Олигополистическая структура рынка. Концентрация рынка и способы ее измерения. Индекс Херфиндаля

Олигополия (частный случай – дуополия, когда в отрасли действуют всего две фирмы) – ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производит большую часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимосвязь своих продаж, объёмов производства, инвестиций и рекламной деятельности; контроль над ценой – частичный. Характерная ситуация для обрабатывающей промышленности.

Модели олигополии:

- Ценовое лидерство – практика олигополистического образования, в которой одна фирма устанавливает цену, а другие принимают ее. Ценовое лидерство бывает двух видов:

1. барометрическое ценовое лидерство: одна из фирм отражает изменения условий рынка, которые диктуют новые цены. Фирма будет считаться барометрическим лидером, если другие фирмы согласятся с предложенным ею изменением цены, иначе придется снижать цену до приемлемого уровня.

2. лидерство доминирующей фирмы: одна из фирм становится лидером в силу того, что она крупнее и имеет более низкие затраты. Она может устанавливать объем производства и цены так, чтобы MC=MR, максимизируя свою прибыль. Другие же фирмы будут вынуждены вести себя, как фирмы, действующие в условиях чистой конкуренции и принимающие рыночные цены. Их рыночная доля будет ограничены более высокими затратами по сравнению с доминирующей фирмой.

- Картели и сговоры – формы соглашения между монополистами по вопросам цен, объемов производства, раздела рынка, закупки и использования ресурсов. Открытое соглашение – картель, неформальное – сговор. Такие соглашения ведут к созданию в отрасли монополии, цель которой – максимизация общей прибыли.

- Модель с ломаной кривой спроса: если олигополистическая фирма снизит цены, то конкуренты последуют ее примеру, а если повысит – не последуют.

- Модель рыночной доли: цены на продукты, продаваемые олигополистическими фирмами, имеют тенденцию к выравниванию, несмотря на различи в уровне затрат конкурирующих фирм.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана – показатель концентрации отраслевого рынка или распределения «рыночной власти» между всеми участниками рынка.

Где S1 – удельный вес самой крупной фирмы;

S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;

Sn – удельный вес наименьшей по величине фирмы.

 

Значение индекса будет равно 10000, если в отрасли действует только одна фирма, т.к. S1=100%. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, S1=1%, а индекс будет равен 100. В США высокомонополизированной считается отрасль, где индекс превышает 1800.

 

6. 23 Общая характеристика рынков факторов производства. Спрос и предложение на рынке ресурсов. Закон убывающей отдачи переменного ресурса. Рынки факторов производства — это рынки труда, капитала, земли, полезных ископаемых, информации, знаний, интеллектуальных способностей, предпринимательского таланта. Закон убывающей отдачи гласит: по мере того как возрастает использование какого-либо производственного фактора (при фиксированных остальных производственных факторах) в итоге достигается точка, в которой дополнительное использование этого фактора ведет к снижению объема выпуска продукции.

 

Производство – сфера хозяйственной деятельности людей, в которой непосредственно осуществляются затраты экономических ресурсов для получения необходимых благ. Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называются факторами производства:

Человеческие ресурсы - любая интеллектуальная или физическая деятельность человека, направленная на получение благ или оказание услуг, т.е. труд. Цена за труд – заработная плата (W).

Природные ресурсы (Z) – естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг. Часто в виду имеется земля. Цена, выплачиваемая за владение землей – рента (R). Таким образом, рента – доход владельца земли.

Капитал (К) - созданные людьми производственные ресурсы для повышения производительности труда. Под капиталом также понимаются деньги в краткосрочном периоде, на которые покупаются физические элементы производств. Плата за капитал – процент (r).

Предпринимательство – разновидность трудовых усилий особого рода: управленческие и организаторские навыки, талант. Цена – предпринимательская прибыль (Р).

Рынки ресурсов и рынки готовых товаров имеют много общих черт с точки зрения принципов их самоорганизации т установления равновесия. Однако некоторые отличия все же имеются, и они накладывают определенную специфику на механизм их функционирования.

1. На рынке ресурсов в роли покупателей выступают фирмы, а продавцами являются домашние хозяйства, т.е. субъект спроса–фирмы, субъект предложения – домашние хозяйства.

2. Спрос фирмы на факторы производства носит производный характер, т.е. зависит от спроса на готовые товары и услуги. Это означает, что фирма предъявляет спрос на ресурсы лишь постольку, поскольку потребитель нуждается в товарах, произведенных с помощью этих ресурсов, а не наоборот.

3. Спрос на факторы производства является взаимозависимым, т.е. ни один фактор в отдельности не может произвести продукт.

Чем руководствуется фирма при выборе объема закупок факторов производства? Фирма максимизирует свою прибыль, если будет нанимать фактор производства до тех пор, пока предельный доход этого фактора (MRP) превышает дополнительные издержки на оплату данного фактора (MRC), MRC=MRP = золотое правило фирмы на рынке факторов производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: