Использование навыков консультирования. Использование активного слушания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 Кафедра социальной работы

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Профессиональное общение в социальной сфере»

Тема: «Формы и методы профессионального общения в социальной работе с пожилыми людьми в условиях домов-интернатов»

 

Работу выполнила:

Студентка 1 курса

Очной формы обучения

Андреева Екатерина Александровна

Специальность 390302-

«социальная работа»

                                                    Научный роководитель:

Курилович Надежда Васильевна

Тамбов – 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ:

ГЛАВА I. Формы и методы профессионального общения в социальной работе.

1.1 Программа и азбука общения социальных работников с одинокими пожилыми людьми.

1.2 Использование навыков консультирования. Использование активного слушания.

1.3 Методы социальной работы. Кейс-метод.

ГЛАВА II. Социальная работа с пожилыми людьми.

2.1    Социальное положение и психологические особенности пожилых людей.

2.2    Социальная реабилитация пожилых в домах-интернатах.

2.3  Кейс-ситуации с пожилыми людьми, находящимися в домах- интернатах.

2.4 Пути решения проблем возникающих с пожилыми людьми в домах- интернатах.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Социальная работа, достаточно сложная сфера, в которой работнику приходится иметь дело с различными категориями, группами населения. К клиентам социальных работников относятся и пожилые люди. Они нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России. Социальная работа с пожилыми людьми в России становится специфической формой государственной социальной защиты с целью обеспечения достойной старости.

Проблемы социальной работы с пожилыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых людей. Опыт деятельности центров социального обслуживания однозначно свидетельствует о чрезвычайной важности и необходимости той работы, которую проводят эти социальные службы. Перспективным направлением деятельности центров социального обслуживания является расширение спектра социальных услуг, внедрение инновационных технологий социальной работы с пожилыми гражданами.

 

ГЛАВА I. Формы и методы профессионального общения в социальной работе.

Программа и азбука общения социальных работников с одинокими пожилыми людьми.

Чтобы прийти к взаимопониманию с пожилым человеком, необходимо следовать несложным правилам:

1. Необходимо избегать конфликтов, споров, критиковать стариков.

2. Относитесь к пожилому человеку как к грудному ребѐнку. Если он чем-то недоволен и бунтует, значит, на то есть причины. Выясните их.

3. Нужно серьѐзно отнестись к страхам и тревогам человека, не считайте это глупостью и не говорите ему об этом. Пусть он озвучит то, чего боится. Это поможет снять напряжение и станет толчком на пути поиска решения проблемы.

 4. Часто тревожное состояние может быть взаимосвязано с ухудшением состояния больного. Если больной боится, что его могут не услышать, когда ему будет плохо, установите рядом специальную кнопку, поставьте на тумбочку колокольчик или мобильный телефон.

 5. Обязательно разговаривайте со своим клиентом, выслушивайте его со всем вниманием до конца. Если у вас по уважительной причине нет возможности довести долгую беседу, мягко остановите разговор и обещайте, что вы его обязательно продолжите, как только вы освободитесь.

6. Никогда не стоит навязывать своѐ общество пожилому человеку. Если видите, что он не желает этого, но никогда не отказывайте, если он, наоборот, нуждается в этом. Всегда относитесь к старшему человеку с большим уважением.

7. Не стоит начинать разговор, когда клиент рассержен или раздражен, подождите немного. Никогда нельзя заставлять пожилого человека что-либо делать насильно. Существует множество других способов его уговорить. Можно попросить кого-то, кому он очень доверяет, привести исторические или литературные примеры.

8. Не стоит забывать о проявлении нежности. Смотрите ему в глаза. Чаще обнимайте, целуйте, держите его за руку, садитесь рядом. В очень частых случаях плохо слышащие и видящие старики нуждаются в тактильном контакте.

Использование навыков консультирования. Использование активного слушания.

Когда мы слушаем другого человека, нам зачастую вспоминаются наши собственные ситуации и чувства.

Однако, когда мы с клиентом, это неподходящее время переключаться на собственные чувства. Мы должны уметь сдерживать наши мысли и чувства для полноценного общения с другим человеком.

Слушание -- основа всех навыков консультирования. Этому важно научиться. Когда человек чувствует, что его (или ее) слушали и что его мысли и чувства были поняты и приняты, возрастает доверие между оказывающим и принимающим помощь.

Развитие навыков активного слушания

Упражнение 1. Работайте с партнером, возможно, кто-то также захочет попрактиковаться в этих навыках. Один говорит, другой слушает.

Говорящий. Говорите, о чем хотите, в течение трех или четырех минут.

Слушающий. Не делайте никаких комментариев и не задавайте никаких вопросов, только слушайте. Слушая, отмечайте все мысли или чувства, которые Вы испытываете.

Заметьте, не мешают ли они Вам слышать то, что говорит другой. Поменяйтесь ролями.

После того как каждый из Вас побывает и слушавшим,;и говорившим, кратко обсудите, что Вы чувствовали, когда сл ушали Вы и когда слушали Вас.

Упражнение 2. Работайте самостоятельно.

Если у Вас нет партнера, с кем Вы могли бы провести упражнение 1, Вы можете воспользоваться обычной беседой, чтобы отметить, что происходит с Вами, когда Вы слушаете других.

Запишите, что Вы испытывали, когда слушали. Записывайте, что Вы испытываете в случаях, когда слушают Вас. В этих не специальных случаях Вам следует в беседе ограничиваться короткими периодами, не более нескольких минут. Иначе друзья могут подумать, что Вы оглохли или засыпаете! В ряде случаев бывает полезно послушать без ответной вербальной реакции. Это дает говорящему время подумать. Но в то же время, когда Вы слушаете, важно показывать говорящему, что Вы действительно слышите его, возможно, иногда кивая или произнося звуки вроде "Ммм...". Вероятно, Вы сами найдете это вполне естественным. Также важно дать понять другому, что Вы действительно услышали, что тот сказал.

Активное слушание -- отражение говорившему человеку того, что было услышано от него слушателем. Это может быть "зеркальное отражение" слов или фраз, использованных говорившим. Или это может быть пересказ или изложение мнения говорившего.

Упражнение 3. Работайте с партнером. Один говорит, другой слушает.

Говорящий. Говорите в течение трех или четырех минут.

Слушающий. Слушайте, не прерывая и не отвечая. Подведите итог тому, что Вы слышали.

Говорящий. Когда слушавший изложит то, что Вы сказали, отметьте, является ли изложение достаточно точным, а если нет, скажите, что было упущено.

Затем поменяйтесь ролями. Обсудите Ваш совместный опыт после смены ролей.

Слушателю стоит обращать внимание не только на содержание речи, но также и на эмоции человека во время его выступления, если таковые были выражены.

Активное "слушание" в некотором смысле также означает активное "наблюдение" или "приметливость". Это значит, что помимо содержания рассказа следует замечать тон голоса или изменения в выражении лица говорящего. Иногда малозаметное неолсиданное движение руки или ноги могут указать на чувства и накал страстей. Все мы по-разному выражаем чувства. Временами стоит благожелательно дать понять говорящему человеку, что мы в нем замечаем.

Упражнение 4. Работайте с партнером. Один слушает, другой говорит.

Говорящий. Расскажите слушателю что-нибудь трогательное из своего опыта. Это может быть история из детства или недавний случай. Эта история может вызывать умиление, или грусть, или гнев. Если это трудно, возьмите тему: "Люди и ситуации, которые раздражают меня".

Слушающий. Слушайте в течение трех минут, затем остановите вашего партнера. Далее отразите услышанное Вами. Это означает изложить содержание услышанного и вто же самое время упоминать эмоциональные реакции, которые Вы отметили, когда партнер вел свое повествование. Например:

Говорящий:...и когда она сообщила мне новости и дала мне прочитать письмо, ну, в общем, я не знал, что думать...

Слушающий: Вы были действительно удивлены и изумлены тем, что Вы услышали? Поменяйтесь ролями.

Завершив, проясните, насколько хорошо вы понимали чувства другого за словами и как Вы выражали свои.

Не осуждайте. Когда Вы внимательно слушаете и показываете это говорящему человеку, создается атмосфера доверия. Уточняя у говорившего, правильно ли вы поняли, что он сказал, не критикуя его слова, принимая, что он говорит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: