Философия и её связь с наукой, религией и искусством

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ - одно из центральных понятий современной философии науки, обозначающее совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные онтологические, гносеологические и методологические принципы научного познания.

Возникновение представлений об имманентном вхождении философских построений в контекст научного знания в западной философии связано с преодолением свойственного неопозитивистской традиции демаркационистского разделения философии и науки. При этом положение о неотъемлемой представленности метафизической компоненты в основаниях научного поиска становится одной из важнейших тем в рамках современного постпозитивизма. Философские основания науки здесь можно соотнести с понятиями "метафизической парадигмы" Куна, "жесткого ядра научно-исследовательской программы" Лакатоса, "исследовательской традиции" Л. Лаудана и др. В отечественной литературе понятие " Философские основания науки." вводится в работах Степина, где под ними понимаются те философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы, так и онтологические постулаты науки. Философские основания науки выполняют две основные функции: во-первых, являются средством адаптации научных знаний к более широкому социокультурному контексту; во-вторых, определяют эвристические программы научного познания, ориентируя ученых на новые формы связи между субъектом и объектом, и, соответственно, на открытие новых структур и законов бытия.

Степин выделяет три основных исторических типа Философские основания науки., соотносимых с этапами:

1) классического естествознания (17 - конец 19 в.), признающего суверенность разума в постижении абсолютной объективной истины;

2) формирования неклассического естествознания (конец 19 - первая половина 20 в.), обосновавшего принципы релятивизма и дополнительности, связанных с отказом от классического онтологизма и осознанием зависимости научных фактов от конкретных ситуаций и методов их получения;

3) неклассического естествознания современного типа, актуализировавшего роль субъекта, социально-исторические и психологические характеристики которого определяют соответствующие структурно-функциональные и динамические особенности познаваемого объекта.

Философия и наука.

Является ли философия наукой?

Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. Философия–в ней также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами.

Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия- наука(«философия»–любовь к мудрости, истине).

Третье. Любая наука имеет научный аппарат(методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.

Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий–это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная–проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.

Философия и искусство.

Сторонники чувственно-эстетически ориентированной фило­софии порой склонны отождествлять философию с искусством. Для этого нет достаточных оснований. Действительно, так назы­ваемое художественное творчество, создание художественных образов (поэтических, музыкальных и других) для философии во­обще не характерно. Философия соткана не из художественных образов, а из философем. Проблема состоит в том, чтобы фило­софия не уступала искусству в сопричастности к тайнам, пробле­мам, "болевым точкам" бытия человека в мире. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от фи лософии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого. Как видим, философию и искусство объединяет определенный пафос, обостренный интерес к бытию человека, который, впрочем, не отменяет их своеобразия и са­мостоятельности.

Философия и религия.

Наконец, философию и религию роднит то, что они возникают разновидностями мировоззрения, то есть то, что они предоставляют человеку важнейшие жизненные ориентиры. Обе они также претендуют на роль жизненного наставничества, однако религия основывается на вере, то есть на безусловном восприятии определенных положений (догм) в качестве истинных, в то время как философия, основываясь на дискурсивной осознанном мышлении, пытается все рассматривать критически и доказывать то, что рассматривается, до уровня понимания. К тому же религия - это не только идеи и взгляды, но и социальный институт, определенные ритуалы и даже определенный образ жизни, философия же была и остается интеллектуальной форме свитоосмисления. Философия оставляет на решение самого человека вопрос о том, с чем она согласится, с чем - не согласится и, наконец, как именно будет потом решать свои жизненные вопросы. Итак, философия предстает безусловно своеобразной, особой формой человеческого свитоосмислення, формой, которая не дублирует другие направления и формы интеллектуальной деятельности. Она способствует человеческому умственном развитии и жизнеустройства, являясь и оставаясь при этом чисто человеческим делом и в определенной степени указатель того, чего именно достигла человек в определенный момент своего исторического самоосуществления.

 

 

Заключение

В процессе исторического развития предмет философии исторически менялся в тесной связи с развитием общества, культуры, науки и самого философского знания. Причем очень редко философы считали результаты предшествовавшего философствования несомненными. Это доказывается тем, что почти каждая новая крупная философская система начинает заново определять предмет, задачи и сущность философии. Практически все великие мыслители стремились провести радикальную реформу философии и считали это существенно важной задачей. Возможно ли каким-либо образом охватить это многообразное самоопределение философии с тем, чтобы в историю философии включать не только то, что мы сегодня понимаем под философией, но и то, что под ней понимали другие, в том числе в веках минувших? Поиском ответа на этот вопрос занимается методология историко-философского исследования как часть истории философии. Большое значение для развития науки имеет использование философских методов. Эти методы имеют решающее значение в определении судьбы исследования, так как именно они задают его общее направление, принципы подхода к объекту изучения, а также являются отправной точкой при мировоззренческой оценке полученных результатов. В истории философии в качестве наиболее заметных философских методов, выступающих в качестве особой философской рефлексии, можно выделить диалектику и метафизику. На различных этапах истории в центре внимания развития философской мысли предмет философии представал не во всей своей полноте и целостности. В зависимости от потребностей практического и теоретического освоения действительности, человека, как правило, интересовали не все сразу, а те или иные стороны отношения человека и мира. Это были либо вопросы, связанные с поиском первоосновы мира, его всеобщего начала, либо вопросы о месте человека в мире, о том, как мир устроен, вопросы познаваемости мира. Однако, в каком бы плане и в какой бы взаимосвязи и последовательности эти вопросы не ставились, в конечном счете все они были подчинены осмыслению человеком смысла своего бытия. Важно отметить, что, несмотря на многоаспектность подходов к решению проблемы отношения человека и мира, перед человеком возникала потребность в обобщенном, целостном представлении о том мире, в котором он живет, а также о самом себе, о целостном видении своего отношения к этому миру. Такой подход обусловлен самой спецификой жизни человека. В практически преобразовательной деятельности человек стремится к реализации целей, в которых в снятом виде выражены его потребности и интересы, а также предполагаемые пути и средства их достижения для обеспечения своего существования, функционирования, развития. Естественно, для решения множества возникших перед ним проблем ему необходимы определенные представления о мире в его целостности. Ведь этот мир является необходимым условием его существования. Вне этого мира сам вопрос о его жизни теряет смысл. Поэтому самой жизнью ставится перед человеком существенно важная для него задача: выяснить, ЧТО представляет собой мир по своей природе, что лежит в его основе? Ответ на этот вопрос далеко не однозначный. Характер его решения зависит от уровня развития самого человека, его познавательных способностей и возможностей, от уровня развития науки и техники, возможностей производственно-преобразовательной деятельности, характера и направленности интересов социальных субъектов, от особенностей исторического развития общества в целом.

Литература

1. Шадрин А.А. Философия. Преконструкты курса лекций: учебное пособие. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2017

http://f-iis.udsu.ru/files/kafedra-filosofii/metodicheskie-izdaniya/.pdf

2. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.

3. Мир философии. Ч. 1. - М., 1991 г.

4. Спиркин А. Г. Философия: учебник для технических вузов. - М.: Гардарики, 2003 г.

5.  https://mirznanii.com/a/233149-2/ponyatie-mirovozzreniya-i-ego-istoricheskie-tipy-2/

6.  https://poisk-ru.ru/s6902t1.html

7.  https://studopedia.ru/20_20643_sootnoshenie-filosofii-nauki-religii-i-iskusstva.html

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: