Что может быть хуже змей?

Изучение нового материала

1. Вступление учителя

В природных условиях каждый живой организм живёт не изолировано. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды. Наша задача, разобраться какие типы взаимоотношений встречаются в природе. (Cлайд 1.)

2. Знакомство учащихся с целью и задачами урока. (Cлайды 2, 3).

· Изучить различные типы взаимодействий организмов;

· Рассмотреть особенности конкурентных отношений и факторы, определяющие исход конкурентной борьбы;

· Выяснить роль хищничества в природных сообществах;

· Определить значение паразитизма в жизни организмов;

· Ввести новые понятия: "антибиоз", "комменсализм", "протокооперация", "мутуализм".

 

3. Популяции любых организаций, живущих на одной территории и контактирующие друг с другом, вступают в различные взаимоотношения между собой. Если влияние существует, то оно может быть благоприятным или неблагоприятным. Положение популяции (или вида) при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак (-) “минус” означает неблагоприятное влияние (вид испытывает угнетение или вред). Знак (+) “плюс” обозначает благоприятное влияние (вид извлекает пользу). Знак (0) “ноль” показывает, что отношения безразличны (отсутствие влияния).

Обозначьте знаками эти взаимоотношения.

рис. 1 паразитизм + -

рис. 2 сотрудничество + +

рис. 3 нейтрализм 0 0

рис. 4 конкуренция - -

рис. 5 квартиранство + 0

 

 

рис.1

 


рис. 2

 

рис. 3

 

рис. 4

 

рис. 5

 

 

Таким образом, биотические отношения можно разделить на 6 групп (слайд 5).

 

4. Изучать типы взаимоотношений мы будем заполняя таблицу (слайд 6)

Типы взаимоотношений организмов в биоценозах






Тип взаимоотношений (название)

Взаимоотношения

Характер взаимодействия

Пример

1

2

Нейтрализм

0

0

Виды не влияют друг на друга

Лось и белка в одном лесу практически не контактируют

 

 

5. Рассмотрим в общих чертах основные типы взаимоотношений.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов, и ученики заполняют таблицу.

Нейтральные

Нейтрализм (слайд 7)

0

0

Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга.

белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом.

Вредно-нейтральные

 

Аменсализм (слайд 8)

-

0

Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы

Светолюбивые травы, растущие под елью

Полезно-нейтральные

 

Комменсализм

- нахлебничество (слайд 10,11)

- сотрапезничество (слайд 12)

- квартиранство (слайд 13–20)

+

0

Один вид получает преимущество, выгоду, на принося другому ни вреда, ни пользы:

Потребление остатков пищи хозяина оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи.

Один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья.

Гиены подбирают остатки недоеденной львами добычу

Разные бактерии перерабатывают разные органические вещества сгнивших растений, а растения потребляют эти минеральные вещества

Рак-отшельник использует раковину моллюска в качестве убежища.

Взаимополезные

Протокооперация (слайд 21, 22)

+

+

совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей

Опыление пчёлами разных луговых растений – тесная связь отсутствует

Мутуализм (слайд 23, 24, 25)

+

+

Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видом становится обязательным для другого партнёра.

Птицы кормятся насекомыми – паразитами на теле носорога, а их взлет – сигнал об опасности

Симбиоз (слайды 26–29)

+

+

Неразделимые взаимополезные связи двух видом, предполагающие тесное сожительство организмов.

Термиты и живущие в их кишечнике одноклеточные жгутиковые – перерабатывают клетчатку а сахара. Термиты не имеют собственных ферментов для переваривания целлюлозы и без симбионтов погибли бы. А жгутиковые получают в кишечнике среду обитания, в свободном состоянии в природе они не встречаются

Полезно-вредные

Хищничество (слайды 30–33)

+

-

отношения между организмами, при которых один из них (хищник) атакует другого (жертву) и питается частями его тела

Росянка, животные – хищники.

Паразитизм (слайды 34–38)

+

-

Паразит использует хозяина как источник питания, среду обитания.

Спорынья, трутовик, паразиты животных.

Взаимо-вредные

Конкуренция (слайды 39–43)

-

-

взаимоотношения между организмами одного и того же или разных видов, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения

Внутривидовая (сосны в лесу за свет) и межвидовая (культурные растения и сорняки).

· 6. Таковы типы взаимоотношений в природе.

· Конкурентные отношения играют важную роль в распространении организмов, в формировании видового состава природных сообществ и повышении их устойчивости.

· Хищничество может вредить человеку, но как правило, оказывает полезную услугу популяции жертв.

· В практической деятельности человека большой интерес представляет использование паразитов для борьбы с переносчиками инфекционных заболеваний или с вредителями сельского хозяйства.

· Вывод: Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя его устойчивость.

 

Вывод: Все перечисленные формы биологических связей между видами служат регуляторами численности животных и растений в биоценозе, определяя его устойчивость

Задания на закрепление и проверку изученного материала (просто прочитать)

Я привожу ряд заданий, которые учитель может использовать на своё усмотрение, как на уроках, так и при составлении олимпиадных заданий, а так же при подготовке к ЕГЭ

Задание № 1. Прочитайте текст и дайте подробный ответ на вопрос.

Что может быть хуже змей?

Одна местность “славилась” обилием змей. Они чуть ли не на каждом шагу встречались в поле, кишели в копнах, заползали во дворы и сараи. В конце концов, местные жители “собрались с духом” и объявили беспощадную войну ползучим тварям. Змей беспощадно уничтожали, хотя, правду говоря, случаев нападения змей на людей не было. Борьба увенчалась успехом. В результате победы жить в этой местности стало гораздо хуже. Как вы думаете, почему?

Ответ. Местность атаковали мыши! Они портили продукты, уничтожали зерно на корню и в хранилищах, разносили болезни. С ними начали бороться при помощи ядохимикатов — стали погибать птицы, полезные звери. Убытки оказались огромны. Наконец однажды кто-то догадался и привез из соседнего района несколько змеек…

Волк оленю друг?

В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели?

Ответ. Уничтожение волков приведет к появлению и распространению болезней в стаде оленей, увеличению числа слабых и больных особей, к гибели и вымиранию оленей.

Как исправить ошибку? — Выпустить в заповедник волков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: