Возрастная группа 13 – 14 лет (7 – 8 классы) относится к старшему среднему школьному возрасту

Возрастная группа 10-12 лет, 5 – 7 классы.

Задание: ознакомиться с материалом и ответить на вопросы для самоконтроля в виде реферата, прислать его на e-mail: nataha_pavlova1980@mail.ru

Необходимо выполнить задание в течение академической пары.

Если возникнут вопросы, можете позвонить по номеру +38072-153-19-90 Павлова Наталья Анатольевна

 

ЛЕКЦИЯ 5. Характеристика подвижных игр для детей среднего школьного возраста

Возрастная группа 10-12 лет, 5 – 7 классы.

Физиологические особенности – большая устойчивость в работе сердца, увеличивается емкость легких, хотя дыхательная система еще не достаточно развита. Мышцы постепенно растут и укрепляются, но силовые данные еще недостаточно развиты, поэтому организм еще недостаточно подготовлен к длительным силовым напряжениям, односторонним нагрузкам. Дыхательная система значительно более развита по сравнению с младшим школьным возрастом, но дыхание не достаточно глубокое. Совершенствуется нервная система, нарастает функциональный потенциал воспринимающей системы мозга.

В этом возрасте (10 – 12 лет) дети более податливы к развитию и совершенствованию ловкости, обогащается их тактика поведения в играх. Широко используются навыки, приобретенные в младших классах.

Учитывая эти особенности, следует выбрать игры с кратковременными силовыми напряжениями динамического характера («Бой петухов»). Желательно использование игр с преимущественной направленностью воздействия на отдельные скоростные и силовые способности, но не требующие предельного напряжения циклического характера («Скакуны» и др.) При максимально допустимой длительности эти и им подобные игры содействуют воспитанию выносливости.

Психологические особенности возраста выражаются в возрастании регулирующей роли коры головного мозга. Тормозные функции развиты значительно лучше, сильнее развита волевая сфера. развивается способность к отвлеченному мышлению, сознательному контролю движениями. Способность к отвлеченному мышлению, приобретенный запас знаний, и двигательный опыт позволяют детям 10-12 лет осваивать более сложные игры с многочисленными правилами и сложными взаимоотношениями («Борьба за мяч», «Мяч капитану»).

Дальнейшее развитие речи детей позволяет им лучше ориентироваться в более сложных подвижных играх (особенно организуемых самостоятельно).

Формирование у детей осознанного внимания позволяет им в процессе занятий подвижными играми более организованно, целенаправленно управлять своими действиями, осуществлять самоконтроль над выполнением большего числа правил и одновременно сосредотачиваться на нескольких действиях в различных игровых ситуациях. Эта особенность отражается в играх со сравнительно продолжительными действиями, подчиненными одной ведущей задаче («Сильные и ловкие»), а также игр, сочетающих несколько основных движений («Эстафеты»).

Наряду с непроизвольным запоминанием интересного в играх, подростки должны уже выполнять волевую работу по запоминанию. Это ярко выражено в играх, когда от точно запоминаемого порядка в действиях зависит выигрыш или победа («Школа мяча», «Передай мяч и садись» и др.).

В содержании и форме большинства подвижных игр 10 – 12 летних школьников находит отражение формирование у детей чувства товарищества, коллективизма, ответственности за поступки и других положительных качеств и черт характера. Игры строятся на более сложных взаимоотношениях между участниками, основанных на опыте совместных игровых действий, общих для всего играющего коллектива. Наиболее подходящие игры, в которых каждый участник может наилучшим способом показать свои личные возможности и использовать их в интересах своей команды («Эстафеты», «Вызов», «Часовые и разведчики»).

В дальнейшем возможно использование контактных игр с разделением на команды («Перетягивание за черту»). Добиваясь победы в таких играх, играющие могут заставлять игроков другой команды делать промахи, ошибки, ставить их в невыгодные условия («Борьба за мяч»).

Некоторые игры детей среднего школьного возраста не предусматривают разделение на команды и представляют совместную борьбу участников против водящих («Не давай мяча водящему»).

В связи с акселерацией наступает раннее половое созревание у девочек (10 – 12 лет). Ученые считают, что физическая акселерация идет параллельно с психической. Современные дети более развиты, чем предыдущее поколение.

В связи с ускорение полового созревания наблюдается дисгармония физиологических функций нервной и сердечно сосудистой системы. Отмечаются нарушения функций вегетативной нервной системы (головокружение, сердцебиение, повышенная чувствительность к звукам, запахам и др.).

Все это отражается на играх детей – они неуравновешенны, бурно проявляют свои эмоции в процессе игры. В связи с этим необходимо повышать требования к соблюдению правил игры, при чрезмерной возбудимости делать перерывы в игре.

В этот период начинают проявляться различия между полами. Мальчики имеют некоторые преимущества перед девочками в играх с бегом на скорость, в играх с элементами борьбы, сопротивления, в играх с метаниями на дальность. необходимо учитывать эти различия и формировать команды равные по силам (с одинаковым количеством мальчиков и девочек в командах). В играх на выносливость и с сопротивлением надо делать команды по полу и проводить игру между мальчиками и девочками отдельно.

 

Возрастная группа 13 – 14 лет (7 – 8 классы) относится к старшему среднему школьному возрасту.

Физиологические особенности: подростковый возраст характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Усиленно растет костная система, хотя процессы окостенения скелета еще не закончены. Мышечная система продолжает развиваться, но еще отстает от общего роста тела. Увеличивается относительная масса мышц и их сила. Мышцы постепенно приспосабливаются к умеренным статическим нагрузкам, к значительным, но недолговременным напряжениям.

Сердечно-сосудистая система подростков хорошо приспосабливается к высоким, но не чрезмерным нагрузкам. В играх с большой подвижностью (когда все или большинство занимающихся одновременно участвуют в таких движениях, как бег, прыжки или метания, передача и ловля мяча в сочетании с бегом, прыжками или сопротивлением противника) у подростков воспитывается выносливость («Мяч капитану», «Перетягивание каната»).

Высшие отделы центральной нервной системы подростков функционируют активнее. К 14 годам в основном заканчивается развитие двигательного анализатора. Это способствует улучшению координации, точности и экономичности движений в играх, обуславливает возможности совершенствования в новых, более сложных игровых действиях. Поэтому в 7-8 классах становятся вполне доступными наиболее сложные по техническим приемам и тактическим действиям подвижные игры («Лапта», игры, подготовительные к баскетболу и волейболу и др.).

В этом возрасте начинается половое созревание мальчиков. Усугубляется различие полов. Для девочек – подростков подходят те же подвижные игры, что и для мальчиков, однако, девочки уступают мальчикам в играх, требующих быстроты движений, большого напряжения сил, сравнительно интенсивных активных длительных действий. Поэтому следует соблюдать равенство при разделении на команды. Можно также проводить соревнования по подвижным играм между командами мальчиков и девочек, с условием, что команды примерно равны по подготовленности.

Психологические особенности: мышление и речь детей 13 – 14 лет становятся более зрелыми. Сложные по содержанию и форме игры подростков («Мяч капитану», «Лапта») требуют расчетливого применения ряда ранее усвоенных двигательных навыков в новых сочетаниях и комбинациях, при большей сложности игровых ситуаций. Опора на определенный круг ранее усвоенных двигательных умений и навыков предоставляет играющим простор для дальнейшего образования, закрепления и совершенствования новых технических умений.

Стремление подростков к совершенствованию в сложных подвижных играх пробуждает их к самостоятельному анализу игры, к объективным логическим заключениям. Все это во многом обуславливает становление у подростков преднамеренного восприятия, увеличение его объема, а также развитие способностей к устойчивому, сосредоточенному вниманию.

Развитие памяти у подростков позволяет им заучивать многочисленные правила игр, запоминать наиболее целесообразные игровые приемы и действия.

Значительно развиваются и обогащаются нравственные представления и социальные чувства подростков, укрепляются их воля и настойчивость. Этому способствует командный характер игр, четкое соблюдение правил игры, объективное судейство. Большинство игр носит полуспортивный характер, или игры, подготовительные к видам спорта. В них входят элементы техники изучаемых видов спорта («Десять передач»), «Пасовка волейболистов» и др.).

Также в этом возрасте широко используются игры на местности, где разнообразные естественные движения (ходьба, бег, прыжки, метания, лазанье и др.) усложняются дополнительными заданиями на ориентировку, наблюдательность, слух, маскировку. На занятиях плаванием рекомендуется использовать игры на воде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: