V. Применение знаний и умений в новой ситуации

Конспект урока чтения в 8 классе по теме «В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Анализ текста»

Акбирова Гульназ Табрисовна,

Учитель русского языка и литературы

Высшей квалификационной категории

ГБОУ «Набережночелнинская школа №69

Для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Тема: «В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Анализ текста».

Цель: проанализировать содержание повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

Задачи:

  1. Образовательные:

повторить биографию и творчество В.Г. Короленко, повесть «Слепой музыкант», показать духовное обновление обиженного судьбой человека, нарисовать его горький и тернистый путь к осознанию своего предназначе­ния; способствовать формированию умения выборочно выразительно читать текст, отвечать на вопросы, объяснять смысл названия повести, слов и выражений, определять тему и идею произведения, высказывать своё мнение, рассуждать, характеризовать героев повести, читать по ролям, передавать содержание прочитанного произведения.

2. Коррекционно-развивающие:

работать над развитием и коррекцией воли, восприятия, речи, мышления, внимания, наблюдательности, познавательного интереса, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей.

3. Воспитательные:

прививать любовь к чтению художественной литературы;

воспитывать нравственные качества: уважение к окружающим людям, в том числе к людям с ограниченными возможностями здоровья, терпимость, заботливость, отзывчивость, трудолюбие, умение сострадать, сочувствовать, сопереживать, делать правильный выбор в жизни.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение; формирование положительных мотивов учения; умение слушать и понимать речь других.

Регулятивные действия: целеполагание; самоконтроль; самооценка; коррекция; анализ, оценка и контроль результата деятельности (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Познавательные действия: общеучебные, логические, перерабатывать полученную информацию; делать выводы на основе обобщения знаний; умение структурировать знания.

Коммуникативные действия: умение вступать в диалог; выражать и оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в коллективном обсуждении; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Оборудования:

- компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация; раздаточный материал для индивидуальной работы (конверты с набором карточек – букв и образцы слов); иллюстрации к тексту; интеллект-карты к повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»;  тесты для отдельных учащихся; Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено МО РФ. - М.: Просвещение, 2016.

Тип урока - урок актуализации знаний и умений (урок повторения).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие учеников, настрой на работу.

II. Речевая разминка. (Слайд 2)

  1. Артикуляционная гимнастика.

· И – э – а – о – у – ы.

· Ти – тэ – та – то – ту – ты.

· Игра «Эхо».

1 ряд громко произносит звуки и, э, а, о, у, ы.

2 ряд тихо повторяет эти звуки, как эхо.

  1. Чтение скороговорки.

От топота копыт пыль по полю летит.

III. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

1. Вступительное слово учителя.

- «Совесть эпохи», «светлый духом», «праведник» - так говорили о Владимире Галактионовиче Короленко современники. Какую жизнь прожил этот писатель? Об этом мы вели беседу на предыдущих уроках. Давайте вспомним основные факты биографии и творчества В.Г. Короленко.

2. Краткий пересказ учеником биографии В.Г. Короленко. (Слайды 3-7)

3. Слово учителя о писателе.

- Мы познакомились с вами с интересным человеком, писателем В.Г. Короленко. Он прожил долгую жизнь, в которой были и борьба за ку­сок хлеба, и преследования властей, ссылки, аресты, многочисленные доно­сы, надзор, огромное желание писать и быть интересным для читателей. Он писал о многом: о страдании, лишениях простого человека, о его стремле­нии быть нужным, полезным близким, родным, о нравственной красоте, чистоте, богатстве души; размышлял о том, что составляет сущность рус­ского народа.
       - Дома вы должны были перечитать последние три главы повести «Слепой музыкант» и подготовить сообщение о тех людях, которые сыграли огромную роль в жизни главного героя повести. Кроме того некоторым ученикам было предложено составить интеллект-карты. Позже я выслушаю ваши ответы.


IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Знакомство с темой, целями урока.

- На предыдущих уроках мы прочитали повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Сегодня мы завершаем изучение данного произведения. Наша задача на уроке - проникнуть в «тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта, а также какие нравственные заповеди оставил автор потомкам в своей повести. На уроке мы постараемся подробно проанализировать текст, охарактеризовать героев, определить смысл названия рассказа. Самое главное: мы должны понять, какова тема и идея повести, то есть о чём говорится в тексте и чему учит данное произведение. Сегодняшний урок не совсем обычный. Это урок развития речи. Все время мы посвятим работе с текстом.

- Тема урока: «В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Анализ текста». (Слайд 8)

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

1. Слово учителя о писателе.

- В литературе известно выражение, с которым ассоциируется имя писателя.
«Для чего, собственно, создан человек?» - так поставлен вопрос в одном из рассказов писателя. «Человек создан для счастья, как птица для полёта», - с горькой иронией отвечает герой рассказа, человек с исковерканной жизнью. «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него», - замечает Короленко. Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чём его смысл, посвящает писатель одно из самых значительных произведений - повесть «Слепой музыкант», впервые опубликованную в 1886 году. (Котов А.К. Короленко. Очерк жизни и литературный деятельности. М., 1957, стр.28)

2. Индивидуальное задание для отдельных учащихся (тест).

Тест по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

1. Назовите главного героя повести «Слепой музыкант».

а) Пётр

б) Александр

в) Максим

2. На каком инструменте играл мальчик, когда он познакомился с Эвелиной?

а) фортепиано

б) дудочка

в) скрипка

3. Почему Петрик предпочитал вести уединённую жизнь?

а) был слепым

б) хромал

в) его не любили окружающие

4. Когда завязалась настоящая дружба Петра и Эвелины?

а) после знакомства на холмике

б) когда девочка узнала, что Пётр слепой

в) когда Эвелина навестила Петра в усадьбе

5. Почему Пётр вырос «как тепличный цветок»?

а) ему не давали дружить со сверстниками

б) о нём заботились близкие, опекали и защищали его

в) его обижали окружающие люди

6. Как поначалу приняла приглашённая в гости молодёжь Петра?

а) холодно, отстранённо, не замечала его

б) горячо, подружилась с ним

7. Что было причиной тревоги Анны Михайловны и Максима?

а) конфликт в семье

б) возможный уход Эвелины от Петра

в) слепота юноши

8. Перед кем в повести стоял вопрос борьбы и выбора жизненного пути?

а) Анна Михайловна

б) дядя Максим

в) Эвелина и Пётр

9. Чем закончилась повесть?

а) свадьба Петра и Эвелины, победа Петра в профессиональной деятельности

б) расставание Петра и Эвелины, уединённая жизнь в усадьбе

10. Для кого в повести произошло «духовное обновление»?

а) Пётр

б) Эвелина

      3. Анализ содержания повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

3.1. Работа над определением смысла названия повести.

  Словарная работа. (Слайды 9-10)

- Поразмышляем над названием произведения. Итак, «Слепой»?

 Слепой – незрячий человек, калека, неполноценный человек, требующий ухода и т. д.

- «Музыкант»?

Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте, творческая личность, талантливый человек, нашедший своё призвание и т. д.

(Сначала ученики пробуют сами объяснить значения слов, учитель же корректирует, обобщает их ответы.)

- О чём это произведение? Определим тему повести.

 (Верно, о преодолении преград, стоящих перед человеком на его жизненном пути, обретении самого себя, постижении смысла жизни.)

- Скажите, эти проблемы возникают только у людей с физическими недостатками?

(Конечно же, нет. Эти проблемы решает каждый человек.)

- Почему же тогда Короленко обратился к судьбе слепого?

(Верно, чтобы показать, что, если слепой смог достичь в жизни всего, то человек здоровый тем более не должен пасовать перед трудностями.)

3.2. Работа над эпиграфом к повести.

Словарная работа. (Слайды 11-12)

Эпиграф - изречение или краткое высказывание, находящееся до произведения и характеризующее его идею.

Психология - совокупность психических процессов (ощущений, мыслей, чувств), являющихся причиной какого-нибудь рода деятельности.

Например, психология творчества.

- Давайте прочитаем слова писателя, вынесенные в качестве эпиграфа: «Моя главная художественная задача была не специальная психология слепого, а психология общечеловеческой тоски по недостижимому и тоски по полноте существования». В. Г. Короленко. (Слайд 13)

- Как вы понимаете эти строчки?

- Как соотносится эпиграф к уроку с тем, о чём мы говорили и будем говорить, с произведением?

3.3. Беседа по содержанию рассказа с учащимися.

Словарная работа. (Слайд 15)

- Объясните значение слов «духовное обновление».

«Духовное обновление» есть прозрение, осознание прошлых заблуждений и обретение внутреннего покоя.

Перед писателем стояла сложная задача: показать духовное обновле­ние обиженного судьбой человека, показать его горький, тернистый путь к осознанию своего предназначения. Поэтому сюжет повести включает в себя как бы два повествования. Первое - о том, как слепорожденный маль­чик тянулся к свету, к активной жизни. Второе - это история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное стра­дание, сумел обрести себя, нашел место в жизни и сумел воспитать пони­мание, сочувствие ко всем обездоленным.

- Давайте вспомним, кто помог Петрусю преодолеть проблемы в жизни?
Да, действительно, огромную роль в судьбе слепого ребёнка сыграют его близкие: мать, дядя Максим, конюх Иохим, Эвелина. (Слайд 15)

3.4. Работа в парах. Сообщения учеников.

- Дома вы должны были подготовить сообщение об этих героях. (Задание получили пары по 2 человека.)

Сообщение о маме и дяде Максиме.

3.5. Физкультминутка. Гимнастика для глаз. (Слайды 16-19)

3.6. Беседа по содержанию рассказа с учащимися. (Слайд 20 с темой и эпиграфом)

Читая текст, мы видим: Петру было нелегко постигать окружающий его звучащий мир, ему приходилось день за днем преодолевать трудности в борьбе с недугом, ибо он очень рано понял, что человек должен бороться за право быть человеком, несмотря на обстоятельства.
- Первый контакт с миром природы происходит к концу третьей в жиз­ни мальчика зимы.

- Мы же с вами знакомимся с Петриком, когда он был на холме, играл на дудочке. Прочитайте описание природы в этот вечер.

- На что обращает внимание Петрик? (На звуки.)

Пейзаж дается и через призму восприятия «зрячих» героев, например матери…

- А как дается пейзаж в восприятии «зрячих» героев? Послу­шайте сообщение о восприятии природы матерью Петра. По­старайтесь уловить разницу в восприятии мира природы мате­рью и сыном.

- Читая текст, мы знаем, что Петр стал прекрасным музыкан­том. Кто открыл ему этот чарующий мир музыки? Расскажите о нём.

3.7. Работа в парах. Сообщения учеников.

Сообщение об Иохиме и Эвелине.

- Прочитайте сцену объяснения в любви Петра и Эвелины. Чтение отрывка по ролям.

- Что такое любовь для Петра? Знал ли он о ней?

(Петр с детских лет знал, что такое любовь.)

(Учащиеся размышляют после прочтения этой сцены.)

- А как описана природа в этой сцене?
(Пейзаж в сцене встречи Эвелины и Петруси выполняет психологиче­скую функцию. Короленко показывает, как под влиянием перемен в приро­де меняется и состояние наших героев. Речь идёт о психологическом параллелизме в классическом смысле слова (ливень льет - девочка плачет). Тем не менее связь эта совершенно очевидна. И наоборот - бури, происходящие в душах героев, находят отклик в природе….

Таким образом, звучащий мир природы в великолепном пейзаже помог услышать сложный мир молодой души.

Пётр постепенно «обживает», осваивает мир вокруг себя (сначала комнату, затем дом, двор, усадьбу). И все же до поры своей юности он жи­вет в искусственно ограниченном пространстве, в неком микрокосме, где все подчинено воле и заботам Максима, матери, Эвелины. Но такая теп­личная атмосфера оберегает его не только от тяжких потрясений, но и от жизни. А главное, не отвлекает от мрачных мыслей. Понимая это, Максим решает помочь ему.

Развитие действия становится более стремительным. В душе героя происходит борьба света и тьмы. Каждый эпизод в жизни значимый, решающий.
Максим дважды приглашает в усадьбу студентов.
Первые же столкновения юного Петра с жизнью приносят ему страда­ния. Всем своим существом он вдруг ощущает непреодолимое одиночест­во, свою отчужденность от шумного, наполненного молодым задором молодости энергичного общества. Теперь его уже не спасают и старые, привычные формы жизни. Юноша вырос из них, как вырастают из старого платья. Поначалу он не способен породить в своей душе ничего, кроме страха, обиды и болезненной гордости. И вновь на помощь Петру приходит любовь. Коренной перелом в душе героя происходит в сцене у старой, за­брошенной мельницы. Именно сюда, в свое излюбленное уединенное мес­течко прибегает Петр, инстинктивно ища спасения у природы от нахлы­нувших на него неразрешимых проблем. Но, как видим, мощные впечатле­ния жизни заставляют его на какое-то время забыть тот язык, на котором он умел говорить с природой. Пейзаж здесь подчёркнуто отчуждён от ге­роя...

Эвелина вносит в этот разладившийся мир новую гармонию и новую истину. Возрождённый Петрусь обретает крылья. Молодёжь приняла Петруся. Молодые люди, будучи студентами, и сами стояли перед выбором своего собственного пути.

- Почему в композиции произведения именно этот эпизод является кульминационным, главным?

Моральное потрясение было осознано Петром как освобождение от давления тьмы. Свет в душе героя начал отстаивать победу. С этого момента периоды депрессии становятся редкими и не такими болезненными. Герой увидел цель.
После многих событий и потрясений в жизни Пётр научился испытывать сострадание к ближнему. И душа его исцелилась.

4. Индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми III группы.

  • Работа с набором карточек-букв.

Ученики получают набор карточек-букв. Им необходимо сложить из букв название произведения и имена главных героев. Детям с тяжёлыми нарушениями также даётся перечень слов. Ученику нужно сверить записи и составить свои слова.

  • Подобрать иллюстрации к теме повести из предложенных учителем вариантов.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: