Проблемы перехода от младшего школьного возраста к подростковому

Каждые периоды на своих рубежах выдвигают характерные проблемы, требующие особенного внимания. К данной категории можно отнести и переход от младшего школьного возраста к подростковому. Наиболее высокие требования предъявляют изменившиеся условия учения к личностному и умственному развитию.

Этот уровень развития школьников различается. В одном случае наблюдается его соответствие условиям успешности их будущего обучения, в другом - едва достигает допустимого предела. Следовательно, при данном переходном периоде могут возникнуть различные сложности: становление теоретического мышления приводит к перестроению и других психических процессов; на фоне развития теоретического мышления у школьников наблюдается возникновение рефлексии; также наблюдается развитие способности к саморегуляции и произвольности.

Чтобы стать успешным, гармонично развитым, уверенным, человеку жизненно важно быть любимым и безусловно принятым, однако у детей потребность эта сильнее развита. В данный период она является основой плодотворного развития личности учащихся в будущем.

В основе мотивационного кризиса лежит смена социальной ситуации, изменение и развитие содержания внутренней позиции школьника. Кризис имеет пока слабое выражение во внешних проявлениях, в поведении. Не всегда переживания учащихся, которые связаны с этими изменениями, осознаются ими, они не могут определить собственные проблемы, вопросы, трудности. Таким образом возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития.

Кроме того, меняется отношение учащихся к обучению. Учеба является их главной деятельностью, однако, в психическом развитии школьников происходит потеря ее ведущего значения - ослабление мотивации учения, снижение успеваемости, становление на высшую ступень общения со ровесниками. Кардинально изменяется характер самооценки учащихся. Наблюдается резкий скачок в количестве негативных самооценок.

Недовольство отношениями с людьми, собой, критичное отношение к результатам учебы может стать преградой к благополучному формированию личности учащегося, или же способствовать развитию потребности в самовоспитании. Становление личности учащегося во многом зависит от того, насколько успешно будет протекать данный этап взросления.

 

 

12

Влияние учебной деятельности на развитие психики ребенка.

 

В младшем школьном возрасте главной функцией является мышление. Наглядно-образное мышление становится к словесно-логическим. Обучение в школе выстраивается так, чтобы развитие словесно-логического мышления имело преобладающее положение. В первом и втором классе дети больше выполняют работы с наглядными образцами, в последующих годах обучения объем таких видов занятий сокращен. С каждым годом обучения в младших классах образное мышление в учебной деятельности оказывается все менее востребованным.

Учение становится ведущей деятельностью, причем школьное учение и обучение не всегда совпадают. Необходимо учение организовать с индивидуальной характерностью, чтобы оно стало ведущей деятельностью, имело сходство с игрой. Учебная деятельность - особый вид активности ученика, которая направлена на преобразование себя. Этой невероятно сложной деятельности отдается много времени и сил - 10 - 11 лет жизни ребенка. Д.Б. Эльконин представил так учебную деятельность: мотивация учения – это совокупность побуждений, заставляющая детей учиться, придающая смысл учебной деятельности; учебная задача - метода заданий, выполняя которые дети осваивают общий порядок действий; учебные действия - действия, осуществляющие усвоение учебной задачи - действия, проделываемые учеником на уроке; действия контроля - действия, контролирующие ход усвоения учебной задачи; действие оценки - действия, оценивающие успешность усвоения учебной задачи.

Преодолев собственный эгоцентризм, ребенок демонстрирует умение сосредоточиваться сразу на нескольких признаках и соотносить их, одновременно учитывать несколько измерений состояния события, объекта. Также он способен мысленно проследить перемены в объекте - возникновение обратимого мышления.

Шестилетние дети стали больше общаться с ровесниками и практически всегда одного пола с ними. Наблюдается усиление конформизма, достигающего апогея к 12 годам ребенка. Хорошо адаптируются, как правило, популярные дети, среди ровесников чувствуют себя комфортно, открыты для сотрудничества.

Дети, как и прежде, игре уделяют большое количество времени. Формируются чувства соперничества и сотрудничества, обретают личный смысл понятия - лидерство, несправедливость и справедливость, предубеждение, подчинение, равенство, предательство, преданность. Игра окрашена социальным характером - дети придумывают секретные карты, тайные общества, особые ритуалы, пароли и шифры.

 

13

Заключение

 

В жизни каждого человека одним из критических возрастов является младший школьный возраст. Поступившие в первый класс дети, по успехам в учении сильно различаются - быстро схватывающие и долго соображающие, отвлекающиеся и сосредоточенные. Воспитанные и невоспитанные, развитые и менее развитые - они собираются из различных семей. Однако, общим для них является одинаковый возраст и отдельные общие особенности отражения окружающей действительности.

И в тоже время младший школьный возраст - период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность умственной активности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста.

Следовательно, поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности. Внутри семейных отношений ребенок занимает новое место: он - ответственный человек, ученик, с ним считаются и советуются. Понимание ребенком норм поведения, выработанные обществом, способствует постепенному превращению их в собственные, внутренние требования к себе.

 

14

Список литературы.

1. В.С. Мухина, Возрастная психология. - 4-е изд., - М.: Academia, 1999. - 456 с.

2. Н. Семаго, М. Семаго, Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010. – 385 с.

3. Мухина B. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 608с. 3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.

4. Д.Б. Эльконин, Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

5. П.П. Блонский, Психология младшего школьника. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 575с.

6. Л.С. Выготский, Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.

 

15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: