Описание опыта - процесс трудоёмкий и весьма длительный. Педагогу зачастую проще рассказать о своём опыте, провести открытое занятие, мастер-класс.
Описание опыта собственной педагогической деятельности остаётся одним из самых трудных для педагогов умений, что подтверждается как анализом представляемых на конкурсы материалов, так и результатами собеседования с педагогами.
Из всех видов обобщения педагогического опыта - рассказ, показ, описание - наибольшее затруднение у педагогов-практиков вызывает описание своего педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению. Описание - наиболее высокий, аналитический уровень обобщения.
Выделяют три уровня обобщения опыта: практический, методический и научно-методический.
В деятельности образовательной организации наиболее часто опыт обобщается на практическом уровне: описание или показ технологий, методов, приёмов, способов работы педагога; представление результатов работы; демонстрация авторской системы. В данном случае используются следующие формы работы: открытое занятие, творческий отчет, семинар–практикум, мастер–класс и др.
|
|
Научно-методический уровень способствует развитию мотивации самоактуализации и стимулированию творчества педагога. Это научно-теоретическое обоснование опыта, возможно, с привлечением научного консультанта; вычленение его масштабности и практической новизны; определение значения опыта для развития педагогической теории и практики.
Описание опыта предполагает методический уровень обобщения, что свидетельствует о необходимости участия в данном процессе представителей методических служб: методистов, заместителей директора по учебно-воспитательной или методической работе.
Задачи методических служб:
выявить сильные и слабые стороны деятельности педагога;
помочь педагогу осмыслить свой опыт;
организовать работу педагога по обобщению опыта;
научить самоанализу работы.
Характер методической поддержки педагога на различных этапах обобщения опыта представлен в таблице.
Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта | Характер помощи |
Знакомство с литературой и составление библиографии по теме | Просмотр и корректировка библиографии, составленной педагогом |
Определение целей | Корректировка целей работы над темой |
Выделение вопросов, по которым личный опыт требует дополнений | Ознакомление с планом работы и определение сроков посещения занятий |
Проведение занятий | Посещение занятий, протоколирование и анализ |
Определение методики обработки и анализа материалов личного опыта, подбор диагностических методик | Корректировка анализа материалов опытной работы |
Составление плана описания опыта | Анализ плана описания |
Составление тезисов | Анализ тезисов |
Подбор приложений к обобщённому опыту | Корректировка подобранных приложений |
Окончание первого варианта рукописи | Рецензирование рукописи |
Исправление рукописи в соответствии с замечаниями, её представление | Приём готовой рукописи обобщённого опыта работы |
Памятка для педагога так же поможет вам в этом. Приложение 1.
|
|