Памятка для подготовки к ОГЭ по географии

№1 Определение положения географических объектов (гор, равнин, пустынь, вулканов, островов, морей, течений, озёр, рек, водопадов, городов (столиц)), животных. Атлас 7 класс.

Повторить горные породы по происхождению (осадочные, магматические, метаморфические)

Повторить результаты путешественников (Марко Поло, Васко да Гама, Колумб, Магеллан, Тасман, Кук, Беллинсгаузен, Лазарев, Афанасий Никитин, Ермак, Дежнёв, Беринг и др.

Повторить состав воздуха азота — 78%, кислорода — 21%, углекислого газа — менее 1%

Повторить части Света (Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида)

Повторить части гидросферы и их долю (воды Мирового океана 96%, воды суши 3,5%, воды атмосферы 0,5%)

№2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки, моря.

Атлас 8 класс. Карта «Географическое положение России».

Страны, граничащие с Россией: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, КНР (Китай), Монголией, КНДР (Корея), Абхазия,  Южная Осетия, по морю - Япония и США.

Моря, омывающие РФ: Балтийское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское, Каспийское (озеро)

№3. Вопросы о климате России.

Атлас 8 класс. Климатическая карта.

Летом t°-ра воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой t°-ра воздуха уменьшается с запада и востока к центру (чем ближе к Атлантическому или Тихому океану – тем теплее). Количество осадков увеличивается ближе к побережью Атлантического океана, Тихого океана, в горах. Чем южнее, тем короче ледостав на реках.

№4. Вопросы на знание и понимание формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания

- оленеводство и зверобойный промысел: ненцы, чукчи, эвены.

- верблюдоводство: калмыки.

умение с помощью карт атласа определить особенности природы заповедников (Атлас 8 класс «Природные зоны и их обитатели» и «Охраняемые территории»)

№5. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте.

               В – антициклон (высокое давление)        Н – циклон (низкое давление)

 

№6. Вопрос по синоптической карте.

     В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

     В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

     Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт.

№7. Определить координаты.

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Координаты: например, 400 с.ш.; 800 в.д.

Широта: северная и южная             Долгота: западная и восточная

с.ш.
ю.ш.
 


                    

в.д.
з. д.
экватор
                                                                                                            

                    

                         

                                       

 

№8. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста

(от самого молодого до самого древнего). Чем выше слои горных пород – тем моложе

№9. Определить расстояние по топографической карте.

1. Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба

(например, в 1 см - 100 м), следовательно, 4 см х 100 = 400 м 

 

№10. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта

            С

     З     В

            Ю

Определить азимут на предмет. Азимут - это угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.
 Для того, чтобы определить азимут на объект по плану местности необходимо установить транспортир таким образом, чтобы его отметка в 0° совпадала с направлением на север. Как правило все планы составляются так, что север находится сверху. После того, как транспортир будет установлен, необходимо отложить на нём направление на объект. В идеале использовать 360-градусный транспортир, в противном случае, если 180 градусов обычного транспортира не хватает, транспортир переворачивается на вторую половину окружности, и к его показаниям прибавляется 180°. Азимут измеряется по часовой стрелке.

№11. Определить какой из участков подходит для:

-Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, леса, ям, оврагов)

-футбольного поля (1.Нет склона 2. Нет ям, кустарника, леса)

- фруктового сада (1. Южный склон, если холм; северный склон, если овраг или долина реки 2. Рядом дорога)

 

№12. Определить какой профиль подходит (определить высоту крайних точек, характер рельефа (повышение или понижение и т.д.)

№13. Задача на расчеты

Задачи на определение доли (%) или (‰). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, или 1000‰ то, что нужно найти х% или х ‰.

20 – 100% или 1000‰              х = 8 х100 или 1000

8 – х%                                                      20        

 

Определить относительную влажность (составляем пропорцию).

Определить температуру на вершине горы (составляем пропорцию).

Определить соленость (Измеряется в промилле ‰, если соленость 15‰, то в литре воды растворено 15 грамм солей)      

  №14. Вопросы на понимание закономерностей проявления природного явления и территории для которой оно характерно (внимательно прочитать текст, использовать тематические карты атласа 7 и 8 класса). Повторить понятия: муссон, бриз, сель,

 

Явление Пояснения Пример территорий
Многолетняя мерз­лота зимы холодные и длинные, короткое лето   характерна для Сибири, Дальнего Востока и Монголии
Оползни вода усиливает скольжение горных пород   возникают на склонах долин или речных берегов, в горах, на берегах морей
Тропические циклоны опасны сильным ветром и наводнениями   территория между северным и южным тропиками (восток Евразии: Япония, Бангладеш, Таиланд)
Сейсмоопасные зоны, землетрясения, вулканы территории расположены на границах ли­тосферных плит Кавказ (Европейский Юг), юг и восток страны – Камчатка (ГеоТЭС), Сахалин, Курильские о-ва, Индонезия, Мексика, Чили, Турция, Исландия, Новая Зеландия, Италия, Филиппины, Исландия, Мексика.
Болота расположены в зоне избыточного увлажнения (много осадков, низкая испаряемость), равнинный рельеф замедляет сток воды северо-запад России, Западная Сибирь
Температурная инверсия застаивание воздуха Межгорные котловины (горы южной Сибири)
Наводнения на реках вырубка леса по берегам рек и в горах; циклоны и таяние ледников в горах р. Лена р. Дунай
Плодородие почв осадки приводят к вымыванию гумуса, чем больше растительных остатков, тем больше гумуса самые плодородные почвы чернозёмы, к северу и к югу от них плодородие почв снижается
Пустыни область постоянно высокого атмосферного давления тропических широт; Вдоль бере­га проходит холодное течение, над кото­рым формируется высокое давление пустыни: Намиб, Атакама, Сахара
Засухи, суховеи, пыльные бури здесь необходимо сохранять влагу в почве, т.к. мало осадков юго-востока страны: Астраханской области, республика Калмыкия, Оренбургская обл.)  

№15. Вопросы по экологии

Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

                                          Природные ресурсы

                     Исчерпаемые                          неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов

Невозобновимые         Возобновимые

(полезные ископаемые)  (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

№16. Задания по таблицам. Анализируем таблицы

Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и гео­графическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

1) Дмитрий: «Чем восточнее расположен пункт, тем зимы становятся холоднее».

2) Глеб: «Чем восточнее расположен пункт, тем лето становится теплее».

3) Елена: «На параллели 50° с.ш. максимум атмосферных осадков выпадает в летнее время».

4) Наталья: «Чем ближе к Тихому океану, тем количество атмосферных осадков меньше».

Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице.

 

Каждый вариант утверждения состоит из двух частей. Например: «Чем восточнее расположен пункт, тем зимы становятся холоднее». Надо разобрать каждое из предложенных утверждений следующим образом. Первое: берем четыре города и нумеруем их в порядке с запада на восток. Второе: работаем со второй частью утверждения и нумеруем города где зимы холоднее— от меньшего к большему. Если обе составленные последовательности совпали, значит утверждение верное.

 

Пункт наблюдения Географические координаты пункта наблюдения

Средняя температура воздуха, °С

Атмосферные осадки,

норма, мм

Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм
Александров Гай 50° с.ш. 48° в.д.     1 -11,1   1 +23,6 33 23 337
Семипалатинск 50° с.ш. 80° в.д.     2 -15,8  2 +21,7 15 34 264
Кяхта 50° с.ш. 106° в.д.   3 -21,6  3 +19,0 3 85 329
Благовещенск 50° с.ш. 127° в.д.   4 -23,8  4 +21,4 4 124 538

№17. - В каком пункте Солнце раньше (позже) всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом; чем западнее, тем позже.

В каком пункте продолжительность светового дня будет наибольшей (наименьшей)? В северном полушарии с 21 марта по 23 сентября продолжительность дня увеличивается с юга на север (следовательно, чем севернее, тем день длиннее, а чем южнее, тем короче). В южном полушарии с 23 сентября по 21 марта продолжительность дня увеличивается с севера на юг (следовательно, чем южнее, тем день длиннее, а чем севернее, тем короче)

- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим (наименьшим); высота Солнца в полдень наибольшая (наименьшая) над горизонтом

Чем ближе к экватору – тем угол падения солнечных лучей будет больше, чем дальше от экватора, тем меньше; Солнце в полдень находится в наивысшей точке в дни солнцестояния 22 июня над северным тропиком, 22 декабря над южным тропиком и в дни равноденствий 21 марта и 23 сентября над экватором. Следователь, чем севернее пункт от экватора и северного тропика, тем ниже Солнце поднимется над горизонтом и чем южнее пункт от экватора и южного тропика, тем ниже Солнце поднимется над горизонтом

№18 Работа с климатограммой и климатическими картами атласа 7 класса

Определить по климатограмме t января, t июля, осадки (если t января ниже t июля, то пункт находится в северном полушарии, затем сверяем данные климатограммы с климатическими картами материков для оставшихся точек; если t января выше t июля, то пункт находится в южном полушарии, затем сверяем данные климатограммы с климатическими картами материков для оставшихся точек.

№19. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год

Атлас 9 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке.

№20. Надо сопоставить регион России с предложенными слоганами. В слоганах обычно есть какой-то яркий признак, который поможет определить регион. Какие-то объекты можно найти на региональной карте, а по каким-то просто сделать предположение.

№21. В каком высказывании говорится о процессе:

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни

Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое

Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)

Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

№22.Вопросы по графикам.

Внимательно прочитать вопрос, определить по графику или таблице необходимую величину.

№23. Вопросы на определение количественных показателей:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция

Иммиграция – въезд в страну

Эмиграция – выезд из страны

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

                                                    Площадь

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

                                                         Площадь территории

№24. В каком из регионов плотность населения наибольшая?

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

№25. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения.

Атлас 9 класс. Карта плотность населения. Смотрим города по кружочкам.

Города миллионеры России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Казань, Самара, Волгоград, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Краснодар.

№26. Вопросы по экономике России.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

№ 27, 28, 29. Вопросы по тексту, который нужно ВНИМАТЕЛЬНО прочитать. В нём есть ключевые признаки, помогающие ответить на вопросы.

№30. Задание на определение страны или региона России по предложенным характеристикам. При работе с текстом нужно выделить ключевые особенности, которые будут отделять этот субъект от остальных. Текст составлен так, что каждое следующее утверждение сужает круг поиска. Далее нужно работать с атласом (если надо определить страну, то используем политическую карту атласа 7 класса; если надо определить регион России, то используем политико-административную карту атласа 9 класса). От общих карт мы постепенно переходим к региональным и климатическим, приближаясь к правильному ответу.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: