1. а) Функции банка:
· Сбор сбережений или прием депозитов
· Предоставление ссуд
· Организация расчетов и платежей
· Эмиссия денег и ценных бумаг
Поскольку одной из немаловажных (далее мы узнаем, насколько) функций является эмиссия денег и ценных бумаг, необходимо вспомнить структуру денежной массы:
Виды денег | |||||||||||||||
наличные | безналичные | ||||||||||||||
металлические | бумажные | счета в банке | ценные бумаги | ||||||||||||
Денежный знак | монета | купюра | Банковский билет | ассигнация | Казначейский билет | чек | карточка | Депозитный сертификат | вексель | акция | облигация | Коммерческие бумаги | |||
Дебетовая карточка | Дисконтная карточка | Кредитная карточка | | ||||||||||||
б) вексель - _______________________________________________________
_________________________________________________________________
«+» «-»
в) чек - __________________________________________________________
_________________________________________________________________
Чековый счет - _____________________________________________________
|
|
г) Дебетовая карточка - _____________________________________________
__________________________________________________________________
Кредитная карточка - ______________________________________________
__________________________________________________________________
Дисконтная карточка - _____________________________________________
__________________________________________________________________
2. По структуре денежной массы можно судить о доверии граждан и фирм к банкам страны. Чем больше безналичных денег – тем больше доверия правительству, и, наоборот, чем менее уверены граждане в завтрашнем дне, чем больше они стремятся уйти в тень, скрыться от государства, тем больше наличная форма.
3. а) Однако, если бы банки занимались только хранением сбережений и организацией расчетов, они не сыграли бы той ключевой роли в экономике, которую они играют сейчас.
Добиться этого они смогли благодаря тому, что создают свои деньги, увеличивая денежную массу.
И речь идет не о техническом процессе изготовления наличных денег или бланков векселей и чеков. Речь о том, что банки, не печатая денег, увеличивают денежную массу.
Как? Рассмотрим один пример.
Какую сумму кредитов может выдать этот банк? - 10 млн. руб. - 100 млн. руб. - 110 млн. руб. |
собственный капитал 10 млн. руб. |
Заемный капитал 100 млн. руб. |
банк |
Конечно, банк должен быть готов вернуть вкладчикам деньги в любой момент времени. Но клиенты, которые снимают деньги со счетов, чередуются с теми, кто кладет деньги!!!
А следовательно, необходимо рассчитать, сколько необходимо держать наличных денег в своих сейфах, чтобы удовлетворить требования клиентов, т.е. оставить частичные резервы, а все остальные денежные средства – избыточные резервы – можно пускать в оборот.
|
|
Частичные резервы - ______________________________________________
_________________________________________________________________
б) Избыточные резервы можно пускать в оборот, выдавая их желающим в качестве кредитов, т.е. осуществлять кредитную эмиссию.
Кредитная эмиссия - ______________________________________________
За счет этих созданных банком кредитных денег можно покупать блага, как и за счет наличных денег, то есть денежная масса страны, позволяющая оплатить приобретение экономических благ, увеличивается.
в) поскольку механизм кредитной эмиссии не лишен риска, коммерческому банку может угрожать банкротство. И тут на помощь коммерческому банку может прийти Государственный Центральный банк, который выполняет функцию «банк банков» за счет им же определенных резервных требований (отчислений).
Резервные требования - ___________________________________________
________________________________________________________________
Государственный центральный |
эмиссионный банк |
К о м м е р ч е с к и е б а н к и |
контроль |
Банк банков |
г) как работает резервная банковская система, обеспечивая кредитную эмиссию при норме резервных требований, установленных на уровне 5%:
Клиент № 1 Накопил 100 000 руб. Положил в банк 100 000 руб. |
Банк № 1 Получил депозит 100 000 руб. Отчислил в резерв 5 000 руб. Избыточные резервы 95 000 руб. Выдал кредитов на 95 000 руб. |
Клиент № 2 Получил кредит 95 000 руб. Открыл чековый счет на 95 000 руб. |
Банк № 2 Получил депозит 95 000 руб. Отчислил в резерв 4 750 руб. Избыточные резервы 90 250 руб. Выдал кредитов на 90 250 руб. |
Клиент № 3 Получил кредит 90 250 руб. Открыл текущий счет на 90 250 руб. |
Чему же равна итоговая сумма кредитных денег? |
… |
д) В итоге общая сумма денег, которой могут распоряжаться клиенты банков, возрастет в пропорции, называемой депозитным мультипликатором (от англ. «multipli» - умножать) и определяемой по формуле:
Депозитный мультипликатор - _____________________________________
Величина кредитной эмиссии (сумма выданных кредитных денег) определяется еще по более простой формуле:
кредитная эмиссия = избыточные резервы х депозитный мультипликатор
е) так чему равен депозитный мультипликатор в нашем примере?
Тогда, соответственно, чему будет равна кредитная эмиссия?
кредитная эмиссия = избыточные резервы х депозитный мультипликатор
= 95 000 х 20 = 1 900 000 руб.
Денежная масса страны увеличится на 1 900 000 руб. (!!!) благодаря тому, что клиент № 1 внес в банк 100 000 руб.
Задача.
Банк имеет депозиты на 1 млн. рублей. Норма обязательных резервов, установленных Центральным банком, равна 25%. Определите, чему будет равна величина кредитной эмиссии, если банк решит направить на эмиссию все избыточные резервы?
________________________
Д/з:
1. § 20, в. 5 – письменно в рабочей тетради
5 (§ 20). Рассчитайте окончательную сумму ссуды и ежемесячные выплаты по кредиту на потребительские нужды в размере 100 000 р. сроком на 3 года при ставке 20% годовых. (Учтите, что годовой процент суммируется, т. е. каждый следующий год берётся 20% к сумме с процентами предыдущего года.)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание (ЕГЭ-2018)