№1 Определение положения географических объектов (гор, равнин, пустынь, вулканов, островов, морей, течений, озёр, рек, водопадов, городов (столиц)), животных. Атлас 7 класс.
Повторить горные породы по происхождению (осадочные, магматические, метаморфические)
Повторить результаты путешественников (Марко Поло, Васко да Гама, Колумб, Магеллан, Тасман, Кук, Беллинсгаузен, Лазарев, Афанасий Никитин, Ермак, Дежнёв, Беринг и др.
Повторить состав воздуха азота — 78%, кислорода — 21%, углекислого газа — менее 1%
Повторить части Света (Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида)
Повторить части гидросферы и их долю (воды Мирового океана 96%, воды суши 3,5%, воды атмосферы 0,5%)
№2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки, моря.
Атлас 8 класс. Карта «Географическое положение России».
Страны, граничащие с Россией: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, КНР (Китай), Монголией, КНДР (Корея), Абхазия, Южная Осетия, по морю - Япония и США.
|
|
Моря, омывающие РФ: Балтийское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское, Каспийское (озеро)
№3. Вопросы о климате России.
Атлас 8 класс. Климатическая карта.
Летом t°-ра воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой t°-ра воздуха уменьшается с запада и востока к центру (чем ближе к Атлантическому или Тихому океану – тем теплее). Количество осадков увеличивается ближе к побережью Атлантического океана, Тихого океана, в горах. Чем южнее, тем короче ледостав на реках.
№4. Вопросы на знание и понимание формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания
- оленеводство и зверобойный промысел: ненцы, чукчи, эвены.
- верблюдоводство: калмыки.
умение с помощью карт атласа определить особенности природы заповедников (Атлас 8 класс «Природные зоны и их обитатели» и «Охраняемые территории»)
№5. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.
Вопрос по синоптической карте.
В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)
№6. Вопрос по синоптической карте.
В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)
В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)
Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт.
№7. Определить координаты.
Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)
Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)
Координаты: например, 400 с.ш.; 800 в.д.
|
|
Широта: северная и южная Долгота: западная и восточная
с.ш. |
ю.ш. |
в.д. |
з. д. |
экватор |
№8. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста
(от самого молодого до самого древнего). Чем выше слои горных пород – тем моложе
№9. Определить расстояние по топографической карте.
1. Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба
(например, в 1 см - 100 м), следовательно, 4 см х 100 = 400 м
№10. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта
С
З В
Ю
Определить азимут на предмет. Азимут - это угол между направлением на север и направлением на предмет, отсчитываемый от направления на север по часовой стрелке.
Для того, чтобы определить азимут на объект по плану местности необходимо установить транспортир таким образом, чтобы его отметка в 0° совпадала с направлением на север. Как правило все планы составляются так, что север находится сверху. После того, как транспортир будет установлен, необходимо отложить на нём направление на объект. В идеале использовать 360-градусный транспортир, в противном случае, если 180 градусов обычного транспортира не хватает, транспортир переворачивается на вторую половину окружности, и к его показаниям прибавляется 180°. Азимут измеряется по часовой стрелке.
№11. Определить какой из участков подходит для:
-Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, леса, ям, оврагов)
-футбольного поля (1.Нет склона 2. Нет ям, кустарника, леса)
- фруктового сада (1. Южный склон, если холм; северный склон, если овраг или долина реки 2. Рядом дорога)
№12. Определить какой профиль подходит (определить высоту крайних точек, характер рельефа (повышение или понижение и т.д.)
№13. Задача на расчеты
Задачи на определение доли (%) или (‰). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, или 1000‰ то, что нужно найти х% или х ‰.
20 – 100% или 1000‰ х = 8 х100 или 1000
8 – х% 20
Определить относительную влажность (составляем пропорцию).
Определить температуру на вершине горы (составляем пропорцию).
Определить соленость (Измеряется в промилле ‰, если соленость 15‰, то в литре воды растворено 15 грамм солей)
№14. Вопросы на понимание закономерностей проявления природного явления и территории для которой оно характерно (внимательно прочитать текст, использовать тематические карты атласа 7 и 8 класса). Повторить понятия: муссон, бриз, сель,
Явление | Пояснения | Пример территорий |
Многолетняя мерзлота | зимы холодные и длинные, короткое лето | характерна для Сибири, Дальнего Востока и Монголии |
Оползни | вода усиливает скольжение горных пород | возникают на склонах долин или речных берегов, в горах, на берегах морей |
Тропические циклоны | опасны сильным ветром и наводнениями | территория между северным и южным тропиками (восток Евразии: Япония, Бангладеш, Таиланд) |
Сейсмоопасные зоны, землетрясения, вулканы | территории расположены на границах литосферных плит | Кавказ (Европейский Юг), юг и восток страны – Камчатка (ГеоТЭС), Сахалин, Курильские о-ва, Индонезия, Мексика, Чили, Турция, Исландия, Новая Зеландия, Италия, Филиппины, Исландия, Мексика. |
Болота | расположены в зоне избыточного увлажнения (много осадков, низкая испаряемость), равнинный рельеф замедляет сток воды | северо-запад России, Западная Сибирь |
Температурная инверсия | застаивание воздуха | Межгорные котловины (горы южной Сибири) |
Наводнения на реках | вырубка леса по берегам рек и в горах; циклоны и таяние ледников в горах | р. Лена р. Дунай |
Плодородие почв | осадки приводят к вымыванию гумуса, чем больше растительных остатков, тем больше гумуса | самые плодородные почвы чернозёмы, к северу и к югу от них плодородие почв снижается |
Пустыни | область постоянно высокого атмосферного давления тропических широт; Вдоль берега проходит холодное течение, над которым формируется высокое давление | пустыни: Намиб, Атакама, Сахара |
Засухи, суховеи, пыльные бури | здесь необходимо сохранять влагу в почве, т.к. мало осадков | юго-востока страны: Астраханской области, республика Калмыкия, Оренбургская обл.) |
№15. Вопросы по экологии
|
|
Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия
Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)
Смог образуется в центрах черной металлургии
Природные ресурсы
Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов
Невозобновимые Возобновимые
(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)
№16. Задания по таблицам. Анализируем таблицы
Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Дмитрий: «Чем восточнее расположен пункт, тем зимы становятся холоднее».
2) Глеб: «Чем восточнее расположен пункт, тем лето становится теплее».
3) Елена: «На параллели 50° с.ш. максимум атмосферных осадков выпадает в летнее время».
4) Наталья: «Чем ближе к Тихому океану, тем количество атмосферных осадков меньше».
Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице.
|
|
Каждый вариант утверждения состоит из двух частей. Например: «Чем восточнее расположен пункт, тем зимы становятся холоднее». Надо разобрать каждое из предложенных утверждений следующим образом. Первое: берем четыре города и нумеруем их в порядке с запада на восток. Второе: работаем со второй частью утверждения и нумеруем города где зимы холоднее— от меньшего к большему. Если обе составленные последовательности совпали, значит утверждение верное.
Пункт наблюдения | Географические координаты пункта наблюдения | Средняя температура воздуха, °С | Атмосферные осадки, норма, мм | Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм | ||
Александров Гай | 50° с.ш. 48° в.д. 1 | -11,1 1 | +23,6 | 33 | 23 | 337 |
Семипалатинск | 50° с.ш. 80° в.д. 2 | -15,8 2 | +21,7 | 15 | 34 | 264 |
Кяхта | 50° с.ш. 106° в.д. 3 | -21,6 3 | +19,0 | 3 | 85 | 329 |
Благовещенск | 50° с.ш. 127° в.д. 4 | -23,8 4 | +21,4 | 4 | 124 | 538 |
№17. - В каком пункте Солнце раньше (позже) всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом; чем западнее, тем позже.
В каком пункте продолжительность светового дня будет наибольшей (наименьшей)? В северном полушарии с 21 марта по 23 сентября продолжительность дня увеличивается с юга на север (следовательно, чем севернее, тем день длиннее, а чем южнее, тем короче). В южном полушарии с 23 сентября по 21 марта продолжительность дня увеличивается с севера на юг (следовательно, чем южнее, тем день длиннее, а чем севернее, тем короче)
- Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим (наименьшим); высота Солнца в полдень наибольшая (наименьшая) над горизонтом
Чем ближе к экватору – тем угол падения солнечных лучей будет больше, чем дальше от экватора, тем меньше; Солнце в полдень находится в наивысшей точке в дни солнцестояния 22 июня над северным тропиком, 22 декабря над южным тропиком и в дни равноденствий 21 марта и 23 сентября над экватором. Следователь, чем севернее пункт от экватора и северного тропика, тем ниже Солнце поднимется над горизонтом и чем южнее пункт от экватора и южного тропика, тем ниже Солнце поднимется над горизонтом
№18 Работа с климатограммой и климатическими картами атласа 7 класса
Определить по климатограмме t января, t июля, осадки (если t января ниже t июля, то пункт находится в северном полушарии, затем сверяем данные климатограммы с климатическими картами материков для оставшихся точек; если t января выше t июля, то пункт находится в южном полушарии, затем сверяем данные климатограммы с климатическими картами материков для оставшихся точек.
№19. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год
Атлас 9 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке.
№20. Надо сопоставить регион России с предложенными слоганами. В слоганах обычно есть какой-то яркий признак, который поможет определить регион. Какие-то объекты можно найти на региональной карте, а по каким-то просто сделать предположение.
№21. В каком высказывании говорится о процессе:
Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни
Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое
Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений
Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью
Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)
Отраслевая структура хозяйства России - это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.
№22.Вопросы по графикам.
Внимательно прочитать вопрос, определить по графику или таблице необходимую величину.
№23. Вопросы на определение количественных показателей:
Естественный прирост = Рождаемость – Смертность
Смертность = Рождаемость – Естественный прирост
Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция
Иммиграция – въезд в страну
Эмиграция – выезд из страны
Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие
Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост
Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост
Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост
Плотность населения = Численность населения
Площадь
Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей
Площадь территории
№24. В каком из регионов плотность населения наибольшая?
Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше - чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).
№25. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения.
Атлас 9 класс. Карта плотность населения. Смотрим города по кружочкам.
Города миллионеры России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Казань, Самара, Волгоград, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Краснодар.
№26. Вопросы по экономике России.
Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.
№ 27, 28, 29. Вопросы по тексту, который нужно ВНИМАТЕЛЬНО прочитать. В нём есть ключевые признаки, помогающие ответить на вопросы.
№30. Задание на определение страны или региона России по предложенным характеристикам. При работе с текстом нужно выделить ключевые особенности, которые будут отделять этот субъект от остальных. Текст составлен так, что каждое следующее утверждение сужает круг поиска. Далее нужно работать с атласом (если надо определить страну, то используем политическую карту атласа 7 класса; если надо определить регион России, то используем политико-административную карту атласа 9 класса). От общих карт мы постепенно переходим к региональным и климатическим, приближаясь к правильному ответу.