Шитая храмовая утварь

Служебные сосуды

Потиров-3, дискосов-3, звёзд-3, копьё-1, ложиц-2, блюдец-5.

Из числа потиров два с дискосами, звёздами, ложицами и блюдцами- серебряные, позолоченные, а третий с прибором- оловянный. Копьё стальное с костяной ручкой.

В двух потирах серебряных с прибором веса 5 фунтов. Оловянный же потир с прибором - полтора фунта.

Крестов напрестольных - четыре. Они сделаны из серебра и позолочены, весом 3 фунта, 10 золотников. Запрестольный крест один, сделан из соснового дерева и выкрашен масляной краской, а оклада на нём нет.

Ковчегов для хранения Святых тайн- два: медный отбеленный, а другой оловянный. Медный весом1 ½ фунта, оловянный- 2 фунта.

Кадил четыре: одно серебряное и три медных. Серебряное весом 1 фунт 10 золотников, медные 4 фунта.

Подсвечники медные отбеленные, числом их 4. Весом 35 фунтов.

Лампады медные, числом 41. Все они весят 3 пуда 36 фунтов.

Паникадил висячих среди церкви, медных отбеленных-4. Весом они 4 пуда 10 фунтов.

Ковшик для подавания теплоты серебряный, внутри вызолоченный, весом 35 золотников.

Блюда панихидные и водосвятные сделанные из олова: числом их 6, весом 14 фунтов. Одно для благословления хлебов – медное, отбеленное, весом 5 ½ фунтов.

Водосвятная чаша одна, сделана из меди, весом 12 фунтов

Венцы брачные, медные-2, весом 5 ½ фунтов.

Купель для крещения одна, медная, весом 30 фунтов.

 

 

 

  Выносных фонарей два, оба сделаны в виде Церкви с пятью главами, в одном из них вместо стёкол вставлены слюдяные листы. Старинный сделан из белого железа с медною резьбою, а новый из дерева с резьбою, без особенных украшений.

Налой и столы сделаны из соснового дерева, числом их три: налой и два стола.

Шитая церковная утварь.

 

Риз-24, подризников-10, епитрахелей-17, набедренников-6, поясов-6, поручей-17, стихарей-23, оларей-12.

 Из оных риз лучших-4, средних-10, ветхих-10

Подризников лучших-2, средних-4, ветхих-4

Епитрахилей лучших-4. средних-5, ветхих-8

Набедренников лучших- 3 и средних-3

Поясов лучших-3, средних-2, ветхих-1

Поручей лучших-7, средних-4, ветхих-6

Стихарей лучших-5, средних-8, ветхих-5

Лучшее облачение сшито из парчи и бархата, а прочие из шёлковой материи, украшений на них особенных нет.

Шитая храмовая утварь.

Воздухов-11. хоругвей-6, плащениц-2, пелен налойных-2, а вышитых образов и покровов нет.

Из оных воздухов лучших-3. средних-5, ветхих-3

Пелен- обе средние,

Хоругвей лучших-2. а прочие ветхие

Плащениц лучших -1 и ветхая одна.

Воздухи лучшие из бархата и парчи, а прочие из шёлковой материи. Пелены из дешёвой парчи, а хоругви писаны на холсте.

На лучшей плащанице изображение Спасителя вырезано из ольхового дерева и покрыто белым лаком, а кругом оного обито малиновым бархатом, а по углам привинчены позолоченные кресты. Другая плащаница писана на холсте масляным красками. Длина им два аршина и ширина один аршин с четвертью. Особенных украшений на оных никаких нет.

Чудотворных и явлённых икон нет, а есть одна древняя икона с изображением благоразумного разойника Диминаса, которая в длину имеет полтора аршина и в ширину три четверти аршина. Икона сия, как значится по описи 1685 года, была вставлена в иконостасе на пономарских дверях, в бывшей в то время Спасской Церкви. Время написания сей иконы должно отнести к означенному XVII столетию ибо в половине сего столетия, а именно в 1652 году по грамоте Патриарха Иосифа, была построена новая церковь на месте сгоревшей.

Опись была составлена по Указу Преосвященного Афанасия Архиепископа Холмогорского и Вельского десятским Троицким дьяконом Григорием Иосифовичем, при учреждении приходской Церкви после бывшего женского монастыря. Церковное имущество по описи сдано было бывшему в то время священнику Михаилу Кириллову и церковному приказчику Гурию Антипину. Опись написана на 8 страницах

 

Царская грамота Великих Государей Царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, все великие и малые и белые России Самодержцев о владении старцу Ионе Верховажской четверти Вознесенскою пустынею в Великослободском стану. Для того, как говорится в той грамоте, что по Указу и грамоте Преосвященного Митрополита Новгородского дана ему эта пустыня во владение вместо Спасской Боровинской пустыни, что стоит близ Верховажского посаду. А вместо той Боровинской пустыни быть девичьему монастырю. И в 1685 году Преосвященный Архиепископ ту Спасскую Боровинскую пустыню со святыми иконами и со всякою церковной утварью отдал Важскому уезду Низовской десятины.

Писана в Москве 1693 года. В конце этой грамоты сказано:

А подлинную нашу грамоту впредь для владений вышеописанной пустыни и угодий отдать в Холмогорский Архиерейский дом. Подлинная грамота на обороте по склейкам скреплена дьяконом Григорием Посниковым. Подлинная грамота подана стряпчим Василием Гавриловым.

При означенной церкви священник- один, дьякон-один, а причетников-два. Заштатный дьякон-один.

Земли при сей Церкви отмежеванной в 1784 году- 35 десятин 1130 сажен. Земли, кроме означенной, принадлежащей собственно церкви, или кем-либо жалованной- не имеется.

Здания, принадлежащие собственно церкви следующие:

Дом, в котором живёт дьякон, амбар и сторожка. Здания эти деревянные. Дома у священника и причетника собственные и все построены на церковной земле.

Жителей в приходе в 1854 году значится: мужского пола-637, женского- 723. Из числа коих мещан мужского пола-6, женского-8, а прочие крестьяне удельного ведомства и все православного вероисповедания. Другого вероисповедания никого нет.

Деревянная церковь имеет фасад прямоугольный. Она в два этажа, устроена на булыжном камне из соснового дерева. Престолов в ней три:

Главный из них в нижнем этаже Сретенья Господня, в тёплой церкви. Во имя Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, а в верхнем этаже во имя пророка Ильи. Означенная церковь имеет в вышину 15 сажен в длину- 12 сажен и в ширину 5 сажен.

Часовня деревянная в этом приходе. Когда она учреждена, и какого случая и чего позволения, достоверных сведений нет, кроме одного указа, хранящегося в церковном архиве 1734 года от Преосвященного Германа Архиепископа Архангельского, которым предписывается возобновить часовню, находящуюся в деревне Мартыновской.

Одна из сих часовен построена во имя Святой великомученицы Парасковьи, а другая во имя Святителя Николая чудотворца и называются они по именам сих святых.

Первая часовня построена в деревне Мартыновской, при большой Архангельской дороге; другая же при Терменской бумажной фабрике, внутри селения.

 

Колоколов при сей церкви-12

1-75 пудов 5 фунтов. Отлит в 1829 г.

2- 37 пудов 30 фунтов. Отлит в 1784 г.

3- 15 пудов 22 ½  фунта. Отлит в 1748 г.

4- 5 пудов 38 фунтов........без года

5- 4 пуда 7 фунтов

6- 2 пуда 18 фунтов

7- 1 пуд 10 фунтов

8- 34 фунта

9- 31 фунт. Отлит 1830 г.

10- 1 пуд 2 фунта

11- 32 фунта. Отлит 1824

12- без обозначения веса и года

При часовнях колоколов не имеется.

Спасоборовинской церкви священник Михаил Макарьин. Дьячок Федор Иванов. Исправляющий должность пономаря Василий Арсеньев Сергиевский.

 

Церковно- историческое и статистическое описание Спасо-Боровинской церкви.

Нельзя с точностью определить времени распространения в здешнем краю христианской веры, но, основываясь на исторические факты описания Ваги, должно думать, что свет Христианской веры распространился здесь в XI столетии. Коренными жителями Ваги

Были народы известные под именем Заволоцкой Чуди. Христианское благочестие на Ваге среди чуди. Вместе с Двинской чудью и Важская Чудь приняла крещение. Таким образом должно думать, что и в здешнем краю Христианская вера распространена была новгородцами, под управлением коих находился сей край. Но именно в какие годы и кем и сколь долго продолжалось обращение и крещение- не известно.

Первоначальное упоминание в этом приходе о церкви приходится на царствование государя Царя и великого князя Алексея Михайловича всея России Самодержца во время святительства святейшего Иосифа Патриарха Московского и всея России, между 1642 и 1652 годами.

По данной грамоте от его Святейшества в Верховажской четверти в деревне Курмаево, за полями на большой дороге на бору, усердием и еждиением одного крестьянина по обещанию построена вновь деревянная церковь во имя нерукотворного Спасова образа с пределом во имя Пресвятой Богородицы иконы Казанской. Но храм сей недолговечное время был украшением бора, ибо в 1652 году сгорел.

По грамоте того же Святейшего Иосифа Патриарха Московского и всея России данной 1652 года февраля 24 дня, сыну вышеозначенного и первоначального строителя крестьянину Сидору Тимофееву позволено на том же месте построить вторично новый храм во имя нерукотворного образа с пределом Пресвятой Богородицы Казанская. Но сей второй храм был ли тогда построен и освещён – не известно.

 

В 1656 году иеромонах Иов придя на Вагу, на Боровине начал заводить монашескую пустынь, а после Иова, строительство принял сын его Иона.

Иеромонах Иона, устроив пустыню жил в ней до 1678 года. В 1678 году по грамоте Митрополита Новгородского, Боровинская пустыня отведена пришедшей старице Дорофее с сёстрами и устроена женская пустыня. А Иеромонах Иона удалился в Верхнетерменскую Вознесенскую пустынь, которую Митрополит Новгородский приказал отвести Ионе в вечное владение.

В лето 1678 года, Важский воевода, думный дворянин Богдан Васильевич Яковлев и подъячий Авдей Карпов переписывали Важский уезд и Верховажскую четверть. Тогда эти писцы Боровинской Спасской женской пустыни старице Дорофее с сёстрами отвели в разных местах пахотной и сенокосной земли довольное количество и её обелили. Сия земля в 1784 году при отмежевании приписана к Спасской Боровинской церкви.

Но девичья пустыня существовала только шесть лет, монахини, оставив церковь со всем её имуществом и строением,  разошлись по своей воле в разные места. А Спасская Боровинская, сперва мужская, а потом женская пустыня по прошению крестьян Важского уезда Низовской десятины в 1685 году учреждена прилюдскою церковью.

Что самое подтверждается царской грамотой, где между прочим сказано:-«...в 1679 году были в той пустыни бродящие черницы малое время, пока пока не разбрелись в разные места по воле своей. И та Боровинская пустыня осталась от них пуста, во всяком небрежении. Боровинскую пустынь с иконами, со всякой церковною утварью, колоколами и с вотчинными землями отдал Важескому уезду Низовской десятины крестьянам, для того, что у тех крестьян приходской своей церкви не было.

А Верховажского стану Успенскому приходу священникам,  в ту низовскую десятину к крестьянам, с какими церковными потребностями и с молитвою ходить не велеть и поручи с них не брать.  Церковную дань им Успенским священникам велеть в нашу Архирейскую домовую казну платить по- прежнему окладу без добавки. Потому  что та Спасская церковь обложена данью вновь с 1686 года с приходских крестьянских дворов в 6 рублей 2 алтына 4 деньги, и велено платить ту дань в нашу Преосвященную Архиепископа казну. Часовенные доходы забирать священнику и приказчику в Спасскую церковную казну на церковное строение. И всякое церковное строение досмотреть и уписать дьякону Григорию со священником Михаилом и выборным церковным приказчиком. И тому всему учинить две описные книги. Одну книгу оставить в Спасской церкви, а другую книгу прислать в наше Преосвященного Архиепископа дом на Холмогоры в казённый приказ.

По сей описи от 1687 года, сентября 7 дня значится:

Старый храм во имя Нерукотворного образа и пределом Пресвятой Богородицы Казанской, перекрыт наново.

В 1716 году в Спасоборовинском приходе было две церкви.  В старой Богослужения не отправлялись, а та в которой служили, 1716 года марта месяца 21 дня- сгорела.

В 1718 году на месте сгоревшей церкви построена новая деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного образа с пределом Казанской Божьей матери и в 1722 году июня 8 дня освящена. Эта церковь за ветхостью была разобрана в 1817 году. В ней богослужение совершалось 95 лет. В 1730 году на месте ветхой тёплой церкви Преподобных Отца Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев была устроена новая церковь во имя тех же Преподобных.

В 1757 году в Спасском Боровинском приходе было 198 дворов, в которых считалось душ мужского пола – 464. В этом же году, Преосвященнийшим Архиепископом Архангелогородским и Холмогорским по прошению крестьян, от Спасской Боровинской церкви отделено было к новопостроенной в 1705 году Введенской Угронской церкви 97 дворов. В которых мужского пола считалось 234 души.

 

Основание каменной двухэтажной церкви с колокольней положено было в 1809 году по грамоте Преосвященного Евгения. Епископа Вологодского и Устюгского по утверждённому его Преосвященством плану. Окончательное же устройство этой церкви завершено было в 1817 году правителем Терменской бумажной фабрики Верховажского мещанина Серафима Ждановского с помощью прихожан.

В верхнем этаже главный храм во имя Спаса Нерукотворного образа освящён в 1822 году в сентябре 26 дня. В нижней тёплой Казанской Божьей матери освящён 1818 года 26 сентября.

Деревянная двухэтажная церковь начала строится в 1765 году в апреле 6 дня по грамоте Преосвященного Епископа Архангелогородского, а окончена в 1769 году. Настоящий храм Сретения Господня освящён 1772 года 19 ноября, предел Преподобных Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев первоначально освящён был в 1769 году 18 декабря. Вторично освящён по ветхости престола и по устроению нового в 1828 году 11 ноября.

В верхнем этаже предел Пророка Ильи освящён в 1787 году 25 сентября. Святых угодников, почивающих при сей церкви- нет.

В приходе сей церкви, ежегодно бывает особенный пост с 13 июля по 20 июля в честь пророка Ильи, именуемый Ильинским. По устным преданиям установлен этот пост издревле и соблюдается прихожанами строго, даже не употребляется в пищу рыба.

В день памяти Пророка Ильи бывает многочисленное собрание народа на литургии, по окончании которой церковнослужители отслуживают народу молебен в церкви. С иконою Пророка Ильи отправляются в деревню Вахрушево, отстоящую от церкви в двух верстах. Там первоначально отправляется водоосвятный молебен и Святою водою окропляется крестьянский скот. После сего церковнослужители с иконою Пророка Ильи приглашаются жтелями селения в дома для пения водоосвятных молебнов. Это пение оканчивается довольно поздно. И хозяин дома, доколе не будет отпет у него молебен- соблюдает пост.

В 9-ую после Пасхи пятницу в деревню Мартыновскую издревле от церкви с образом Святой Великомученицы Прасковьи бывают хождения. Деревня Мартыновская от церкви находится в 5-ти верстах. В ней с давнего времени устроена часовня, в которой и совершается молебствие. Кроме приходских людей из окольных волостей собирается довольное количество молящихся. Древняя икона с Святой Великомученицы Прасковьи вместе с часовнею во время пожара в 1781 году- сгорела. С этой иконы при церкви имеется копия. С какого времени, и по какому случаю установлено молебствие и когда устроена часовня- достоверных сведений нет.

Расколов и каких-либо толков в этом приходе не было прежде, и ныне нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: