Тема урока: Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками.
Цель: создать условия для закрепления умений применять знания о порядке выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками в различных ситуациях, умений решать задачи выражением.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- закрепить знания обучающихся о правилах выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками;
- формировать у них умение пользоваться этими правилами при вычислении конкретных выражений;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- формировать навыки решения задач;
- совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;
- закреплять знания и умения по нумерации в пределах 1000.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи через разбор правила и работу с заданиями;
-развивать математическую речь через оречевление своих действий при решении заданий;
- коррекция и развитие произвольного внимания через выполнение инструкций учителя.
Коррекционно-воспитательные:
- создавать условия для воспитания самостоятельности, обучающихся посредством выполнения индивидуальных заданий, упражнений разного уровня сложности.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: доска, учебник М.Н.Перова, Г.М.Капустина учебник по математике 5 класс, Москва «Просвещение» 2017 год, тетради, ручки, простые карандаши, линейки, правила на листе А4.
Ход урока:
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность об-ся |
| I Подготовительный этап | ||
| Орг. момент Нэн. | Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Ну, начнем урок, друзья! • Проверка готовности к уроку. • Психологический настрой на урок. • Разбор даты (число, день недели, месяц, какой по счету, время года). • Урок чего, какой по счету. | •приветствуют учителя. • рапорт дежурного. • проверяют свою готовность к уроку. • дают ответы. |
| Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний. • Проверка домашнего задания • Устный счёт • Сообщение темы и цели урока. | - Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы будем много трудиться. Я рада, что мы опять собрались все вместе. Все здоровы, хорошо выглядите. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица. У нас впереди интересный урок. Мы узнаем много нового, на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни. Проверка д/з № 908 (4 столбик) стр.184. 304, 109, 103. - Ребята! Записываем число, классная работа. Вспоминаем орфографический режим: отступаем от предыдущей работы 4 клетки, в 5-ой пишем. Не забываем пропускать одну клетку, между записями. На доске записаны 10 чисел: 6; 125; 341; 303; 4; 720; 600; 826; 99; 400; Задание: а) прочитать число, назвать, сколько в нем знаков, выборочно, сколько в нем разрядных единиц, десятков, сотен; б) назвать самое маленькое и самое большое трехзначное число и выполнить с ними действия сложения и вычитания, с проговором названия компонентов (ответы: 951, 701). - Итак, с числами можно выполнять математические действия. Сейчас мы вспомнили действия: сложение и вычитание. Какие еще можно выполнять действия (умножение и деление). - Тема нашего урока «Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками». - Сегодня такие действия встретятся в одном примере, а между числами и знаками сложения (плюс), вычитания (минус), деления и умножения появятся скобки. | Записывают в тетрадях. Дают ответы. Записывают тему урока в тетрадях. |
| II Основной этап | ||
| Изучение нового материала | - В каком порядке выполняются арифметические действия, если в выражении имеются не только действия сложения и вычитания, но и умножения и деления?
Если в выражение без скобок входят не только действия сложения и вычитания, но и умножения и деления, или оба этих действия, то сначала выполняют по порядку (слева направо) умножение и деление, а затем сложение и вычитание.
Рассмотрим выражение.
18:2-2*3=
Рассуждаем так. В этом выражении имеются действия вычитания, умножения и деления. Действуем по правилу. Сначала выполняем по порядку (слева направо) деление и умножение, а затем вычитание. Расставим порядок действий.
1 3 2
18:2-2*3=
Вычислим значение выражения.
1 3 2
18:2-2*3= 9-6=3
Порядок выполнения арифметических действий в выражениях со скобками.
В каком порядке выполняются арифметические действия, если в выражении имеются скобки?
Если в выражении имеются скобки, то сначала вычисляют значение выражений в скобках.
Рассмотрим выражение.
30 + 6 * (13 - 9)=
Мы видим, что в этом выражении имеется действие в скобках, значит, это действие выполним первым, затем по порядку умножение и сложение. Расставим порядок действий.
3 2 1
30 + 6 * (13 - 9)
Вычислим значение выражения.
3 2 1
30+6*(13-9)=30+6*4=30+24=54
Правило выполнения арифметических действий в выражениях без скобок и со скобками.
Как нужно рассуждать, чтобы правильно установить порядок арифметических действий в числовом выражении?
Прежде чем приступить к вычислениям, надо рассмотреть выражение (выяснить, есть ли в нём скобки, какие действия в нём имеются) и только после этого выполнять действия в следующем порядке:
1. действия, записанные в скобках;
2. умножение и деление;
3. сложение и вычитание.
Схема поможет запомнить это несложное правило
- На доске записан пример, давайте разберем, в какой последовательности будут выполняться действия? (действие в скобках).
Примеры, разбираемые на доске:
(603 - 198): 3 = (ответы: 405, 135)
2 x (176 + 277) = (ответы: 453, 906)
- К доске вызываются на выполнение действий по одному человеку, проговаривается весь алгоритм выполнения.
- А теперь решим пример самостоятельно: (208 + 134) x 2 = (ответы: 342, 684)
| Слушают учителя. Записывают в тетрадях. Один, два ученика возле доски. |
| Физминутка | Мы считать уже устали, Мы давно не отдыхали. Дружно встали, подтянулись. И друг другу улыбнулись Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись! | Встают, выполняют упражнение. |
| Закрепление изученного материала. | Работа с учебником - Открыли учебники с. 178 № 862
Задача разбирается устно, запись условия и решение выполняется вместе с доской.
Анализ задачи:
- Про что решаем задачу?
-Сколько было школ?
- Что мы знаем про 1 школу? Что запишем в условии?
- Что мы знаем про 2 школу? Что запишем в условии?
- Какой вопрос задачи? Можно ли на него ответить сразу?
- Что прежде нужно найти? Каким действием?
- Можно ли после этого решить задачу, ответить на вопрос задачи? Как это сделать?
- А теперь запишем условие и выполним решение. (Ответы: 1 - 54, 2 - 162)
| Выполняют задание в тетрадях. Один ученик возле доски. |
| Домашнее задание | № 916 (3 ст.) с. 186 1ур.- весь столбик, остальные 1,3 примеры
При решении примеров, обратите внимание на решение примеров в классе.
| Слушают учителя. |
| III Заключительный этап | ||
| Подведение итогов урока | - Какая была тема урока? - Что больше всего запомнилось? - Какое задание было самым сложным? (интересным, лёгким) -Что мы сегодня делали на уроке? Выставляются оценки в журнал, дневники. | Подводят итоги. Дают ответы. |
| Рефлексия | - Давайте улыбнёмся друг другу!!! Запомним это состояние радости после хорошо сделанной работы! - Скоро прозвенит звонок и окончится урок! | |
- На доске записан пример, давайте разберем, в какой последовательности будут выполняться действия? (действие в скобках).
Примеры, разбираемые на доске:
(603 - 198): 3 = (ответы: 405, 135)
2 x (176 + 277) = (ответы: 453, 906)
- К доске вызываются на выполнение действий по одному человеку, проговаривается весь алгоритм выполнения.
- А теперь решим пример самостоятельно: (208 + 134) x 2 = (ответы: 342, 684)
Задача разбирается устно, запись условия и решение выполняется вместе с доской.
Анализ задачи:
- Про что решаем задачу?
-Сколько было школ?
- Что мы знаем про 1 школу? Что запишем в условии?
- Что мы знаем про 2 школу? Что запишем в условии?
- Какой вопрос задачи? Можно ли на него ответить сразу?
- Что прежде нужно найти? Каким действием?
- Можно ли после этого решить задачу, ответить на вопрос задачи? Как это сделать?
- А теперь запишем условие и выполним решение. (Ответы: 1 - 54, 2 - 162)
При решении примеров, обратите внимание на решение примеров в классе.






