Технология описания педагогического опыта

Описание опыта - процесс трудоёмкий и весьма длительный. Педагогу зачастую проще рассказать о своём опыте, провести открытое занятие, мастер-класс.

Описание опыта собственной педагогической деятельности остаётся одним из самых трудных для педагогов умений, что подтверждается как анализом представляемых на конкурсы материалов, так и результатами собеседования с педагогами.

Из всех видов обобщения педагогического опыта - рассказ, показ, описание - наибольшее затруднение у педагогов-практиков вызывает описание своего педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению. Описание - наиболее высокий, аналитический уровень обобщения.

Выделяют три уровня обобщения опыта: практический, методический и научно-методический.

В деятельности образовательной организации наиболее часто опыт обобщается на практическом уровне: описание или показ технологий, методов, приёмов, способов работы педагога; представление результатов работы; демонстрация авторской системы. В данном случае используются следующие формы работы: открытое занятие, творческий отчет, семинар–практикум, мастер–класс и др.

Научно-методический уровень способствует развитию мотивации самоактуализации и стимулированию творчества педагога. Это научно-теоретическое обоснование опыта, возможно, с привлечением научного консультанта; вычленение его масштабности и практической новизны; определение значения опыта для развития педагогической теории и практики.

Описание опыта предполагает методический уровень обобщения, что свидетельствует о необходимости участия в данном процессе представителей методических служб: методистов, заместителей директора по учебно-воспитательной или методической работе.

Задачи методических служб:

выявить сильные и слабые стороны деятельности педагога;

помочь педагогу осмыслить свой опыт;

организовать работу педагога по обобщению опыта;

научить самоанализу работы.

Характер методической поддержки педагога на различных этапах обобщения опыта представлен в таблице.

 

Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта Характер помощи
Знакомство с литературой и составление библиографии по теме Просмотр и корректировка библиографии, составленной педагогом
Определение целей Корректировка целей работы над темой
Выделение вопросов, по которым личный опыт требует дополнений Ознакомление с планом работы и определение сроков посещения занятий
Проведение занятий Посещение занятий, протоколирование и анализ
Определение методики обработки и анализа материалов личного опыта, подбор диагностических методик Корректировка анализа материалов опытной работы
Составление плана описания опыта Анализ плана описания
Составление тезисов Анализ тезисов
Подбор приложений к обобщённому опыту Корректировка подобранных приложений
Окончание первого варианта рукописи Рецензирование рукописи
Исправление рукописи в соответствии с замечаниями, её представление Приём готовой рукописи обобщённого опыта работы

Памятка для педагога так же поможет вам в этом. Приложение 1.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: