Формирование навыков самоорганизации и адаптации. Практические рекомендации (по Велькову А.И.)
Как рационально распределить силы во время занятий.
Если:
· замечаешь, что работа лучше дается только вначале;
· чувствуешь, что первый порыв облегчает усвоение и восприятие;
· знаешь, что подъем работоспособности длится недолго и наступает быстрая утомляемость.
То:
· наиболее трудную работу делай вначале;
· не теряй вначале ни минуты на то, что можешь легко сделать и после;
· все необходимое для работы приготовь заранее;
· посторонние, но значимые мысли, приходящие в процессе работы, просто фиксируй, возвращайся к ним после;
· постепенно переходи от трудного, непонятного, неинтересного к легкому, понятному, интересному.
Если:
· замечаешь, что вначале работа как-то не клеится;
· чувствуешь вначале сонливость, даже если хорошо выспался;
· наиболее интенсивно выполняешь вторую половину работы;
· лучше всего работается в конце.
То:
· вначале делай легкую работу;
|
|
· вначале сделай всю подготовительную работу;
· вначале делай более «двигательную» работу (записывай, черти, подсчитывай);
· постепенно переходи от легкого, интересного к трудному, неинтересному.
Как повысить свою работоспособность.
· Определите тип своего естественного ритма (пик работоспособности): «жаворонок» (продуктивное утро, быстрая утомляемость во второй половине дня) или «сова» (стабильный полдень, продуктивный вечер).
· Не работайте вопреки своему естественному дневному ритму, а используйте эти закономерности в своем распорядке дня.
· Откажитесь от употребления чая, кофе, медикаментов и т.п. в качестве стимулятора при отклонениях от индивидуальной нормы графика работоспособности.
· Определите свой индивидуальный дневной ритм, постройте свою «кривую работоспособности» на основе самонаблюдений.
· В соответствии с колебаниями работоспособности чередуйте тяжелую и легкую, важную и несущественную работу.
· Ежедневно делайте физические или психокинезиологические упражнения для поддержания работоспособности.
· Помните, что качество выполнения работы зависит от работоспособности.
Как рационально использовать время.
· В начале каждого дня в специально отведенное время планируйте необходимую работу.
· Заведите специальный календарь для планирования.
· Проводите временной анализ своего дня, находите резервы.
· Старайтесь заниматься только одним делом, пока не завершите его.
· Читайте, смотрите, слушайте только самое необходимое.
· Работая с информационным источником, не откладывайте его в сторону, пока не примете решение и не сделаете что-либо.
|
|
· Записывайте данные обещания и события, которые надо запомнить.
· Когда вам нужна тишина, скажите об этом окружающим.
· Никогда не теряйте первый час своего рабочего времени.
· Определите пик энергии для своего рабочего дня и решайте самые сложные проблемы именно в это время.
· Почувствовав усталость, сделайте перерыв.
· Сразу вычеркивайте из своего календарного планирования пункты, которые выполнили.
· Все необходимые вещи кладите на одно и то же место.
· Существует правило «80/20»: 80% результатов получается с помощью 20% усилий (принцип Парето). Тратьте большую часть времени на эти 20% усилий.
Комплекс гимнастики мозга
Слон
Это одно из наиболее интегрирующих упражнений гимнастики мозга. При его выполнении ухо надо прижать к плечу так плотно, чтоб между ними можно было держать лист бумаги. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмѐрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой.
Перекрестные шаги
Данное упражнение интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни и в спорте и ориентации в пространстве.
Встаньте прямо, голова по средней линии тела.
Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги, которое двигается на встречу. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой.
Вариант: последовательно соединяем левую руку с правой ногой за спиной. Данное упражнение можно выполнять сидя и лежа.
Рекомендации: «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе. При этом нужно чувствовать, как работают мышцы живота. Продолжительность выполнения – 4 – 8 повторов парных движений.
Учебные навыки: улучшает учебные навыки чтения, письма, пересказ, слушания и усвоения информации.
Крюки
Для выполнения этого упражнения скрестить лодыжки так, как удобно. Затем скрестить руки, соединив пальцы в замок и вывернув кисти рук. Кончик языка прижать к нѐбу при вдохе и расслаблять при выдохе. Можно это же выполнять сидя на стуле. 5 минут простого сидения в этой позе успокаивает нервы. Это сложное перекрѐстное движение активизирует моторные и сенсорные каждого полушария мозга, а также активизирует работу среднего мозга, который находится прямо над твѐрдым нѐбом. Т.о. достигается объединение эмоций и процессов мышления, приводя к наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.
Думательный колпак
Данное упражнение помогает работе кратковременной памяти, повышает умственные и физические способности, например улучшает равновесие.
Упражнение можно выполнять стоя и сидя.
Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
Возьмите руками уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы спереди.
Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
Дойдя до мочки, мягко потяните ее вниз.
Упражнение выполняется 4 раза.
Учебные навыки: понимающее слушание, письмо, математические вычисления в уме.
Психокинезиологические упражнения активизируют и балансируют всю целостную систему организма «эмоции – интеллект - тело». Эти упражнения можно повторять и в качестве пауз между занятиями, и в процессе учебной деятельности, и в дистанционном режиме занятий.