Прочитайте соответствующие разделы учебника. [ 1 ]
Рздел 2. Алифатические углеводороды. Тема 2.4. Алкины (стр. 95-103)
![]() |
Ключевые слова: алкин, ацетилен, ацетиленовые углеводороды, гомолог, линейный, качественные реакции, кратные связи, реакция Кучерова, тройная связь, sp-гибридизация.
Задачи и упражнения.
1. Напишите общую формулу для алкинов: _____________________
2. Заполните таблицу простейших гомологов ацетилена и их структурных изомеров:
| Молекулярная формула | Структурная формула | Название |
| С2Н2 | Н-С≡С-Н | Ацетилен (этин) |
| С3Н4 | Метилацетилен (____________) | |
| С4Н6 | А) Б) | 1-бутин ______________ |
| С5Н8 | А) Б) В) |
3. Для соединения формула которого:
СН= С – СН2 – СН2 – СН2 – СН3
составьте сокращенные структурные формулы:
а) двух изомеров (с разным типом изомерии):
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
б) двух гомологов (с большим и меньшим числом атомов углерода):
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Закончите уравнения реакций получения ацетилена из карбида кальция (А) и природного газа (Б):
А) СаС2 + 2НОН ……………………………………………………
Б) 2СН4
……………………………………………………………………………...
5. Где применяют ацетилен и его соединения?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
6. Перед Вами ряд превращений. Составьте уравнения реакций, соответствующих данным превращениям:
Н3С-СН2ОН → СН2=СН2 → СН2Br-СН2Br → С2Н2→ CН3-СНСI2
А)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Б)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
В)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Г)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
7. Напишите уравнения реакций этина и пропина с водой в присутствии HgSO4 (реакция Кучерова). Назовите продукты реакций.
А)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Б)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
8. Как с помощью качественных реакций различить пропан, пропен и пропин? Напишите уравнения реакций.
9. Как с помощью качественных реакций различить 1-бутин и 2-бутин?
10. Осуществите превращения и назовите продукты реакций:

1)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
2)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
3)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
4)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

1)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
2)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
3)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

1)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
.
2)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
3)………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
4)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
11. Составьте словосочетания по образцу.
| 1-е слово | 2-е слово | Словосочетание |
| Функциональная | строение | Функциональная группа |
| Гомологический | замещения | |
| Пространственная | углеводороды | |
| Реакции | соединения | |
| Предельные | группа | |
| Нециклическое | ряд | |
| Реакция | изомерия | |
| Структурная | углеводороды | |
| Высокомолекулярные | полимеризации | |
| Непредельные | изомерия |
12. Объясните, можно ли хранить в сосуде, изготовленном из поливинилхлорида (бутылке из-под газированной воды):
а) кислоты и щелочи:………………………………............................................
б) органические растворители:…........................................................................
Перечислите источники информации:
...................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
13. Объясните, можно ли использовать раствор перманганата калия или бромную воду для распознавания:
а) метана и ацетилена:…………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………..
б) ацетилена и этилена:…....................................................................................
…………………………………………………………………………………….
14. Отметьте в Таблице области применения перечисленных в ней реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам, Вы составите название радикала, формула которого СН2=СН-
|
Применение реакции и ее продуктов
| |||||
| Реакция с бромной водой | Реакция горения | Реакция с водой | Реакция с хлороводородом | Реакция с перманганатом калия | |
| Идентификация непредельных соединений | В | А | М | Т | И |
| Резка и сварка металлов | Е | Н | О | С | Е |
| Получение мономера для производства поливинилхлорида | Ы | Ч | Б | И | Е |
| Производство уксусного ангидрида | Г | С | Л | Ш | З |
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ
| 1. Отдельные представители: ацетилен, свойства, применение. 2. Отдельные представители: пропилен. свойства, применение. |
ЗАНЯТИЕ № 5







