Воззрения о государстве

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………..…………………………….…3

1. Биография Г. Гроция………………………………...…………………………4

2. Политико-правовое учение Г. Гроция………...………………………………5

2.1. Воззрения о государстве…………………………………………………...5

2.2. Представления о государственном суверенитете………………………...6

2.3. Теория естественного права Г.Гроция…………………….….…….…….7

Заключение………………………………………………………………………...9

Список использованной литературы…………………………………………...10

 



ВВЕДЕНИЕ

  Голландия – первая Европейская страна, где в процессе затяжного национально-освободительного противостояния против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI – начало XVII в.) власть перешла в руки буржуазии, и где была установлена буржуазная республика.

Политический путь возникшей буржуазной республики, охваченной  европейскими феодальными монархиями, вплоть до победы буржуазной революции в Англии во второй половине XVII в., проходил под знаком противостояния между сторонниками двух основных партий – оранжистской (приверженцев правления Оранского дома, представители которого по наследству занимали должность штатгальтера–главы государства) и республиканской (буржуазно-патрицианской ориентации).

В религиозной жизни властвующие позиции занимал кальвинизм, который сыграл значительную идеологическую роль в конвергенции сил и освобождении страны от господства Испании – цитадели католицизма. Впоследствии официальная кальвинистская церковь, имеющая влияние в рядах среди знати, а также широких масс народа, в тесном союзе с оранжистами выступала против республиканской партии, особенно против ее курса на свободу мысли и духовного творчества, на веротерпимость по отношению к приверженцам различных вероисповеданий и многочисленных религиозных сект.

Соперничество против теологии, церковной догматики и духовного диктата церкви, создание новых, рациональных и светских взглядов на общество и государственное устройство стояли в центре внимания всей прогрессивной европейской философской и политико-правовой идеи рассматриваемого периода.

Огромный вклад в разработку раннебуржуазной политико-правовой идеологии внес голландский мыслитель Гуго Гроций. В своих основных трудах: «Свободное море», «Три книги о праве войны и мира» и «закрытое море»; мыслитель высказывает мысли об государстве, суверенитете, праве и войны.

Биография Г. Гроция 

Гуго Гроций − голландский юрист-международник, один из основоположников концепции естественного права; заложил базовые принципы международного права.

Родился Г. Гроций 10 апреля 1583 г. в голландском городе Делфт в дворянской семье. Свое первоначальное образование получил от отца − хорошо образованного и политически активного человека, который воспитывал сына с ранних лет в традиционной гуманистической традиции, основываясь на учении Аристотеля.

С детства Гуго выделялся феноменальными способностями. В 11 лет он смог поступил в Лейденский университет, один из лучших в Европе, спустя пять лет получил степень и занялся адвокатской практикой, переменно выступая на научном поприще. За это время он сделал несколько переводов математических и астрономических сочинений классических писателей и написал три латинских трагедии («Adamus exul», «Christus patiens» и «Sophomphaneos»). А уже через три года стал официальным историографом Нидерландов.

В 1604 г. он впервые проявил серьезный интерес к исследованию проблематики международного права, когда был участником в слушаниях по делу о захвате голландскими купцами португальского судна вместе с его грузом в Сингапурском проливе. Гроций первый в мировой научной практике начал разработку основ и принципов международного права.

В 1619 г. за участие в политической борьбе он был приговорён к пожизненному заключению, а в 1621 г. бежал во Францию. В 1634 г. получил предложение поступить на службу Швеции в качестве посла во Франции, т.к. шведский Король Густав II Адольф был большим почитателем его трудов. В 1645 г. Гуго Гроций прибыл в Стокгольм, чтобы попросить отставки у королевы.

Во время обратного пути через Балтийское море корабль, на борту которого находился Гуго Гроций, 28 августа 1648 г. потерпел кораблекрушение, во время которого великий юрист и философ погиб.

 

Политико-правовое учение Г. Гроция

Воззрения о государстве

Размышляя над происхождением государства Гуго, рассматривает природу человека  посредством различных методов, в том числе математических. Гроций, основываясь на аксиомах бытия человека, указывает, что в каждом человеке заложены некие социальные аппетиты, т.е. стремление к общению с себе подобными. При этом он уточняет, что человеку свойственно естественное стремление к спокойному и руководимому самим человеческим разумом общению со схожими по социальному положению людьми.

На основе этой закономерности, Гроций разрабатывает договорную теорию происхождения государства, которую впоследствии противопоставляет теории божественного происхождения государства. Мыслитель указывает, что изначально люди консолидировались в государственное образование не по божественному желанию или повелению, а произвольно, убедившись на опыте, в слабости разрозненных семейств вопреки насилию, откуда и берет свое начало гражданская власть. Такие воззрения Гуго во многом схожи с Цицероном, который является одним из первых, кто высказал мысль о связанности индивидов в государстве посредством общих для них права.

    По мнению Гроция,  государство обязано предоставлять общую пользу, так как считается союзом свободных людей. Государство служит крепким фундаментом происходящих отношений власти и подчинения. Верховная государственная власть, имеющая государственный суверенитет, издает законы, творит правосудие, назначает должностных лиц и руководит ими, взимает налоги, решает вопросы войны и мира, заключает международные договоры. Деятельность государства должна быть ориентирована на признание и охрану частной собственности своих граждан. Считая договор важнейшей основой отношений между государствами, Гроций выступал против войн и утверждал, что в международных отношениях все решает не сила, а договор.

2.2. Представления о государственном суверенитете

    Суверенитет государства, по мнению Г. Гроция, не что иное, как самостоятельная верховная власть, т.е.  это такая форма власти, действия которой не должны подчиняться иной власти, и не могут быть упразднены властью извне по ее усмотрению.

    Гроций разделяет общего носителя суверенитета — государство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как один человек, так и несколько. Поэтому государственные образования могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной, так по мнению Гроция: «не существует «совершенной» формы правления, любая из мнимых идеальной имеет ряд тех или иных неудобств или опасностей»

    Учение Гроция о суверенитете во многом связано с его представлением о договорном происхождении государства, так согласно его теории: до момента заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения — государству. В свою очередь, любой договор согласно предписаниям естественного права подлежит соблюдению. И потому народ,согласно этой установке, не должен иметь права свергать и карать государей, которые злоупотребляют своим властным положением. Однако народ, по Гроцию, все же имеет это право, если государь: становится явно враждебным всему народу; уже отрекся от престола; утратил свою власть, полученную под каким-либо условием; при вручении ему власти сам дал согласие на то, что ему в известных случаях можно оказывать сопротивление и др.

    В то же время Г. Гроций не был согласен с концепцией народного суверенитета. Он ставил на первое место не волеизъявление граждан, а волю государства. Для него носителем государственного суверенитета могло быть либо одно лицо (монарх), либо несколько лиц (собрание), но без согласия правителей народ не может изменить форму правления.

2.3. Теория естественного права Г.Гроция

    Гроций различает право естественное и право волеустановленное. Для естественного права источником является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе базируются предписания естественного права (требования разума), к которым Гроций относит «как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания».

    Волеустановленное право (которое делится на человеческое и божественное) должно соответствовать предписаниям естественного права: общество преследует ту цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия, по этой причине справедливость как условие общежития «целиком состоит в воздержании от посягательств на чужое достояние».  

    По концепции естественного права Г. Гроция, право основано не на воле Бога, а на природе человека: у людей заложено стремление к мирному общению (Аристотель), которое организовано согласно разуму, и это стремление к общению является источником права, независимым от положительного (позитивного) права. Таким образом, право стремится к самой природе человека и не зависит от законов, установленных у различных народов.

    Он считал, что право соответствует природе общественно разумных существ (людей). Но существует также установленное (неестественное) право, которое можно разделить на божественное и человеческоеправо. Источником позитивного (человеческого) права является воля людей. Человеческое право подразделяется на внутригосударственное и международное (jus gentium). Естественное право, которое никем не может быть нарушено или изменено, стоит выше любой градации неестественного права.

    Гроций противопоставлял требования естественного права нормам права волеустановленного и существовавшим в большинстве стран феодальным правовым институтам, что явилось орудием критики феодального права и феодального строя в целом. Хотя Гроций не делал радикальных выводов из теории естественного права; но теоретическую базу для таких выводов он тем не менее заложил: впоследствии идеологи революционной буржуазии ссылались на теоретические труды Гроция.

    Труды Гроция были вполне светскими изысканиями, несмотря на привычку автора ссылаться на Бога и Священное писание, Бог в доктрине Гроция был подчинен законам природы. Философ писал, что естественное же право столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом, и подобно тому, как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро. По Гроцию, естественному праву должно соответствовать не только человеческое, но и божественное волеустановленное право (предписания религии).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В своей работе мы ознакомились с политико-правовыми воззрениями голландского мыслителя Г. Гроция, работы которого имели несомненно богатое идейно-политическое содержание и познавательную ценность. В них содержалось обоснование новых рационалистических идей, принципов и концепций, которые соответствовали потребностям той переходной эпохи и обозначали всемирно-историческую перспективу прогрессивного развития и совершенствования социальных и политико-правовых форм человеческой жизни.

    Г. Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Нового времени, основу которой составил рационализм. Существенным является вклад Гроция в науку международного права. Мыслитель, во многом предвосхитил свое время, В XX в. идеи великого голландца легли в основу Женевских и Гаагских конвенций о военных преступниках, многих документов и решений ООН.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: