Экономика европейской части России в первой половине XIX в. Карта

Промышленный переворот начинается с динамично развивающейся текстильной промышленности. Первой в России, где было внедрено машинное производство, стала казённая Александров­ская хлопчатобумажная мануфактура, выпускавшая в первой трети ХIХ в. до 55% всей отечественной пряжи и перешедшая от труда подневольных приписных крестьян к труду наёмных рабочих.

Во второй четверти ХIХ в. появились новые отрасли промышленности, тесно связанные с машинным производством: свёклосахарная, машиностроительная и угледобывающая.

Отечественное машиностроение производило собственные паровые и другие сложные технические изделия. Ижорские адмиралтейские заводы в петербургском пригороде Колпино изготавливали тогдашнее чудо техники — самоходные паровые землечерпалки. Петербургский литейно-механический завод стал выпускать паровые машины для суконных и бумажных фабрик, позже для пароходов. Частный завод английского предпринимателя Ч. Берда в столице строил пароходы и эксплуатировал их по водным судоходным акваториям. Всего в первой половине ХIХ в. к тяжёлой промышленности России можно отнести 25 заводов.

Добыча каменного угля в Донецком и других бассейнах с использованием машинной техники к 1850 г. возросла по сравнению с началом века в 25 раз, хотя и не перекрывала импорт угля из-за границы.

Но всё-таки техническое и управленческое отставание российской промышленности от западноевропейской было весьма значительным. И главным препятствием здесь была система крепостного права и нехватка свободной рабочей силы.

Одну из определяющих ролей в начавшемся в России промышленном перевороте играло железнодорожное строительство. В 1836 г. Николай I издал указ о сооружении Царскосельской железной дороги, которая была построена под руководством австрийского инженера Франца фон Герстнера. Её официальное открытие состоялось 30 октября 1837 г.

В 1843–1851 гг. появилась уже стратегическая железнодорожная магистраль между Москвой и Петербургом протяжённостью 645 километров. Одним из инициаторов её создания и техническим руководителем строительства был выдающийся российский инженер, основатель отечественной железнодорожной науки Павел Петрович Мельников. Пуск первого поезда был осуществлён из Петербурга 1 ноября 1851 г. Состав прибыл в Москву через 21 час 45 минут. Так в России началось регулярное железнодорожное сообщение.

228

4. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Следует признать, что наиболее успешные преобразования николаевского правительства проводились в экономико-финансовой сфере.Неоценимую роль в этом сыграл Е.Ф. Канкрин, бывший с 1823 по 1844 г. министром финансов России. Он был сторонником покровительства отечественной промышленности за счёт протекционистских таможенных пошлин. Е.Ф. Канкрин активно способствовал улучшению организации торговли. В 1832 г. были приняты уставы о векселях, торговой несостоятельности, коммерческих судах, петербургской бирже. Е.Ф. Канкрину удалось добиться пополнения казны за счёт введения новых податей и сборов. Он восстановил систему винных откупов (1827), ввёл уплату подушной подати инородцами (1827), снизил налог на соль и отменил внутренние судоходные пошлины. Венцом колоссальной деятельности Е.Ф. Канкрина стала масштабная финансовая реформа, осуществлённая под его руководством в 1839–1844 гг.

Граф Канкрин за работой в своём доме. Неизвестный художник


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: