Описание, которое давал студентам Форер

Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность. (Forer, 1949)

 

Эффект аудитории (эффект Зайонца)

Эффект аудитории, иначе известен в науке как эффект Зайонца, характеризуется особым специфическим влиянием присутствия посторонних людей на особенности поведения человека.

Присутствие других людей (публики) само по себе способно качественно влиять на скорость обучения испытуемого различным навыкам или на характер либо качество выполнения поставленной перед человеком задачи (утверждение справедливо даже в том случае, когда публика является полностью нейтральной и не выражает по отношению к испытуемому каких-либо оценочных суждений или реакций).

В случае присутствия зрителей испытуемый способен больше смущаться в процессе обучения, однако, если какое-либо действие им уже освоено должным образом и на должном уровне, то присутствие публики вокруг значительно облегчает прикладываемые физические усилия и качественно изменяет (повышает) результативность и скорость выполнения задач.

Впервые сформулировал теоретическую основу данного феномена и доказал сущность эффекта аудитории Роберт Зайонц, в честь него и было дано второе название данному явлению.

Основываясь на известной формуле бихевиоризма (описывающей особенности человеческого поведения посредством терминов “стимул-реакция”) Р. Зайонц допустил, что само по себе присутствие аудитории (других людей) является для человека мощным стимулирующим фактором и активным источником возбуждения. Эффект аудитории можно предсказать в том случае, когда человек знает, чего ожидает эта аудитория. Понимание положительно влияет на деятельность и успешность испытуемого, при этом увеличение общего числа зрителей значительно интенсифицирует (усиливает) эффект.

  • Присутствие аудитории вызывает активацию всех внутренних сил организма, усиливается общий драйв и улучшается мотивационный аспект;
  • Наличие посторонних людей может формировать у человека предчувствие ситуации оценивания, что и усиливает активацию собственных имеющихся ресурсов;
  • Наличие наблюдателей может выступать и отвлекающим фактором. Так как отвлеченность внимания (разделение его на несколько аспектов: частично на работу, а частично на процесс наблюдения за реакциями и действиями окружающих).

Когнитивно-мотивационная модель: наличие аудитории, с одной стороны, формирует мысль о возможных последствиях в случае будущей неудачи (неодобрение, порицание и осуждение окружающих людей), а с другой – акцентирует внимание на позитивных последствиях при условии удачи (успех, одобрение и положительная оценка собственных способностей).

Роберт Зайонц также установил, что повышенный уровень возбуждения у испытуемого способен существенно улучшать (ускорять) решение простых и знакомых для него задач, а выполнение сложных – такое возбуждение существенно ухудшает. Данную мысль подтверждает целый ряд исследований с участием более чем 25 тысяч испытуемых.

Практическое применение

Данный феномен следует обязательно учитывать при организации и проведении различных психологических экспериментов: данный феномен может существенно снижать и оказывать угрожающее действие на внутреннюю валидность исследования.

Примеры

  1. Мужчина всеми силами пытается показать себя с лучшей стороны перед интересующей его женщиной (то же утверждение справедливо и в обратную сторону).
  2. В присутствии других людей человек способен испытывать более сильные эмоциональные переживания, сильнее волноваться, возмущаться и т.д.
  3. Поведение, привычки и мысли человека в одиночку и в компании других людей чаще всего кардинально отличаются.


Эффект последовательности
Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше. По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.

В жизни людей эффект последовательности часто оказывает влияние на их деятельность. Продуктивность сотрудников организации может повыситься или понизиться, в зависимости от того, как построен распорядок их дня. Различные мероприятия, проводимые на работе начальством, могут привести к преждевременному утомлению или, наоборот, всплеску активности работников. Спортсмен, тренирующийся по определённой программе, сможет повысить свою результативность, если будет варьировать составляющие процесса тренировки. Родители могут влиять на эмоционально и физическое состояние своих детей в течение дня, составив индивидуальный распорядок дня или разработав свой уникальный подход к процессу воспитания. Педагоги могут улучшить успеваемость учеников за счёт изменения обучающего процесса в плане перестановки отдельных его составляющих и т.д.

Эффект Хоторна
Эффект Хоторна — это феномен, проявляющийся в том, что осознание человеком своего участия в каком-либо эксперименте приводит к искажённому, в основном, лучшему результату. Человек, принимающий участие в эксперименте и знающий об этом, начинает действовать более эффективно, сосредоточеннее и усердно, нежели в обычных условиях. Потребность человека в ощущении своей причастности к какой-то особой «экспериментальной» группе вызывает изменение его поведения и, соответственно, влияет на результаты его деятельности. Эффектом Хоторна также часто называют явление, в котором любая инновация приводит к улучшению результатов, т.к. она вызывает у людей энтузиазм.

При помощи эффекта Хоторна можно повлиять на успеваемость учеников или производительность труда работников в организации. Вариантов может быть несколько. Во-первых, можно сообщить людям, что проводится некий важный эксперимент, на основании результатов которого будут сделаны улучшения в данной области. Во-вторых, можно просто ввести в процесс деятельности какое-либо новшество, вследствие чего люди будут выполнять свои функции с большим интересом, чем обычно. Но есть и другая сторона этого вопроса: часто эксперименты проводятся с целью получения данных, наиболее соответствующих действительности. В этом случае осведомлённость людей о проведении эксперимента окажет искажающее воздействие на результаты. Во избежание этого нужно сделать так, чтобы участники эксперимента не знали о нём, либо не были осведомлены о том, что конкретно будет устанавливаться в ходе исследования.

Эффект доктора Фокса
Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации. Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: