Проверка усвоения содержания

Осуществление диагностической функции деятельности учителя начальных классов (информация подготовлена на основе анализа работы учителя начальных классов по образовательной системе  «Школа – 2100». в условиях инновационной площадки образовательной системы начальных классов).

Методика проведения контрольного экспресс-опроса на уроках литературного чтения.  

 

     Программа, по которой работал учитель, отвечала основным требованиям инновационной площадки образовательной системы начальных классов. Основные образовательные линии:

- личностно-ориентированная направленность;

- разноуровневый подход в обучении;

- деятельностно-ориентированный подход.

Отмечая преимущества данной системы, учителем был определен ряд проблем:

· неумение у учащихся извлекать нужную информацию из прочитанного;

· отсутствие умений сосредотачиваться на главных аспектах содержания текста и на его деталях.

Учителем особое внимание было обращено на причины возникновения трудностей у младших школьников при работе с содержанием текста:                                    1. большой объемный материал читаемых произведений;

      2. зачастую сложное для понимания содержание текстов.

Учитель определил для себя необходимость проведения контрольного экспресс опроса на уроках чтения в начальной школе и поставил для себя следующие цели и задачи.

Цель: Формирование умения первичного понимания текста.

Задачи:

- изучить методическую литературу по данной проблеме;

- описать прием экспресс-опроса на уроках чтения;

- сформировать умение первичного понимания текста младшими школьниками и научить их извлекать нужную информацию из прочитанного с помощью экспресс-опроса.

 В своей работе учитель применял технологию А. М. Кушнира «Информационно-ценностный подход в обучении чтению». Были определены преимущества данной технологии:

· высокая техника чтения вслух и про себя;

· выразительное чтение;

· дети хорошо владеют пересказом, логично и грамотно излагают свои мысли в сочинениях и изложениях;

· высокая мотивация на уроке;

· высокая читательская активность;

· учащиеся детально запоминают текст прочитанных произведений.

Для реализации поставленной цели и задач были определены виды деятельности в условиях урока и продуман алгоритм формирования у младших школьников умения понимать содержание текста с помощью экспресс-опроса.

Учителем предварительно было выявлено, что Экспресс-опрос способствует обеспечению объективного контроля со стороны учителя и самоконтроля со стороны обучающихся первичного понимания текста. На проведение опроса затрачивается минимум времени и предполагается участие всех присутствующих на уроке. Этот прием направлен на формирование привычки полностью сосредотачиваться на содержании текста, выявлять необходимую информацию из текста и прочувствовать то, о чем читаешь. Экспресс-опросы способствуют концентрации внимания учащихся на основных аспектах содержания и на его деталях, способствуют активности мыслительной деятельности, формируют способность отстаивать свою точку зрения, расширяют словарный запас, развивают познавательные процессы.

В таблице показаны возможные соотношения информации, названий видов проверок, целей и средств их проведения.

 

Вид информации Названия экспресс-опроса Средства осуществления деятельности
Фактическая (сюжет, факты, событийная последовательность) 1. Проверка усвоения содержания: - усвоение содержания; - формирование устойчивого внимания к сюжетной линии произведения, контекстуального восприятия. 2. Проверка усвоения описаний: - усвоение описаний; - формирование активного внимания, образного восприятия, воображения, личностного отношения; - развитие ценностей, ориентационной деятельности при чтении. 3. Проверка понимания логических соотношений: - понимание логических соотношений; - формирование мыслительной активности при чтении. вопросы по тексту, утверждения, выдержки из текста   вопросы, утверждения определения пословицы и поговорки, загадки     вопросы по подтексту, утверждения
Языковая (значения и многозначность слов, синонимы, т.д.) 4. Проверка усвоения лексических значений: - контекстуальное понимание и усвоение значений слов и выражений; - формирование активного внимания к контексту; - развитие «языкового чувства». значения слов и выражений

 

     Перед контрольным экспресс-опросом называется цель проверки и ее значение, указываются примерные формы ответов.

         

 

        Методика осуществления способов организации и проведения экспресс-опроса, направленного на усвоение младшими школьниками фактической информации.

Проверка усвоения содержания.

           

              Такие виды проверки проводятся с первого класса. Она очень эффективная, т. к. может быть составлена учителем на основе произведения любого жанра, какой-либо его части, и может проводиться после чтения текста в классе или дома. Цель ее проведения – создание установки на думающее восприятие полученной информации, на осмысление содержания текста и на проверку уровня усвоения информации.

     На первом этапе следует применять 10 вопросительных, а после овладения приемом – 10 повествовательных предложений, выдержек из текста, точных или измененных.

     Предложения зачитывает учитель, а учащийся, если соглашается с высказыванием, ставит знак «+», если не соглашается ставит знак «-», при затруднении ученик ставит «0». Ответы заносятся в специальные блокноты опроса в колонки с порядковыми номерами от 1 до 10. Работа должна проводиться четко и быстро.

     Приведу примеры усвоения содержания с ответами на начальном этапе.

     «Рукавичка» – украинская народная сказка.

- 1 Шел дед с собачкой полем? (Лесом)
+ 2 Он обронил рукавичку.
- 3 Первой увидела рукавичку Лягушка-попрыгушка? (Мышка-поскребушка)
+ 4 С мышкой и лягушкой поселился в «домике» Зайчик.
- 5 После волка там спрятался Медведь? (Кабан)
- 6 Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Чуть-чуть не разорвалась).
- 7 Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (Она стала гавкать на зверей)
- 8 Звери ей обрадовались? (Они испугались и разбежались).
+ 9 Дед пришел и забрал рукавичку.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9            
- + - + - - - - +            

 

     При чтении заданий учитель намеренно голосом выделяет наиболее значимые слова, влияющие на результат ответа. На следующих этапах вся фраза читается равномерно.

     Проверка результатов проводится коллективно, правильные ответы учитель пишет заранее на доску, либо на карточку. Подробно разбираются все ошибки, проводится детальная работа над ошибками.

     Низкий уровень восприятия, понимания, осмысления и запоминания содержания прочитанного текста соответствует приблизительно 50% неправильных ответов,

удовлетворительный – 33%;

хороший – 25%;

отличный – 15% и более.

     Важно всякий раз поощрять безошибочное выполнение работы.

     Следует отметить, что с каждым уроком постепенно тесты усложняются, и в конце первого класса младшие школьники смогут самостоятельносоставлять тесты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: