Из «Циркулярного письма» ЦК РКП(б) о расказачивании. Январь 1919 г

Моделирование учебных ситуаций на примере работы с документально-методическим комплексом в рамках технологии «Дети пишут историю» (технологии обучения «ремеслу историка»)

 

Группа уроков по теме: «Белые» и «красные» в Гражданской войне в России

Класс: 10

Предмет: История России

 

В рамках технологии обучения «ремеслу историка » учебная ситуация постановки проблемного вопроса реализуется в ходе выявления школьниками «зазора» между данными источников различного авторства (позиции современника, иностранца, потомка). Учебная ситуация решения проблемного вопроса – в процессе авторской интерпретации школьниками данных этих источников.

Опережающее домашнее задание (учебная ситуация целеполагания)

1. Изучите данные, приведенные в ДМК. О каком событии они повествуют? (Гражданская война в России) Какие две противоборствующие группы можно выделить? («Белые» и «красные») Подумайте над их социальным составом.

2. По итогам работы с ДМК напишите свою версию истории противоборства двух этих групп для школьного учебника истории или

3. Напишите мемуары от имени участника описываемых событий или современника (попробуйте воссоздать образ мыслей, взгляды, настроения того времени, объяснить мотивы поступков, понять их ценностные установки)

Результаты вашей работы будут представлены для обсуждения классом на следующем уроке.

Учебная ситуация постановки проблемного вопроса и его решения + учебная ситуация обучения контролю и самооценке

Урок посвящен представлению результатов выполненного домашнего задания – школьники выступают со своими мини-проектами.

В начале урока – отвечают на 1 вопрос домашнего задания, тем самым становится понятна тема занятия.

Так как ребята работали исключительно с материалами источников, представленных в ДМК, то у них, скорее всего, сложилось разное видение событий Гражданской войны. Основные проблемы темы формулируются в результате выявления противоречий, возникших между этими различными версиями.

Например:

Выступающий школьник в своем ответе говорит о «красном терроре», но не упоминает о «белом». Его товарищ после выступления спрашивает: «Но ведь был же еще и «белый террор»? (подтверждает данными источника). Формулируется проблемный вопрос: каковы были методы борьбы двух сторон?

Также должны обнажиться следующие проблемы:

Почему в Гражданской войне победили красные, ведь они проводили жесткую политику в отношении крестьянства, а то составляло большую часть населения?

Это белые прибегли к помощи иностранных держав или иностранные державы поддержали белых?

За какие идеалы «белые» и «красные» подняли оружие?

Учебная ситуация по формированию ценностного отношения к событиям и явлениям прошлого

Были ли победители в Гражданской войне? Моральный аспект осмысления событий Гражданской войны – главный вопрос для обсуждения в классе. Дома ребята превращают свои рассуждения в развернутые письменные тексты.

 

Начало следующего урока посвящаем разбору этих текстов. Главный вывод – дискуссионность темы!

 

ДМК по теме «Белые» и «красные» в Гражданской войне в России

БСЭ

ИНОСТРАННАЯ ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В СССР 1918-1920 гг. – вооруж. борьба иностр. империализма и внутр. контрреволюции против социалистической революции в России с целью ликвидации Сов. гос-ва, восстановления помещичье-бурж. строя, расчленения и порабощения Сов. страны.

? Как вы думаете, почему в советском определении на первом месте стоит «иностранная военная интервенция»

Из писем крестьян М.А. Спиридоновой

Вот что об агитаторах мне пишут крестьяне из всех губерний Советской России:

"Ставили нас рядом, дорогая учительница, целую одну треть волости шеренгой и в присутствии других двух третей лупили кулаками справа на лево, а лишь кто делал попытку улизнуть, того принимали в плети»...

... " Матушка наша, скажи, к кому же теперь пойти, у нас в селе все бедные и голодные... а на нас наложена и контрибуция и штраф, мы побили нашего большевика-комиссара, очень   уж он нас обижал. Очень нас пороли, сказать тебе не можем, как...»

...Идет уездный съезд. Председатель, большевик, предлагает резолюцию. Крестьянин просит слова. «Зачем?» —«Не согласен я». — «С чем не согласен?» — «А вот, говоришь, комитетам бедноты вся власть, не согласен: вся власть Советам, и резолюция твоя неправильная. Нельзя ее голосовать». — «Как... Да ведь это правительственной партии!" — «Что ж, что правительственной, если неправильная». Председатель вынимает револьвер, убивает крестьянинанаповал, и заседание продолжается. Голосование было единогласным.

 

Из «Циркулярного письма» ЦК РКП(б) о расказачивании. Январь 1919 г.

«… Признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем их поголовного истребления. Никакие компромиссы недопустимы. Поэтому необходимо:

- провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно;

- конфисковать хлеб и все излишки с/х продуктов;

- провести полное разоружение, расстрелять каждого у кого будет обнаружено оружие;
- принять мер по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте».

 

 

? Какие мероприятия проводились в отношении крестьян и казаков? Кем они проводились? В чем сходство?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: