Педагогического опыта

Результат письменного обобщения опыта может быть представлен в форме одного из видов методической продукции. Существует несколько классификаций видов методической продукции. В данной работе мы рассмотрим классификацию по функциональному назначению. По данному критерию выделяют четыре вида методической продукции:

Информационно-методическая

Аннотация, аннотированный каталог, бюллетень, газета, журнал, вестник, выставка, листовка, буклет, методический информационный справочник, методический комментарий, методическое описание, описание опыта работы, портфолио, рекомендуемый библиографический список, реферат, реферативный сборник, рецензия, словарь, статья.

Организационно-методическая

Инструктивно-методическое письмо, методическая записка, памятка, положение, методическая разработка, методические рекомендации, сборник материалов научно-практических конференций.

Учебная

Учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, рабочая тетрадь, образовательная программа, самоучитель.

Прикладная

Сценарий, график, диаграмма, тематическая папка, каталог, плакат, сборник упражнений, картотека, тематическая подборка.

С методической точки зрения наибольший интерес в плане обобщения опыта представляют методические рекомендации, статья и собственно описание опыта. Представленные ниже структура методических рекомендаций и этапы работы над ними перекликаются со структурой описания опыта.

4.1. Структура описания опыта

Систематизированное описание и представление опыта предполагает его письменное изложение с возможными приложениями, на которые обязательно приводятся ссылки в тексте. Структура текста описания опыта произвольная, но его содержание должно отражать сущность конкретного опыта педагога, его достижения, авторские находки, а не выдвинутые другими педагогами, учёными теоретические принципы, концепции.

Примерная структура описания педагогического опыта:

1.Условия формирования опыта.

2.Теоретическая база опыта.

3.Актуальность и перспективность опыта.

4.Новизна опыта.

5.Адресность опыта.

6.Трудоёмкость опыта.

7.Технология опыта.

8.Результативность опыта.

Композиционно в описываемом опыте могут выделяться вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть

Указываются актуальность рассматриваемого опыта, тема, предмет материала, сформулированные в заглавии; показывается научно-практическая значимость, проблематичность рассматриваемого опыта, чтобы у педагога создалась определенная установка на восприятие его содержания и возник целенаправленный интерес. Целесообразно очертить круг вопросов, которые будут рассматриваться в опыте. Необходимо отметить индивидуальный вклад автора.

Основная часть

Даётся изложение рассматриваемого опыта, освещаются существующие подходы и пути их решения. Основную часть можно начать с описания достигнутых результатов в опыте педагога. Важно выявить и обосновать те конкретные противоречия, которые обусловили творческий поиск. При описании опыта в частных и общих выводах и их обоснований должно проявиться авторское отношение к нему.

Заключительная часть

Содержит сведения о фактическом состоянии проанализированной проблемы. Здесь прослеживаются причинно-следственные связи между используемыми педагогом средствами и полученными результатами. В заключительной части могут быть даны выводы и рекомендации, а также прогнозы, отражающие перспективы развития данного опыта, проблемы и пути их решения.

Приложение

Составляется при необходимости. Таблицы, примеры, материалы справочного характера и пр. не должны повторять текст работы, а лишь служить её дополнением.

Библиография

В библиографии приводится список использованных источников, на которые должны быть ссылки в тексте.

Описанный педагогический опыт имеет титульный лист, на котором указываются: полное наименование учреждения образования; тема работы; ФИО (полностью) автора, должность, населённый пункт, год представления материала.

Примерная структура методических рекомендаций

Методические рекомендации – комплекс предложений и указаний педагогическим кадрам в выработке решений, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта. с учетом конкретных условий и особенностей деятельности. При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить цель работы, подчинив её все содержание; обязательно указать, кому адресованы рекомендации. При обобщении опыта в методических рекомендациях необходимо раскрыть, какими методическими приёмами и способами достигаются успехи в образовательном процессе в объединениях обучающихся или в учреждении в целом.

1. Вступительная часть – объяснительная записка, где обосновывается актуальность и необходимость данной работы, определяется цель составления данных методических рекомендаций, даётся краткий анализ положения дел по данному вопросу, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа, указывается, кому адресована работа.

2. Основная часть. Содержание этой части состоит из анализа и описания передовых технологий, которыми пользуются руководители, педагоги дополнительного образования для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, даётся описание перспективы результатов использования рекомендаций.

3. Заключение. Здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.

4. Список использованной литературы. Даётся в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

5. Приложения (памятки, схемы, графики, конспекты занятий и т.п.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: