Синтаксис научной речи

Научная речь характеризуется строгой логической последовательностью: все компоненты (простые и сложные) тесно связаны друг с другом, каждый последующий вытекает из предыдущего или является следующим «звеном в повествовании или рассуждении.

Преобладают сложные союзные предложения, поэтому научный текст отличается обилием составных подчинительных союзов благодаря тому, что, между тем как, так как, вместо того, чтобы, ввиду того, что, от того, что, вследствие того, что, после того, как, в то время как и др.

Наиболее употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с..., в результате, в отличие от..., наряду е., в связи с... и т. п.

При оформлении научной работы не следует употреблять неполные предложения, применять союзы и союзные слова типа да и, не то, раз и т. д. Они характерны для публичного выступления и разговорной речи и придают изложению эмоциональную окраску.

Безличные, неопределённо-личные предложения в тексте научных работ используются при описании фактов, явлений и процессов.

Номинативные предложения применяются в названиях глав и параграфов, в заголовках таблиц и в подрисуночных подписях.

 

Стилистические особенности письменной научной речи

Основная черта стиля научной речи – объективность изложения.

Научный текст должен иметь ярко выраженную целенаправленность и прагматичность. Такие требования к научному тексту означают, что в него должны включаться лишь точные, подтверждённые исследованиями сведения и факты, для словесного выражения которых используется специальная терминология.

Обязательным условием объективности изложения материала является наличие вводных слов и словосочетаний, указывающих на степень достоверности сообщения (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.), а также указание на источник сообщения.

Конкретный характер описаний изучаемых явлений, фактов и процессов исключает индивидуальные особенности слога, эмоциональность и образность. Существуют определённые стандарты изложения материала. Так, результаты экспериментов обычно описываются с помощью кратких страдательных причастий. Например: «Получены следующие результаты....», «Было выделено несколько групп ошибок...».

Принятым стилем письменной, научной речи является безличный монолог. Изложение ведётся от третьего лица, поскольку внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте.

В исследовательской работе необходимо стараться исключать местоимения «я» и «мы». При необходимости лучше прибегнуть к конструкциям, исключающим употребление этих местоимений. Например, «На первом этапе исследования был проведён отбор детей в контрольную и экспериментальную группы», «разработаны методические рекомендации по преодолению…».

Культуру научной речи определяют такие важные качества, как точность, ясность и краткость.

Смысловая точность – одно из главных условий, обеспечивающих научную и практическую ценность заключённой в тексте научной работы информации. Не следует употреблять слова иностранного происхождения, если есть русские слова и словосочетания, чётко и ясно определяющие предмет или явление (например, лучше определять, чем детерминировать) и т. д.

Недопустимо применение профессиональных жаргонизмов, просторечных слов и т. д.

Каждый автор вырабатывает и должен придерживаться следующих общепринятых норм:

1. Необходимо избегать повторений, не допускать перехода к новой мысли, пока предыдущая не получила полного, законченного выражения.

2. Нельзя чрезмерно усложнять фразы, что затрудняет восприятие и сохранение в памяти их содержания.

3. Не рекомендуется чрезмерное дробление фраз, так как это может привести к разрыву самой мысли и затруднить установление взаимосвязей между её фрагментами. Трудности содержательного восприятия предложения зависят не только от его длины, но и от построения.

4. Текст лучше воспринимается, если в нём отсутствует тавтология, не употребляются синонимы в одном предложении.

5. Изложение должно быть беспристрастным, содержать критическую оценку существующих точек зрения, высказанных в литературе по данному вопросу. Если обсуждается дискуссионный вопрос, то точку зрения автора по этому вопросу следует обосновать.

6. Желательно не злоупотреблять ссылками на себя, но если это необходимо, то употреблять выражения от третьего лица: «по нашему мнению» и т. д.

7. Не рекомендуется перегружать рукопись цифрами, цитатами, иллюстрациями, так как это отвлекает внимание читателя и затрудняет понимание содержания. В то же время не следует совсем отказываться от такого вспомогательного материала, поскольку он помогает наглядно продемонстрировать результаты исследования. Весь вспомогательный материал удобнее оформить в виде приложения. Использованные в работе цитаты должны иметь точные ссылки на источники.

Таким образом, текст исследовательской работы должен отвечать следующим основным формальным требованиям:

– чёткость структуры;

– логичность и последовательность;

– точность приведённых сведений;

– ясность и лаконичность изложения материала;

– соответствие изложения материала нормам литературного русского языка.

 

Контрольные вопросы:

1. Укажите характерные черты научного стиля речи.

2. Какие правила должны соблюдаться при сокращении слов?

3. Приведите примеры фразеологических выражений, которые могут использоваться при формулировании выводов научного исследования.

4. Как проявляется культура научной речи?

 

Приложение

Стандартные лексические средства, применяемые в научных работах

Параметр/Речевая функция Лексические средства Словосочетания для раскрытия сущности
Оценка ситуации очевидно, что представляется недостаточно ясным однако не вполне понятно утверждение
Акцентирование особо следует остановиться в этом отношении и именно в силу того, что особого внимания заслуживает
Причина и следствие, условие и следствие (и) поэтому (потому, так как) поскольку отсюда (откуда) следует вследствие в результате в силу (в виду) этого в зависимости от в связи с этим (согласно этому) в таком (в этом) случае в этих (при таких) условиях (а) если (же)... то... что свидетельствует, указывает подтверждает, даёт возможность, позволяет, способствует, имеет значение
Временная соотнесённость, порядок изложения, последовательность аргументации сначала, прежде всего, в первую очередь первым (последующим, предшествующим) шагом (этапом) одновременно, в то же время, здесь же в настоящий момент до сих пор прежде всего не раньше, чем до тех пор, пока вследствие этого отсюда вытекает, что исходя из во-первых; во-вторых, и т. д. наряду с этим предварительно (ранее, выше) ещё раз (вновь, снова) затем (далее, потом, ниже) в дальнейшем (в последующем, впоследствии) в настоящее время (до настоящего времени) в последние годы (за последние годы) наконец (в заключение)
Сопоставление и противопоставление однако (но, а, же) напротив впрочем как... так и (так же, как и...) в соответствии с по отношению к по аналогии с не только, но и в противоположность этому по (для) сравнению (я) (если... то) соответственно этому; согласно с этим в отличие (в противоположность, наоборот) аналогично (также, таким образом) с одной стороны (с другой стороны) в то время как (между тем, вместе с тем) тем не менее
Дополнение или уточнение также и (причём, при этом, вместе с тем) кроме (сверх, более) того до известной степени в данном случае в первый раз главным образом (особенно) в дополнение к этому в том числе и...
Ссылка на предыдущее или последующее высказывание тем более, что в том числе (в случае, то есть, а именно) как было (сказано, показано, отмечено, упомянуто, установлено, получено, обнаружено, найдено, учтено) как говорилось (указывалось, отмечалось, подчёркивалось) выше согласовано (сообразно, соответственно) этому (тому) в соответствии с этим (в связи с этим) в связи с вышеизложенным (вышеприведённым) данный (названный, рассматриваемый и т. д.) такой (такой же, подобный, аналогичный, сходный) подобного вида (типа, рода) следующий (последующий, некоторый) многие из них (один из них, некоторые из них) большая часть (большинство)
Пояснение а именно а значит в частности или правильнее в смысле в том числе
Цель с этой целью для этого чтобы с той целью, чтобы
Обобщение, объяснения, выводы таким образом (итак, следовательно) в результате (в итоге, в конечном счёте) в связи с вышесказанным отсюда (из того) следует (вытекает, понятно, ясно) это позволяет сделать вывод (сводится к следующему, свидетельствует) наконец (в заключение) с учётом на основании
Иллюстрация сказанного например (так, в качестве примера) примером может служить такой, как в случае (для случая) о чём можно судить (что очевидно)
Введение новой информации   рассмотрим следующие случаи остановимся подробно на приведём несколько примеров основные преимущества этого метода (способа, методики, прибора, оборудования) некоторые дополнительные замечания (пояснения, выводы, идеи) несколько слов о перспективах проведения исследований по теме
Выражение достоверности или недостоверности информации вероятно, безусловно, действительно, разумеется, конечно, естественно, как представляется, надо полагать, по-видимому
Значение источника информации по-нашему мнению, по сведению ряда авторов, по данным (кого-либо)
Характеристика степени объективности информации считают, думают, полагают, по-видимому, по мнению, возможно
Расширение приведённых выше соображений то есть, кроме того, в свою очередь
Слова, входящие в логический контекст поэтому, следовательно, таким образом, тем самым

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: