Раздел I. Введение в курс «Мое право» (20 часов)

Значение курса «Мое право».

    Обучающий курс о правах ребенка является самостоятельной отраслью знаний в процессе обучения каждого человека для развития правового, гуманистического, демократического мировоззрения. Необходимость формирования изначально у ребенка базовых знаний о правах, свободах и об обязанностях позволяет заложить основу представлений о праве, месте человека и гражданина в нем, роли государства, международных организаций и их влияние на развитие гражданского общества. Последнее легче усвоить через основные правовые и общественные законы жизни в гражданском обществе, демократическом государстве. Практические занятия: обсуждение в малых группах.

 

Система курса.

    В систему курса включены разделы, раскрывающие все организационные этапы в изучении прав ребенка. Первоначально учащимся раскрывают понятие «Мое право», необходимость его проведения, объясняют правила обучения, позволяющие эффективно и доступно усвоить данный курс. Определение юридических понятий на доступном для ребенка языке является необходимым и первоначальным моментом в изучении конкретных нормативно - правовых источников, регламентирующих права ребенка. Знание о конкретных правах, свободах и об обязанностях даст более детальное рассмотрение по их видам с раскрытием содержания каждого из них. Практические занятия: заполнение кроссворда, выполнение теста.

 

Постулаты (законы) курса «Мое право».

    Постулаты или законы курса «Мое право» означают те правила, по которым необходимо вести обучение о правах ребенка. Их усвоение позволит создать благоприятный психологический климат для работы в группе, состоящей из нескольких ребят с разными характерами. Это выработает также необходимую дисциплину у ребят, активно включающихся в интерактивные формы работы, позволит эффективно достичь поставленную цель курса. Практические занятия: ролевая игра, выработка своих постулатов, обсуждение ключевых моментов в малых группах.

 

 

Человек, гражданин, ребенок: понятие, признаки, отличия, роль в обществе.

    Данные три понятия - человек, гражданин, ребенок – для многих не подлежат различению по каким – либо признакам, однако для любого гражданского общества, демократического государства они не тождественны. Для учащихся необходимо их по определению развести, чтобы усвоить у кого, какие существуют права, свободы и обязанности. На основании последнего можно сделать вывод: какую роль они играют в обществе и как между собой взаимодействуют. Понятие прав человека. Отличительные черты человека от животного. Практические занятия: ролевая игра, обсуждение проблемных вопросов в малых группах.

 

Правовое положение человека, гражданина, ребенка: понятие, содержание.

    Терпимость к различиям. Каждый член общества имеет свой статус (положение): социальный, профессиональный, правовой … Понятие человеческого достоинства, на котором основывается философия прав человека. Основная задача – способствовать воспитанию уважения к человеческой личности как высшей ценности, терпимости к проявлению любых различий – индивидуальных, культурных, национальных, способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации. Практические занятия: ролевые игры, обсуждение ключевых вопросов в малых группах.

 

Права, свободы человека, гражданина, ребенка: понятие, отличия, их нарушение. Понятие прав человека. Права человека и государство.

    Права человека как щит, обеспечивающий граждан чувством безопасности. Отличительные черты прав человека. Всеобщая декларация прав человека. История прав человека в России и за рубежом. Обучение правам человека. Теории прав человека. Власть и права. Права и человеческое достоинство. Неотъемлемость прав человека. Правовое государство и идея защиты права человека. Понятие прав и свобод, их отличия. Права и свободы человека. Права и свободы гражданина. Классификация прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы ребенка. Понятие нарушения прав человека, виды нарушений. Дискриминация. Практические занятия: ролевые игры, составление схем.

Гарантии прав, свобод человека, гражданина, ребенка: понятие, значение.

    Обеспечение своих прав и свобод имеет важное значение в их реализации. Именно гарантии создают условия в использовании каждым своих прав в той или иной деятельности. Знание о гарантиях, законодательно закрепленных в нормативно – правовых актах как национального, так и международного характера, дает представление о реальной возможности реализации прав на практике, их соблюдение. Экономические, политические, идеологические, социальные и юридические гарантии - условия и гарантии - средства. Практические занятия: ролевые игры, анализ и работа с нормативными источниками для составления схем.

Обязанности человека, гражданина, ребенка: понятие, отличия.

    Это, во-первых, нравственный долг каждого человека. Во-вторых, надлежащее исполнение обязанности обуславливает полное и целостное использование прав другого человека. Знание не только прав, но и обязанностей – надежный механизм гарантий реализации прав. Соотношение прав и обязанностей. Понятие и виды обязанностей человека. Понятие и виды обязанностей гражданина. Понятие и виды обязанностей ребенка. Содержание обязанностей. Механизм исполнения обязанностей. Практические занятия: ролевые игры, кроссворд, работа с нормативными актами.

 

Раздел II. Источники прав и свобод человека, гражданина, ребенка.

(7 часов)

 

Международные источники: понятие, виды, значение в мире и в Российской Федерации.

    «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950г. «Конвенция ООН о правах ребенка» от 20.11.1989г. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.1991 N 1920-1. Практические занятия: работа с международными источниками права.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: