Тема: «Банки и структура денежной массы»

1. а) Функции банка:

· Сбор сбережений или прием депозитов

· Предоставление ссуд

· Организация расчетов и платежей

· Эмиссия денег и ценных бумаг

 

Поскольку одной из немаловажных (далее мы узнаем, насколько) функций является эмиссия денег и ценных бумаг, необходимо вспомнить структуру денежной массы:

 


Виды денег

наличные

безналичные

металлические

бумажные

счета в банке

ценные бумаги

Денежный знак монета купюра Банковский билет ассигнация Казначейский билет чек

карточка

Депозитный сертификат вексель акция облигация Коммерческие бумаги
Дебетовая карточка Дисконтная карточка Кредитная карточка

 

                             

 

б) вексель - _______________________________________________________

_________________________________________________________________

              «+»                                             «-»


        

 

в) чек - __________________________________________________________

_________________________________________________________________

Чековый счет - _____________________________________________________

 

г) Дебетовая карточка - _____________________________________________

__________________________________________________________________

Кредитная карточка - ______________________________________________

__________________________________________________________________

Дисконтная карточка - _____________________________________________

__________________________________________________________________

2. По структуре денежной массы можно судить о доверии граждан и фирм к банкам страны. Чем больше безналичных денег – тем больше доверия правительству, и, наоборот, чем менее уверены граждане в завтрашнем дне, чем больше они стремятся уйти в тень, скрыться от государства, тем больше наличная форма.

 

3. а) Однако, если бы банки занимались только хранением сбережений и организацией расчетов, они не сыграли бы той ключевой роли в экономике, которую они играют сейчас.

    Добиться этого они смогли благодаря тому, что создают свои деньги, увеличивая денежную массу.

    И речь идет не о техническом процессе изготовления наличных денег или бланков векселей и чеков. Речь о том, что банки, не печатая денег, увеличивают денежную массу.

    Как? Рассмотрим один пример.

Какую сумму кредитов может выдать этот банк? - 10 млн. руб. - 100 млн. руб. - 110 млн. руб.
собственный капитал 10 млн. руб.

Заемный капитал 100 млн. руб.
банк

 

 

Конечно, банк должен быть готов вернуть вкладчикам деньги в любой момент времени. Но клиенты, которые снимают деньги со счетов, чередуются с теми, кто кладет деньги!!!

    А следовательно, необходимо рассчитать, сколько необходимо держать наличных денег в своих сейфах, чтобы удовлетворить требования клиентов, т.е. оставить частичные резервы, а все остальные денежные средства – избыточные резервы – можно пускать в оборот.

 

Частичные резервы - ______________________________________________

_________________________________________________________________

б) Избыточные резервы можно пускать в оборот, выдавая их желающим в качестве кредитов, т.е. осуществлять кредитную эмиссию.

Кредитная эмиссия - ______________________________________________

        

За счет этих созданных банком кредитных денег можно покупать блага, как и за счет наличных денег, то есть денежная масса страны, позволяющая оплатить приобретение экономических благ, увеличивается.

 

в) поскольку механизм кредитной эмиссии не лишен риска, коммерческому банку может угрожать банкротство. И тут на помощь коммерческому банку может прийти Государственный Центральный банк, который выполняет функцию «банк банков» за счет им же определенных резервных требований (отчислений).

 

Резервные требования - ___________________________________________

________________________________________________________________

 


Государственный центральный
 

эмиссионный банк
К о м м е р ч е с к и е б а н к и
контроль
Банк банков

 

 


г) как работает резервная банковская система, обеспечивая кредитную эмиссию при норме резервных требований, установленных на уровне 5%:

 

 

Клиент № 1 Накопил 100 000 руб. Положил в банк 100 000 руб.
Банк № 1 Получил депозит 100 000 руб. Отчислил в резерв 5 000 руб. Избыточные резервы 95 000 руб. Выдал кредитов на 95 000 руб.
Клиент № 2 Получил кредит 95 000 руб. Открыл чековый счет на 95 000 руб.
Банк № 2 Получил депозит 95 000 руб. Отчислил в резерв 4 750 руб. Избыточные резервы 90 250 руб. Выдал кредитов на 90 250 руб.  

 

 


 

Клиент № 3 Получил кредит 90 250 руб. Открыл текущий счет на 90 250 руб.
Чему же равна итоговая сумма кредитных денег?

 


д) В итоге общая сумма денег, которой могут распоряжаться клиенты банков, возрастет в пропорции, называемой депозитным мультипликатором (от англ. «multipli» - умножать) и определяемой по формуле:

 

Депозитный мультипликатор - _____________________________________

Величина кредитной эмиссии (сумма выданных кредитных денег) определяется еще по более простой формуле:

кредитная эмиссия = избыточные резервы х депозитный мультипликатор

 

е) так чему равен депозитный мультипликатор в нашем примере?

 

 

Тогда, соответственно, чему будет равна кредитная эмиссия?

кредитная эмиссия = избыточные резервы х депозитный мультипликатор

= 95 000 х 20 = 1 900 000 руб.

Денежная масса страны увеличится на 1 900 000 руб. (!!!) благодаря тому, что клиент № 1 внес в банк 100 000 руб.

 







Задача.

Банк имеет депозиты на 1 млн. рублей. Норма обязательных резервов, установленных Центральным банком, равна 25%. Определите, чему будет равна величина кредитной эмиссии, если банк решит направить на эмиссию все избыточные резервы?

 

 

________________________

Д/з:  

1. § 20, в. 5 – письменно в рабочей тетради

5 (§ 20). Рассчитайте окончательную сумму ссуды и ежемесячные выплаты по кредиту на потребительские нужды в размере 100 000 р. сроком на 3 года при ставке 20% годовых. (Учтите, что годовой процент суммируется, т. е. каждый следующий год берётся 20% к сумме с процентами предыдущего года.)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание (ЕГЭ-2018)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: