Проверка проводится в случае, когда в тексте есть описание литературного героя, предмета или явления. Она формирует активное внимание, образное восприятие и воображение.
Прочитав сказку А. Толстого «Приключения Буратино» детям был предложен такой вид тестирования.
| Описание героев | Имена героев |
| 1) Умная, строгая, добросовестная, с голубым бантом | 1) Карабас - Барабас |
| 2) Хитрая, плутовка, обманщица, рыжая | 2) Артемон |
| 3) Злой, жадный, толстый, с длинной бородой | 3) Тортила |
| 4) Удалой, хороший друг, беззаботный, деревянный | 4) Дуремар |
| 5) Храбрый, верный друг, послушный, окрас черный | 5) Мальвина |
| 6) Добрый, бедный, трудолюбивый, мастер золотые руки | 6) папа Карло |
| 7) Хитрый, жадный, подлый, одноглазый | 7) Алиса |
| 8) Несчастный, влюбленный, робкий | 8) Буратино |
| 9) Старая, добрая, справедливая, мудрая | 9) Базилио |
| 10) Противный, худой, жадный, неспособный сделать добро | 10) Пьеро |
В результате опроса в блокноте учащихся появляется запись:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 5 | 7 | 1 | 8 | 2 | 6 | 9 | 10 | 3 | 4 |
Учащиеся оценивают характер героя, выбирая его качества в соответствии с содержанием текста. Читая во 2 классе произведение А. Толстого «Приключения Буратино» детям было предложено задание: Выбрать положительные качества характеров Буратино и Мальвины.
| Буратино | Мальвина | ||||
| + | 1 | веселый | + | 1 | аккуратная |
| + | 2 | жизнерадостный | + | 2 | серьезная |
| + | 3 | добрый | + | 3 | воспитанная |
| - | 4 | невоспитанный | + | 4 | прилежная |
| + | 5 | настоящий друг | + | 5 | добрая |
| - | 6 | грубый | + | 6 | хороший друг |
| + | 7 | смелый | + | 7 | строгая |
| + | 8 | решительный | - | 8 | неряшливая |
| - | 9 | неряшливый | - | 9 | невоспитанная |
| - | 10 | непослушный |
Иногда на уроке применяю несколько видов тестирования, т. к. это быстро, эффективно и очень нравится детям.
Результаты тестов обсуждаются, анализируются, оцениваются. К этому же виду относится тестирование с помощью загадок и пословиц.
Так на уроке внеклассного чтения во 2 классе после чтения сборника «Времена года» учащимся дается задание соотнести явления природы и времена года, отгадав загадки.
| Загадки | Ответы |
| Ежегодно приходят к нам в гости: | |
| 1. Один седой (зима) | а) лето |
| 2. Другой молодой (весна) | б) осень |
| 3. Третий скачет (лето) | в) зима |
| 4. А четвертый плачет (осень) | г) весна |
| 1 | 2 | 3 | 4 | |
| в | г | а | б |
Проверка усвоения описания может быть составлена с помощью пословиц и поговорок, которые соответствуют или не соответствуют характеристике героя.
Данный вид контроля осложнен тем, что прежде чем дать ответ, надо уяснить смысл пословицы или поговорки и после этого сопоставить его с содержанием текста.
Читая сказку Гаршина «Лягушка-путешественница», детям было предложено задание – выбрать пословицы, которые подходят к характеру главной героини.
| + | 1 | Хвастовство само себя наказывает. |
| + | 2 | Смелость города берет. |
| + | 3 | Самолюб никому не люб. |
| - | 4 | В трудную минуту – друг тут как тут. |
| + | 5 | Венец мужества – скромность. |
| + | 6 | Не теряй ум, все остальное приложится. |
| + | 7 | Удалому все нипочем. |
| - | 8 | Где труд – там и радость. |
| + | 9 | Скромность всякому к лицу. |
| - | 10 | Суди о человеке по его труду. |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||
| + | + | + | - | + | + | + | - | + | - |
Благодаря данному виду экспресс-опроса дети учатся составлению описаний, учатся отличать внешний вид героев от черт характера, оценивать поведение или поступки героев. Данный вид деятельности способствует развитию личностных качеств младших школьников и формированию познавательных умений.
Проверка понимания логических соотношений.
Проверка понимания логических соотношений развивает логическое мышление младших школьников, учит анализировать содержание текста, сопоставлять факты, делать выводы и умозаключения. Вопросы задаются по подтексту. Подбирается материал, содержащих множество «логических загадок». Этот вид опроса наиболее сложный, поэтому применять его следует в 3, 4-х классах.
Проверка усвоения лексических значений.
Этот вид проверки расширяет словарный запас учащихся, учит объяснять лексическое значение слов и выражений. Учащимся предлагается пронумеровать список слов. Учитель зачитывает словарную статью о слове, учащиеся в колонках проставляют номер нужного слова в соответствии с толкованием. Этот вид использую в словарной работе. По описанию ребенок сам догадывается о значении слова.
| Словарная статья | Слова |
| 1. Жевать | 1. Смирехонько |
| 2. Спокойно, тихо | 2. Досыта |
| 3. Лишенные присмотра | 3. Зубрить |
| 4. Наесться вдоволь, до полного насыщения | 4. Беспризорники |
| 1 | 2 | 3 | 4 | |
| 2 | 4 | 1 | 3 |
Подобная работа проводится с фразеологизмами.
| Фразеологизмы | Синонимы |
| 1. Повесить нос | 1. Хитрить, обманывать |
| 2. Водить за нос | 2. Огорчиться |
| 3. Задирать нос | 3. Дремать, засыпать |
| 4. Клевать носом | 4. Зазнаться |
| 5. С гулькин нос | 5. Очень мало |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 2 | 1 | 4 | 4 | 5 |






