Тема 3. Морфемика и словообразование

Основные умения:

• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

• различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;

• проводить фонетический, морфемный и словообразовательный (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексический, морфологический анализ слова, анализ словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов.

Морфемный и словообразовательный анализ понадобятся при выполнении задания 5 экзаменационной работы. Кроме этого, проведение морфемного анализа необходимо для того, чтобы проводить другие виды анализа и соблюдать на письме орфографические нормы. Так, например, морфемный разбор слова является ключом в решении орфографической проблемы, связанной с употреблением букв О,Е (Ё) после шипящих и Ц.

Чтобы не делать ошибок в морфемном разборе, нужно уметь определять часть речи и форму слова; лексическое значение слова; способ образования слова. При этом важно понимать:

- в морфемной структуре слова с течением времени могут происходить изменения;

- особенности чередования гласных и согласных в морфемах;

- связь строения слова и его написания;

- зависимость между морфологической принадлежностью слова и его морфемным строением.

Тема 4. Грамматика. Морфология

Основные умения:

• проводить морфологический анализ самостоятельных и служебных частей речи;

• давать характеристику общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;

• проводить фонетический, морфемный и словообразовательный (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексический, морфологический анализ слова, анализ словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;

• определять самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;

• распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия разных разрядов и их морфологические признаки; различать слова категории состояния и наречия;

• распознавать глаголы, причастия, деепричастия и их морфологические признаки;

• распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов, определять смысловые оттенки частиц;

• распознавать междометия разных разрядов, определять грамматические особенности междометий.

Умения, связанные с морфологическим анализом, понадобятся Вам при выполнении разных заданий экзаменационной работы. Особенно они будут востребованы при выполнении задания 5. Важно понимать:

- в чём состоят отличия грамматического и лексического значения слова;

- слова одной части речи объединены общим грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками;

- связь между морфологическими признаками слова, его морфемным строением и написанием.

Незнание морфологических признаков слова, неумение определять часть речи, неумение различать созвучные словоформы могут привести не только к неверному ответу в задании 5, но и к ошибкам в изложении и сочинении.

Тема 5. Грамматика. Синтаксис

Основные умения:

• опознавать основные единицы синтаксиса;

• проводить синтаксический анализ предложения, определять синтаксическую роль самостоятельных частей речи в предложении;

• выделять словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слова в словосочетании;

• определять вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

• распознавать второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращения, вводные слова; распознавать распространённые и нераспространённые предложения, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные;

• определять грамматическую основу предложения;

• опознавать сложное предложение, типы сложного предложения, сложные предложения с различными видами связи;

• выделять средства синтаксической связи между частями сложного предложения;

• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения.

Основными единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение.

Синтаксическая связь может быть сочинительной или подчинительной в зависимости от того, равноправны или неравноправны соединяемые единицы. Примерами сочинительной связи могут служить сложносочинённые предложения, а также связь между однородными членами предложения. Подчинительной связью соединены между собой части словосочетания и сложноподчинённого предложения, в которых выделяются главная часть и зависимая.

Между главным и зависимым словами в словосочетании существуют три типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Согласование - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок).

Управление - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже (интересоваться искусством, находиться при сторожке).

Примыкание - такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти).

На знании этой теории и умении трансформировать один вид связи в другой строится задание 4 экзаменационной работы. Например:

Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:.

Для того, чтобы справиться с заданием, необходимо в словосочетании найти главное слово (от него ставится вопрос к слову зависимому) и слово зависимое. В данном словосочетании главное слово - цель. При трансформации словосочетания оно останется без изменения. Зависимое слово - существительное (жизни). Меняем зависимое слово в соответствии с заданием: жизненная. Меняем словосочетание и записываем ответ: жизненнаяцель<или>цельжизненная

Умение проводить синтаксический анализ предложения Вам понадобится при выполнении задания 2 экзаменационной работы. Например:

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы - разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых - около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы, - Меркурий, Венера и Марс - похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) появление стало (предложение 1)

2) проблема возникновения жизни (предложение 2)

3) следы жизни обнаружены (предложение 3)

4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)

5) они безжизненны (предложение 5)

Ответ:.

Это задание выполняется на основе небольшого текста, состоящего из пяти предложений, и проверяет умения:

- определять грамматическую основу;

- опознавать способы выражения подлежащего и сказуемого, виды второстепенных членов предложения;

- находить обособленные члены предложения;

- находить конструкции, которые не являются членами предложения;

- определять виды связи простых предложений в составе сложных;

- определять типы придаточных предложений и др.

Следует помнить о том, что анализ любого предложения нужно начинать с определения грамматической основы. При этом можно помочь себе, применив графические обозначения. После этого можно переходить к тому синтаксическому явлению, которое звучит в утверждении. Внимательно читайте предложения текста!

Анализируем первое утверждение в задании. В первом предложении содержится три части, следовательно, в предложении три грамматических основы. В третьей части сложного предложения (появление которых стало вершиной эволюции) грамматическая основа - появление стало вершиной эволюции. Следовательно, 1 ответ ошибочный.

Анализ второго утверждения позволяет сделать вывод о том, что грамматическая основа этого простого предложения - проблема не решена. Вывод: ответ 2 ошибочный.

Сказуемое первой части предложения 3 выражено кратким причастием с глаголом- связкой «быть», употребленном в прошедшем времени: следы жизни были обнаружены. Следовательно, ответ 3 ошибочный.

Предложение 4 состоит из двух частей. Во второй части предложения грамматическая основа выделена верно: имелись атмосфера (и) гидросфера. Значит, это правильный ответ. Записываем ответ 4 в бланк ответов.

Утверждение 5, как и предыдущие утверждения, заставляют нас обратиться к синтаксическому анализу сложного предложения. Это сложное предложение, грамматическая основа выписана из его последней части: они безжизненны.

Следовательно, ответ 5 верный. Записываем ответ 5 в бланк ответов. Таким образом, правильный ответ: 45<или>54

Тема 6. Орфография

Основные умения:

• проводить орфографический анализ;

• находить орфограммы и применять правил написания слов с орфограммами;

• применять на письме правила переноса слов;

• соблюдать орфографические нормы в письменной речи.

Орфографические правила изучаются в школе с первого класса и содержат изложение закономерностей правописания всех частей речи во всех формах их употребления. В школе изучается много орфографических правил, и их сознательное применение потребует умения проводить фонетический, морфемный и словообразовательный (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексический, морфологический анализ слова, анализ словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов. Эти умения потребуются не только при выполнении задания 5, но и при написании изложения и сочинения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: