Семестр 4. Молекулярная биология. Биохимия межклеточных коммуникаций. Биохимия тканей и физиологических функций.
Тема занятия № 14. Белки крови. Состав крови. Буферные системы крови. Регуляторные системы крови.
Работа: Методы изучения и разделения белков крови.
Цель занятия:
1. Изучение белкового состава сыворотки крови.
2. Усвоить основные функции белков крови.
3. Изучить принципы разделения белков крови.
4. Усвоить основные функции крови.
5. Понять механизм поддержания кислотно-основного состояния.
6. Изучить регуляторные системы организма.
Рекомендации по самоподготовке:
1. Необходимо знать на какие фракции можно разделить белки сыворотки крови электромиграционными методами.
2. Нужно знать особенности структуры альбумина и его транспортные функции, а также характеристику альфа- и бета- глобулинов, иммуноглобулинов. Классификация, структура, роль.
3. Изучить основные буферные системы крови, которые должны обеспечить постоянство рН: бикарбонатную, гемоглобиновую и белковую.
4. Кровь обеспечивает постоянство осмотического давления, белки крови определяют ее онкотическое давление. Нужно знать роль онкотического давления крови в обмене воды.
5. Кровь обеспечивает транспорт различных веществ в организме:
а) вещества, извлекаемые из депо в организме (углеводы, липиды, аминокислоты);
б) вещества, образующиеся в ЖКТ при распаде белков, жиров, углеводов;
в) транспорт липидов и их транспортные формы;
г) гемоглобин (транспорт кислорода и углекислого газа), строение и особенности функционирования; кооперативный эффект связывания кислорода гемоглобином;
д) транспорт гормонов, витаминов и других биологически активных веществ;
е) транспорт метаболитов;
6. Необходимо знать, что защитная функция определяется: белками-иммуноглобулинами, лизоцимом и клетками крови.
7. Регуляторная функция заключается в образовании в крови и транспорте кровью различных биологически активных веществ: гормонов, кининов, ангиотензина и др.
Вопросы для самоконтроля:
1. Электрофоретические методы (электрофорез, изоэлектрическое фокусирование).
2. Методы хроматографии.
3. Альбумин. Его характеристика и роль.
4. Альфа-глобулины (альфа1-кислый гликопротеин, ингибиторы протеиназ, церулоплазмин, гаптоглобин).
5. Бета-глобулины (трансферрин, гемопексин).
6. Липопротеиды.
7. Ферменты плазмы крови.
8. Иммуноглобулины. Характеристика классов. Роль. Концентрация в крови.
9. Структура иммуноглобулинов G.
10. Функции крови.
11. Характеристика плазмы крови.
12. Небелковые азотистые компоненты крови. Азотемия.
13..Безазотичные органические компоненты крови (углеводы, липиды, органические кислоты).
14. Электролитный состав плазмы крови.
15. Буферные системы крови.
16. Нарушения кислотно-основного состояния.
Основная учебная литература:
1. Биохимия: учебник / под ред. Е. С. Северин. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 768 с.; То же [Электронный ресурс] URL:http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970433126.html
2. Биологическая химия с упражнениями и задачами: учебник / под ред. Е. С. Северина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 624 с.; То же [Электронный ресурс] URL:http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970430279.html
Дополнительная учебная литература:
1. Березов, Т. Т. Биологическая химия: учебник / Т. Т. Березов, Б. Ф.
Коровкин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1998. – 704 с.
2. Николаев, А. Я. Биологическая химия: учебник / А. Я. Николаев. – 3-е изд.
перераб. и доп. – М.: Медицинское информационное агенство, 2004. – 566 с.
Методические материалы:
1. Каминская, Г. А. Биологическая химия. Руководство к лабораторным занятиям / Г. А. Каминская, К. А. Ефетов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Симферополь: CSMU Press, 2007. – 100 c.






