Д)Викторины, кроссворды, чайнворды

А) Прием – «мнемодорожка»

Мнемодорожка - это последовательность трех и более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате соответствует одному слову и словосочетании. Опираясь на изображения составляется история  из нескольких простых предложений. Для такого приема как раз и подходят тексты справочного характера.

Б) Исторический диктант

Форм исторических диктантов много. Самый простой - это в форме теста. В настоящее время библиотеки становятся площадками для подобных диктантов по самым разным темам.

Вопросы для диктантов можно создавать на основе книг, которые рекомендуются читателям. К данному приему подходит исторический календарь с датами, которые отражают Дни воинской славы России.

Для юных читателей цель диктанта – выяснить степень понимания текстов, повествующих о Великой Отечественной войне, а для библиотекаря такой прием поможет правильно выстраивать дальнейшую работу.

В) Телеграф — это прием требует заготовки листов (карточек) с текстом, в котором слова состоят только из согласных. Задача  для читателя восстановить все слова.

Г) Глоссарий, Военный словарь.

Дать объяснения военным слова, терминам, истолковать значение слов и фраз, встречающихся в книгах о войне. Военные загадки привлекут внимание маленьких читателей.                                                                                                                                

Д)Викторины, кроссворды, чайнворды

Такие материалы позволяют внести  элемент соревновательности среди читателей. Предлагаем использовать кроссворды из газеты «Пионерская правда» за старые года (приложение № 2)

 

Второй раздел «Обратите внимание!»

Примеры обращений к читателям (из открытых источников, по материалам сети Интернет)

 

 

Пример № 1

«Если не знал о войне – узнай!

Если забыл о войне – вспомни!

Если не читал о войне - прочти!»

 

Пример № 2

Читайте, люди, книги о войне.

Не бойтесь слёз, и горечи, и страха,

Смотрите, люди, фильмы о войне

И не стыдитесь горевать и плакать.

Учитесь, люди, мужеству у тех,

Кого живыми в землю зарывали.

Среди забот житейских и утех

Не забывайте верности печали.

Ведь те, кого не стало за войну,

Кого сожгли, убили, растоптали,

Кто смерти отдал юность и весну,

Они за нас, за наши жизни пали.

Читайте, люди, книги о войне…

Руфь Тамарина

 

Пример № 3

«Сердцу каждого из нас дорог праздник победы. Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах.

Мы благодарны погибшим и ныне живущим солдатам той страшной войны, которые освободили нашу страну, дали ей будущее, жизнь. Память о Великой Отечественной войне жива. Об этом нельзя забывать. Она всегда будет волновать наши сердца, а 9 мая останется самым дорогим сердцу каждого человека праздником.

 В память о Великой победе отложите свои дела, прочтите хорошую книгу о войне. окунитесь в ту лихую годину, ощутите дыхание времени, переживите вместе с героями книг боль, гнев, отчаяние, восторг, чувство любви ко всему живому и настоящему. Учитесь преодолению непреодолимого, ведь именно это сделало предшествующее нам поколение, поэтому мы имеем счастье жить»

Пример № 4

«Я – наследник Победы! Я – потомок победителей! И я этим горжусь! Я знаю о Великой Отечественной войне и хочу знать о ней еще больше! Я читаю, и я буду читать книги о войне. Я – знаю, я – помню! Память стучится в мое сердце!»

Пример № 5

«Читайте! Читайте книгу о войне! Читайте и помните! Это ваш вклад в Победу! Читайте и участвуйте в акции «Прочитанная книга о войне – твой подарок ко Дню Победы».

Пример № 6

«Книги о войне актуальны и по-прежнему интересны. Потому что в свой час, в свое время на той войне были наши прадеды, деды, отцы, и не чья-нибудь, а их кровь течет в наших жилах, их память отзывается в нас, если не разучились мы чувствовать глубоко и сильно. Книги о войне – духовное продолжение реальных событий – выступают как хранители памяти поколений».

Пример № 7

«Трагизм и величие, скорбь и радость, боль и память… Всё это – Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на Земле жизнь. Яркой негасимой звездой сверкает она на небосклоне отечественной истории. Ничто не может заменить её – ни годы, ни события. Не случайно День Победы – это праздник, который с годами не только не тускнеет, но занимает всё более важное место в нашей жизни».

Пример № 8

«Ребята! Тысяча четыреста дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Гигантские сражения войны сотрясали земной шар. Наш народ выстоял и победил, но дорогой ценой досталась эта победа. Если у вас возникают вопросы, которые касаются этого периода истории нашей страны – спрашивайте. Литература с выставки даст вам ответ».

Пример № 9

«Книга о войне – это правдивый, насыщенный событиями, впечатляющий документ и, в то же время, литературное произведение, дающее читателям полное и объективное представление о самой большой трагедии прошлого столетия – Великой Отечественной войне, унесшей жизни десятков миллионов людей».

Пример № 10

«Перед вами свидетели военных событий, свидетели того, какой ценой досталась нам Победа. Возьмите в руки книги, просите их рассказать. Слушайте, не пропуская ни одной мелочи! Сделайте это, пока еще не поздно...»

Третий раздел «Выбор есть!»

 

  Рекомендуя лучшие издания, посвященные Великой Отечественной войне, важно в библиотеке оформить пространство, которое будет работать в течение всего времени акции. В такое пространство можно включать выставки, праздничные композиции к 9 Мая (например, Стены Памяти «Помним, гордимся и чтим!»)  различные  информационные стенды,  буклеты, памятки, закладки о героях Великой Отечественной войне, тексты военных песен, иллюстративный ряд репродукциями картин, картами и т.п..                                                                                                                 

    Выставки могут являться фоном для проведения различных мероприятий, эмоционально усиливая их восприятие. А могут быть и главным действующим лицом.

Названия выставок

ü выставка документов и фотографий «Память ПОБЕДЫ»;

ü выставка-экспозиция «Нам 41-й не забыть, нам 45-й славить!»;

ü выставка-память «Страницы книг расскажут о войне»,

                         «И память книга оживит»,                                                                         

                          «Памяти павших, во славу живых!»;

ü выставка–исторический срез «Война. Память жива всегда»;

ü выставка–хроника «По сводкам Совинфорбюро»;

ü выставка- викторина«Путь-дорожка фронтовая»;

ü выставка-словарь «Как хорошо на свете без войны!»;

ü выставка-признание «Войны священные страницы…»;

ü выставка-панорама  «Литература Великого подвига»;

ü выставка-досье «Солдат победитель»;

ü выставка-айстоппер «В книжной памяти мгновения войны»;

ü выставка–буккроссинг «Возьми, прочитай книгу о войне и передай другу!»;

ü выставка мужества  «Легендарный Маресьев»;

ü выставка-архив «Книжное эхо войны»;

ü выставка - парад детской военной книги;

ü просмотр «Читать и помнить»;

ü пресс-выставка «Я говорю с тобой из 45-го».

 

Формы мероприятий

Комплексные формы работы сочетают в себе весь арсенал форм библиотечной работы                                                                                                                                              

ü Фестиваль военной книги «Великой войны страницы»;                                        

ü Неделя памяти народной «Мы верим в тебя, солдат!»;                                         

ü Неделя патриотизма «И в 21 веке помним…»;                                                                      

ü Дни памяти «Вечная слава героям!»;                                                                                

ü Неделя Славы;                                                                                                                         

ü Дни памятного и героического чтения;                                                                              

ü День патриотической книги «За строкою памяти»;                                             

ü Книжный поход памяти «Летящие строки: Вспомним всех поименно!»

Каждое мероприятие должно быть разработано и проведено так, чтобы вызывать интерес читателей:                     

ü Книжный квест «Победа одна на всех»;                                                                

ü Литературный праздник «Память в сердце храним»;                                           

ü Поэтическая  акция «Стихи, пришедшие из боя»;                                                                          

ü Вечер военной поэзии «Снова память нам покоя не дает»;

ü Час поэтического настроения «В лесу прифронтовом»;

ü Поэтический час

- «Поэзия моя, ты из окопа!» (по творчеству Ю. Друниной).

- «Я забыть никогда не смогу» (по творчеству поэтов, переживших блокаду Ленинграда: Ю. Воронова, О. Берггольц, А. Ахматовой)

ü Библиозарница «Учиться до Победы – так завещали наши деды»;   Презентация книги С. Алексеева «Рассказы о Великой Отечественной войне»;            

ü Час исторической памяти «Маленькие истории о большой войне»;

ü Чтение-реквием «Говорят погибшие герои»;

ü Урок мужества «О Родине, о мужестве, о славе»;                                                                 

ü Час памяти «Это военное детство»;                                                                              Урок-память «Нам не забыть героев»;

ü Литературное караоке «Память, отлитая в строку: читаем стихи о войне»;

ü Обзоры  

- «Фронтовая правда»,

- «Написано войной – увековечено литературой»,

- презентация – обзор «Лейтенантская проза»;

ü Литературный вечер «Есть в памяти мгновения войны»;

ü Вечера-встречи «Сражаюсь, верую, люблю»;

ü Час героического чтения  «Медали фронтовиков»;

ü Часы истории «Не помнить о прошлом нельзя»;

ü Час - размышления  «Из воспоминаний военных лет»;

ü Музыкальный конкурс «Угадай мелодию военных лет»;

ü Урок памяти «Война глазами художников»;

ü Викторина  «Слава тебе, победитель солдат!»;

ü Час- размышления по военным фильмам;

ü Литературный десант по творчеству писателей-фронтовиков;

ü Проект-голосование «Лучшая книга о войне»;

ü Конкурс рисунков

-«Я помню! Я горжусь!»,                                                                             

-«Война глазами детей»;

ü Виртуальное путешествие «Поля солдатской славы»;

ü Интернет- репортаж по сайтам, посвященным Великой Отечественной войне;

ü Встреча поколений «Вспоминая отважных бойцов».

 

  Не забывать включать краеведческую составляющую, которая имеет большой воспитательный эффект:  

ü Урок краеведения «Наши земляки – участники Великой Отечественной войны»;

ü Акция «Златоустовская Книга памяти»;

ü Час памяти «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»;  

ü Историко-поэтический экскурс «Война глазами златоустовцев: тема Великой Отечественной  в творчестве златоустовских писателей»;

ü Встреча поколений  на страницах книг

- «Фронтовые дороги златоустовцев»,

- «Шли по войне…златоустовцы– участники Великой Отечественной войны»;

ü Маршрут Победы, или путешествуем по памятным местам города, связанным с Великой Отечественной войной»;

ü Историческая хроника «Златоуст - фронту»;

ü Авторская экскурсия «Я расскажу вам о войне»;

ü Марш-бросок в историю «Я помню! Я горжусь»;

ü Военный привал на улицах героев;

ü Акция «Городская карта военной памяти».

 

 Писатель Евгений Носов в рассказе «Шопен, соната № 2» скажет: «Я хочу, чтобы бывшие солдаты, пока ещё живы, передали бы своим детям и внукам память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Но наступит время, когда не станет живых свидетелей военного лихолетья и великого подвига. Останется только память о подвиге и цене нашего народа в Великой Отечественной войне. Эту память передаёт книга  о Великой Отечественной войне, настоящий  ретранслятор и хранитель исторической памяти, которая не должна быть пересмотрена и искажена. Книги  заставляют читателя задуматься о настоящем и прошлом, о жизни и смерти, о мире и войне.

Читайте книги о войне!

 

Приложение 1

Выставка «Фронтовое письмо» («Солдатский треугольник»)

Письмо отца

Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами.

На конверте в углу номер почты стоит полевой.

Это в сорок втором мой отец написал моей маме

Перед тем, как идти в свой последний, решительный бой.

 

Дорогая моя, на переднем у нас передышка.

Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу…

Дорогая моя, поцелуй ты покрепче сынишку.

Знай, что вас от беды я всегда берегу.

 

Я читаю письмо. И как будто всё ближе и ближе

Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.

Я читаю письмо. И сквозь годы отчётливо слышу

Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.

 

Я читаю письмо. А за окнами солнце смеётся,

Начинается день. И сердца продолжают любить.

Я читаю письмо. И уверен, что если придётся,

Всё, что сделал отец, я сумею всегда повторить.

 

Андрей Дементьев

 

Выставка, в основе которой -фронтовые письма,  всегда будет привлекать внимание.    

  

 Читателям всех возрастов будет интересно знать, что есть под Волгоградом мемориальный комплекс «Солдатское поле», где одним из элементов стала фигура девочки Милы, возле которой расположена мраморная плита в виде письма-треугольника, в котором приведён подлинный текст письма одного из участников обороны Сталинграда Дмитрия Петракова, написанного 18 сентября 1942 года его дочери Людмиле:

 

«Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, кругом воронки, и здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв, василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки… Мила, папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе непонятно, мама объяснит»

Мемориал «Солдатское поле» в Волгограде - это братское захоронение советских воинов, погибших во время жестокого Сталинградского сражения. Расположен примерно в 15 км от Волгограда недалеко от трассы М-6 «Каспий». Торжественное открытие мемориала «Солдатское поле» состоялось 3 мая 1980 года. В центре мемориального комплекса «Солдатское поле» — огромная символическая бетонная воронка в виде пятиконечной звезды, со дна которой поднимается «взрыв» из спаянных гильз и осколков авиабомб, снарядов и мин, собранных с поля,
С одной стороны от нее находится братская могила, под прямоугольной плитой покоится урна с прахом верных сыновей Родины. На плите выложены солдатские каски, а над могилой стоит сухое дерево, обожженное во время боев. От братской могилы дорожка ведет к бетонным постаментам, на которые установлены лемехи плугов. С другой стороны от воронки лицом к братской могиле установлена скульптура девочки-подростка, собирательный образ всех детей, которые ждали своих родных с фронта.

Приложение 2

 

Кроссворд «Салют»

                                             

 

                             

ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 6. Часть патрона. 7. Рядовой. 9. Однообразный раскатистый звук. 10. Защитный головной убор. 11. Воинский строй шеренгой. 12. Маршал, дважды Герой Советского Союза. 13. Пологий спуск, заменяющий лестницу. 16. Ступень развития общества. 18. Герой гражданской войны. 19. Индивидуальное укрытие. 22. Преодоление укреплений противника. 23. Теплая стеганая куртка. 24. Торжественный смотр. 27.Лихая смелость. 29. Боевое подразделение. 31. Великий маршал Победы.32. Реактивный миномет. 33. Групповое сопровождение.

  ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Герой поэмы Твардовского. 2. Небольшая шлюпка. 3. Продуктовая палатка в расположении части. 4. Свод правил. 5. Стремительная атака. 6. Метательный снаряд. 8. Водитель боевой машины. 14. Генерал кавалерии, Герой Советского Союза, участник обороны Москвы. 15. Русский советский писатель, который одним из первых обратился к теме русского человека на войне. 16. Великий русский полководец. 17. Стрелковое оружие. 20. Военное построение. 21. Воинская клятва. 24. Горение объекта. 25. Сигнальный снаряд. 26. Веский аргумент. 28. Старинные металлические доспехи. 30. Приспособление для вылавливания мин.                                                   Составил Алексей Дитерихс



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: