Изучение нового материала
1. Вступление учителя
В природных условиях каждый живой организм живёт не изолировано. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды. Наша задача, разобраться какие типы взаимоотношений встречаются в природе. (Cлайд 1.)
2. Знакомство учащихся с целью и задачами урока. (Cлайды 2, 3).
· Изучить различные типы взаимодействий организмов;
· Рассмотреть особенности конкурентных отношений и факторы, определяющие исход конкурентной борьбы;
· Выяснить роль хищничества в природных сообществах;
· Определить значение паразитизма в жизни организмов;
· Ввести новые понятия: "антибиоз", "комменсализм", "протокооперация", "мутуализм".
3. Популяции любых организаций, живущих на одной территории и контактирующие друг с другом, вступают в различные взаимоотношения между собой. Если влияние существует, то оно может быть благоприятным или неблагоприятным. Положение популяции (или вида) при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак (-) “минус” означает неблагоприятное влияние (вид испытывает угнетение или вред). Знак (+) “плюс” обозначает благоприятное влияние (вид извлекает пользу). Знак (0) “ноль” показывает, что отношения безразличны (отсутствие влияния).
|
|
Обозначьте знаками эти взаимоотношения.
рис. 1 паразитизм + -
рис. 2 сотрудничество + +
рис. 3 нейтрализм 0 0
рис. 4 конкуренция - -
рис. 5 квартиранство + 0
рис.1
рис. 2
рис. 3
рис. 4
рис. 5
Таким образом, биотические отношения можно разделить на 6 групп (слайд 5).
4. Изучать типы взаимоотношений мы будем заполняя таблицу (слайд 6)
Типы взаимоотношений организмов в биоценозах
Тип взаимоотношений (название)
Взаимоотношения
Характер взаимодействия
Пример
1
2
Нейтрализм
0
0
Виды не влияют друг на друга
Лось и белка в одном лесу практически не контактируют
5. Рассмотрим в общих чертах основные типы взаимоотношений.
Рассказ учителя сопровождается показом слайдов, и ученики заполняют таблицу.
Нейтральные
Нейтрализм (слайд 7)
0
0
Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга.
белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом.
Вредно-нейтральные
Аменсализм (слайд 8)
-
0
Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы
|
|
Светолюбивые травы, растущие под елью
Полезно-нейтральные
Комменсализм
- нахлебничество (слайд 10,11)
- сотрапезничество (слайд 12)
- квартиранство (слайд 13–20)
+
0
Один вид получает преимущество, выгоду, на принося другому ни вреда, ни пользы:
Потребление остатков пищи хозяина оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи.
Один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья.
Гиены подбирают остатки недоеденной львами добычу
Разные бактерии перерабатывают разные органические вещества сгнивших растений, а растения потребляют эти минеральные вещества
Рак-отшельник использует раковину моллюска в качестве убежища.
Взаимополезные
Протокооперация (слайд 21, 22)
+
+
совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей
Опыление пчёлами разных луговых растений – тесная связь отсутствует
Мутуализм (слайд 23, 24, 25)
+
+
Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видом становится обязательным для другого партнёра.
Птицы кормятся насекомыми – паразитами на теле носорога, а их взлет – сигнал об опасности
Симбиоз (слайды 26–29)
+
+
Неразделимые взаимополезные связи двух видом, предполагающие тесное сожительство организмов.
Термиты и живущие в их кишечнике одноклеточные жгутиковые – перерабатывают клетчатку а сахара. Термиты не имеют собственных ферментов для переваривания целлюлозы и без симбионтов погибли бы. А жгутиковые получают в кишечнике среду обитания, в свободном состоянии в природе они не встречаются
Полезно-вредные
Хищничество (слайды 30–33)
+
-
отношения между организмами, при которых один из них (хищник) атакует другого (жертву) и питается частями его тела
Росянка, животные – хищники.
Паразитизм (слайды 34–38)
+
-
Паразит использует хозяина как источник питания, среду обитания.
Спорынья, трутовик, паразиты животных.
Взаимо-вредные
Конкуренция (слайды 39–43)
-
-
взаимоотношения между организмами одного и того же или разных видов, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения
Внутривидовая (сосны в лесу за свет) и межвидовая (культурные растения и сорняки).
· 6. Таковы типы взаимоотношений в природе.
· Конкурентные отношения играют важную роль в распространении организмов, в формировании видового состава природных сообществ и повышении их устойчивости.
· Хищничество может вредить человеку, но как правило, оказывает полезную услугу популяции жертв.
· В практической деятельности человека большой интерес представляет использование паразитов для борьбы с переносчиками инфекционных заболеваний или с вредителями сельского хозяйства.
· Вывод: Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя его устойчивость.
Вывод: Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя его устойчивость
Задания на закрепление и проверку изученного материала (просто прочитать)
Я привожу ряд заданий, которые учитель может использовать на своё усмотрение, как на уроках, так и при составлении олимпиадных заданий, а так же при подготовке к ЕГЭ
Задание № 1. Прочитайте текст и дайте подробный ответ на вопрос.
Что может быть хуже змей?
Одна местность “славилась” обилием змей. Они чуть ли не на каждом шагу встречались в поле, кишели в копнах, заползали во дворы и сараи. В конце концов, местные жители “собрались с духом” и объявили беспощадную войну ползучим тварям. Змей беспощадно уничтожали, хотя, правду говоря, случаев нападения змей на людей не было. Борьба увенчалась успехом. В результате победы жить в этой местности стало гораздо хуже. Как вы думаете, почему?
|
|
Ответ. Местность атаковали мыши! Они портили продукты, уничтожали зерно на корню и в хранилищах, разносили болезни. С ними начали бороться при помощи ядохимикатов — стали погибать птицы, полезные звери. Убытки оказались огромны. Наконец однажды кто-то догадался и привез из соседнего района несколько змеек…
Волк оленю друг?
В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели?
Ответ. Уничтожение волков приведет к появлению и распространению болезней в стаде оленей, увеличению числа слабых и больных особей, к гибели и вымиранию оленей.
Как исправить ошибку? — Выпустить в заповедник волков.