«Будущее создается в настоящем»
Слайды | Текст к слайду | |||
Название программы | Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается программа «Будущее создается в настоящем». Программа реализуется на базе Областного детского эколого-биологического центра и в рамках концепции непрерывного экологического образования обеспечивает одно из направлений работы с подростками. Она рассчитана на 3 года обучения и выполняется в объеме 576 часов. | |||
Направленность программы | Программа адресована учащимся 7-9 классов, проявляющим интерес к предметам естественного цикла. Педагогическая целесообразность определяется ее направленностью на формирование экологической культуры личности: через систему естественнонаучных и гуманитарных знаний, присвоения экокультурных ценностей и опыта учебно-исследовательских, рефлексивно-оценочных и проектно-созидательных действий. | |||
Актуальность | Актуальность программы продиктована требованиями новых образовательных стандартов и задач образования для устойчивого развития. В современных условиях становятся востребованными вопросы о совмещении изучения науки экологии и практики самоопределения школьников в нормах экологической этики и права, приобщении их к практической экологоориентированной деятельности. | |||
Новизна
| Программа построена на экосистемной модели экологического образования и предполагает изучение любых объектов, включающих природные системы разного уровня в системе «Человек-Общество-Природа». На примере простого пластикового контейнера мы продемонстрируем взаимосвязь, которая лежит в основе нашей программы. Какой интерес представляет этот предмет для нас - потребителей, для его производителей и для экологов? С экологической точки зрения известно, что время распада пластика 400 лет, и это может наносить большой вред окружающей среде. С экономической точки зрения, производство пластика выгодно: низкая цена на гранулы полипропилена и недорогое производство обеспечивают низкую цену на данный товар. И, наконец, с социальной - доступность, гигиеничность, лёгкость, прочность обеспечивают широкое использование пластиковых контейнеров людьми не только для хранения продуктов, но и, например, для рассады. | |||
Инвариантная часть | Содержание программы реализуется в предметно-деятельностной форме, что соответствует идеям ФГОС. Предметная составляющая представлена инвариантным блоком, предполагающим овладение научными знаниями об экологических связях и отношениях в системе «человек-общество-природа». Специфика инвариантной части состоит в том, что содержание основано на триединой составляющей «Экология-Социология-Экономика», где каждый год акцент делается на более глубокое изучение одной из них в контексте овладения экологическими знаниями. | |||
Вариативная часть
| Деятельностным средством программы выступает экологоориентированная проектная деятельность, которая связана с вариативными модулями программы: · 1 год обучения - «Свидание с планетой» (изучение современного экологического состояния планеты «Земля»), «Рукотворный климат» (изучение технических возможностей изменения природных условий, их причин и последствий), «Во имя бизнеса и традиций» (изучение потребностей бизнеса, этнокультурных и религиозных традиций, наносящих вред природе, обществу и экономике). · 2 год обучения - «Органик» (способы бережного и осознанного отношения к здоровью человека и природы), «Экочеловек» (основы ведения экологически безопасного образа жизни), «Если друг оказался вдруг» (принятие экокультурных ценностей через другодоминантность). · 3 год обучения - «Мой дом – моя планета» (основы ведения домашнего ресурсо- и природосберегающего хозяйства), «Second hand» (основы вторичного использования предметов быта), «Увидеть невидимое, познать несозданное» (проектирование способов жизнедеятельности на основе идеи устойчивого развития человечества). | |||
| ||||
| ||||
Цель программы | Формирование экологической культуры подростков на основе концепции устойчивого развития. Цель достигается решением ряда задач: | |||
Задачи | Воспитательных
| |||
Развивающих
| ||||
Обучающих
| ||||
Концепция программы | Ведущей идеей программы является формирование экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития, актуализирующей единство знаний, ценностей, действий, отношений, новых смыслов совместного развития в системе «Человек-Общество-Природа». Этапами реализации программы, согласно методологическим подходам и компонентам экологической культуры, стали этапы «Знаю», «Ценю», «Действую». | |||
Отличительные особенности программы | · ориентирована на экосистемную модель экологического образования. · содержательные линии программы отображают взаимосвязь элементов системы «Человек – Общество - Природа». Программа охватывает широкий круг проблем естественнонаучного и гуманитарного характера и базируется на принципах системности, научности, социальной значимости. Особое внимание уделяется познавательным и практическим умениям экологического, экономического и социального характера. · образовательная деятельность строится с учетом системно-деятельностного подхода. Данный подход реализуется в программе через активное личностно-ориентированное развивающее обучение, включение воспитанников в разные виды экологоориентированной деятельности. 1· проектная деятельность связана с вариативной частью программы и предполагает самостоятельный процесс познания, включения в социально-значимую практическую деятельность в пользу сохранения окружающей среды и ресурсосбережения. · обязательным элементом практической части содержания программы является наличие регионального компонента. Комплекс демографических, экономических, социальных, природоохранных проблем осознается учащимися на реальном, доступном и понятном материале своего ближайшего окружения. · мультимедийность. При реализации программы используются мультимедийные средства обучения и электронные образовательные ресурсы. · освоение программы способствует формированию начальных профессиональных компетентностей. Выполняя проекты различного содержания, учащиеся получают опыт решения задач в различных профессиях. | |||
Формы и режим занятий | Реализация программы предполагает следующие формы организации занятий: лекционные, практические и лабораторные работы, деловые ролевые игры, экскурсии, решение проблемных задач, проектную и исследовательскую деятельность, микроисследования, выезды в природу, полевую экологическую практику, подготовку печатных работ, участие в научно-практических конференциях, вечера и праздники творческого объединения.
| |||
Ожидаемые результаты | Образовательным результатом реализации программы «Будущее создается в настоящем» является формирование экологической культуры учащихся. С учетом специфики Федеральных государственных стандартов нового поколения и поставленной цели сформированность когнитивного компонента экологической культуры соответствует предметным результатам и представлена по годам обучения. Эмоционально-ценностный и деятельностный компонент экологической культуры отражен в личностных и метапредметных результатах и, учитывая длительность их формирования, представлен по окончанию обучения. | |||
Диагностика результативности работы по программе | Основными критериями и показателями сформированности экологической культуры подростка в интересах устойчивого развития являются следующие: 1) когнитивный: полнота, прочность и осознанность экологических, экономических и социальных знаний); 2) ценностно-смысловой: сформированность потребности в решении проблем окружающей среды, степень проявления познавательного интереса к экологическим, экономическим и социальным проблемам, присвоение ценности Жизни, Природы, Человека, Здоровья, Гармонии, Красоты); 3) деятельностный (сформированность экологических, экономических и социальных умений и навыков природоохранной деятельности, устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в природе, наличие опыта практической экологоориентированной деятельности). Определение сформированности экологической культуры подростка в интересах устойчивого развития выявляется по трём уровням: высокий, средний, низкий. | |||
Низкий уровень. Подросток с таким уровнем развития проявляет интерес к экологическим проблемам, но предложить решение для их устранения не может.
Школьники со средним уровнем проявляют интерес к экологическим проблемам, но из-за небогатого опыта использования экологических знаний, их деятельность возможна только при непосредственном руководстве педагога. Высокий уровень. Такие подростки отлично владеют рациональными приемами поиска и обработки экологической информации, способами принятия решений в деятельности, а также в конкретных экологических ситуациях. | ||||
Подведение итогов реализации программы | Подведение итогов реализации программы осуществляется в создании и защите продуктов проектной деятельности. Первичная защита осуществляется на уровне творческого объединения. | |||
С лучшими работами ребята участвуют в научно-практических конференциях и в областных конкурсах «Юность. Наука. Третье тысячелетие» и «Юные исследователи окружающей среды» «Моя малая родина». | ||||
Показателем успешности являются победы детей на областных и Всероссийских конкурсах и конференциях. | ||||
Спасибо | Спасибо за внимание! | |||
Приложение 3