски по недостижимому и тоски по полноте существования». В. Г. Короленко. (Слайд 13)
- Как вы понимаете эти строчки?
- Как соотносится эпиграф к уроку с тем, о чём мы говорили и будем говорить, с произведением?
3.3. Беседа по содержанию рассказа с учащимися.
Словарная работа. (Слайд 15)
- Объясните значение слов «духовное обновление».
«Духовное обновление» есть прозрение, осознание прошлых заблуждений и обретение внутреннего покоя.
Перед писателем стояла сложная задача: показать духовное обновление обиженного судьбой человека, показать его горький, тернистый путь к осознанию своего предназначения. Поэтому сюжет повести включает в себя как бы два повествования. Первое - о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к активной жизни. Второе - это история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, сумел обрести себя, нашел место в жизни и сумел воспитать понимание, сочувствие ко всем обездоленным.
- Давайте вспомним, кто помог Петрусю преодолеть проблемы в жизни?
Да, действительно, огромную роль в судьбе слепого ребёнка сыграют его близкие: мать, дядя Максим, конюх Иохим, Эвелина. (Слайд 15)
3.4. Работа в парах. Сообщения учеников.
- Дома вы должны были подготовить сообщение об этих героях. (Задание получили пары по 2 человека.)
Сообщение о маме и дяде Максиме.
3.5. Физкультминутка. Гимнастика для глаз. (Слайды 16-19)
3.6. Беседа по содержанию рассказа с учащимися. (Слайд 20 с темой и эпиграфом)
Читая текст, мы видим: Петру было нелегко постигать окружающий его звучащий мир, ему приходилось день за днем преодолевать трудности в борьбе с недугом, ибо он очень рано понял, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства.
- Первый контакт с миром природы происходит к концу третьей в жизни мальчика зимы.
- Мы же с вами знакомимся с Петриком, когда он был на холме, играл на дудочке. Прочитайте описание природы в этот вечер.
- На что обращает внимание Петрик? (На звуки.)
Пейзаж дается и через призму восприятия «зрячих» героев, например матери…
- А как дается пейзаж в восприятии «зрячих» героев? Послушайте сообщение о восприятии природы матерью Петра. Постарайтесь уловить разницу в восприятии мира природы матерью и сыном.
- Читая текст, мы знаем, что Петр стал прекрасным музыкантом. Кто открыл ему этот чарующий мир музыки? Расскажите о нём.
3.7. Работа в парах. Сообщения учеников.
Сообщение об Иохиме и Эвелине.
- Прочитайте сцену объяснения в любви Петра и Эвелины. Чтение отрывка по ролям.
- Что такое любовь для Петра? Знал ли он о ней?
(Петр с детских лет знал, что такое любовь.)
(Учащиеся размышляют после прочтения этой сцены.)
- А как описана природа в этой сцене?
(Пейзаж в сцене встречи Эвелины и Петруси выполняет психологическую функцию. Короленко показывает, как под влиянием перемен в природе меняется и состояние наших героев. Речь идёт о психологическом параллелизме в классическом смысле слова (ливень льет - девочка плачет). Тем не менее связь эта совершенно очевидна. И наоборот - бури, происходящие в душах героев, находят отклик в природе….
Таким образом, звучащий мир природы в великолепном пейзаже помог услышать сложный мир молодой души.
Пётр постепенно «обживает», осваивает мир вокруг себя (сначала комнату, затем дом, двор, усадьбу). И все же до поры своей юности он живет в искусственно ограниченном пространстве, в неком микрокосме, где все подчинено воле и заботам Максима, матери, Эвелины. Но такая тепличная атмосфера оберегает его не только от тяжких потрясений, но и от жизни. А главное, не отвлекает от мрачных мыслей. Понимая это, Максим решает помочь ему.
Развитие действия становится более стремительным. В душе героя происходит борьба света и тьмы. Каждый эпизод в жизни значимый, решающий.
Максим дважды приглашает в усадьбу студентов.
Первые же столкновения юного Петра с жизнью приносят ему страдания. Всем своим существом он вдруг ощущает непреодолимое одиночество, свою отчужденность от шумного, наполненного молодым задором молодости энергичного общества. Теперь его уже не спасают и старые, привычные формы жизни. Юноша вырос из них, как вырастают из старого платья. Поначалу он не способен породить в своей душе ничего, кроме страха, обиды и болезненной гордости. И вновь на помощь Петру приходит любовь. Коренной перелом в душе героя происходит в сцене у старой, заброшенной мельницы. Именно сюда, в свое излюбленное уединенное местечко прибегает Петр, инстинктивно ища спасения у природы от нахлынувших на него неразрешимых проблем. Но, как видим, мощные впечатления жизни заставляют его на какое-то время забыть тот язык, на котором он умел говорить с природой. Пейзаж здесь подчёркнуто отчуждён от героя...
Эвелина вносит в этот разладившийся мир новую гармонию и новую истину. Возрождённый Петрусь обретает крылья. Молодёжь приняла Петруся. Молодые люди, будучи студентами, и сами стояли перед выбором своего собственного пути.
- Почему в композиции произведения именно этот эпизод является кульминационным, главным?
Моральное потрясение было осознано Петром как освобождение от давления тьмы. Свет в душе героя начал отстаивать победу. С этого момента периоды депрессии становятся редкими и не такими болезненными. Герой увидел цель.
После многих событий и потрясений в жизни Пётр научился испытывать сострадание к ближнему. И душа его исцелилась.
4. Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми III группы.
- Работа с набором карточек-букв.
Ученики получают набор карточек-букв. Им необходимо сложить из букв название произведения и имена главных героев. Детям с тяжёлыми нарушениями также даётся перечень слов. Ученику нужно сверить записи и составить свои слова.
- Подобрать иллюстрации к теме повести из предложенных учителем вариантов.