Бельевое хозяйство
Бельевое хозяйство гостиничного комплекса является важной и сложной составляющей сервисного обслуживания гостиницы.
Белье гостиницы учтено на балансе гостиницы, и категории персонала, работающие с бельем, являются материально ответственными лицами. Постельное белье и полотенца относятся к группе мягкого инвентаря.
К категориям персонала, работающим с постельным бельем, относятся следующие должностные лица:
· заведующий бельевым складом;
· заведующий бельевой;
· бельевщица;
· кастелянша;
· швеи, штопальщицы;
· прачки;
· работники гладильных;
· горничные.
Бельевое хозяйство гостиницы включает в себя:
центральную бельевую для чистого белья,
центральную бельевую для грязного белья (отсутствует при наличии в гостинице прачечной),
поэтажные кладовые для грязного белья и суточного запаса чистого белья,
склады (для нового белья).
Площадь центральной бельевой должна быть не менее
центральной бельевой не менее 6 м2— 15 — 20 мест;
|
|
центральной бельевой не менее 16 м2 — 100—150 мест;
центральной бельевой не менее 30 м2 — 250 — 500 мест;
центральной бельевой не менее 45 м2 — 800—1000 мест.
Количество комплектов постельного белья и полотенец должно обеспечивать периодичность смены белья В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КАТЕГОРИИ ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ(одни раз в пять дней- без*,1*; один раз в три дня-2и3*; один раз в два дня- 4*, ежедневно-5*. Смена полотенец: один раз в три дня- без*,1*,2*; ежедневно-3*,4*,5*)
Помещения, где находится чистое или грязное белье, должны быть окрашены масляной краской, или облицованы глазурованной плиткой. В комнатах для хранения чистого белья устанавливаются шкафы или стеллажи, полки покрывают пленкой или пластиком, а в помещениях для хранения грязного белья – напольные стеллажи окрашивают масляной краской светлых тонов, или изготовлены из легко моющихся материалов, раковины с подводкой холодной и горячей воды, полы покрывают линолеумом пластиком.
Дополнительные постельные принадлежности (наматрацники, подушки, шерстяные одеяла и др.) хранят в специальных шкафах дежурного персонала.
При приеме и выдаче чистого и грязного белья одним и тем же работником предусматривается наличие 2 халатов для работы (при приеме и сортировке грязного белья должны использоваться индивидуальные средства защиты- косынка, халат, резиновые перчатки). После приемки работник должен вымыть руки и сменить халат.
Центральная бельевая, кладовые помещения, где находится чистое и грязное белье, необходимо ежедневно убирать (протирать стеллажи, шкафы или лари, столы для персонала, мыть полы); еженедельно проводят генеральную уборку с мытьем стен, дверей и удалением пыли с потолка.
|
|
Для изготовления постельного белья и полотенец администрация гостиницы должна использовать только высококачественные чистые и эстетически привлекательные ткани:
хлопчатобумажные (ситец, бязь);
· вискоза;
· лен;
· хлопок + синтетические волокна;
· шелковые;
· махровые.,
Постельное белье должно соответствовать установленным нормам ГОСТа и категории номера.
Размеры постельного белья: определяются с учетом оснащения номера кроватью и набором подушек.
Новое белье поступает со склада в бельевые по накладным, из бельевых для грязного белья в прачечную — также по накладным. Если белье хранится в поэтажных бельевых, кастелянша, дежурная горничная или дежурная по этажу при передаче смены также заполняют документацию (журнал прихода и расхода белья на каждом этаже).
При хранении белья не должно быть: его пересортицы, его замены (при порче или утере гостем гостиничного белья он не должен заменять его собственным, а обязан возместить ущерб денежной суммой, определенной прейскурантом цен) и белья, не пригодного к дальнейшему использованию.
В служебных помещениях не должны находиться посторонние предметы и личные вещи. Стирка белья проживающих при отсутствии прачечной может производиться горничными или специально выделенным работником только в специально оборудованном помещении. Категорически запрещается стирка белья в номерах и служебных помещениях. При отсутствии в гостинице прачечной администрацией должен быть заключен договор на стирку белья с фабрикой-прачечной города.
Администрация гостиницы должна постоянно следить за тем, какое белье используется. К дефектам, не допустимым для использования белья, относятся:
пятна различных видов, не поддающиеся отстирыванию или выведению;
дырки различного вида, не поддающиеся ремонту или работам (штопке, заплаткам, отсрочке по швам и т.д.);
необработанные края белья;
ветхие пятна на белье.
Белье и постельные принадлежности должны быть безупречно выстираны, безукоризненно подкрахмалены и отлично выглажены.
При обнаружении дефектов белья его необходимо заменить и сдать в бельевую, но ни в коем случае не смешивать с грязным бельем. Если белье испорчено по вине проживающего, горничная должна доложить об этом дежурной по этажу и заведующей этажом. Уборку этого номера с заменой белья необходимо проводить в присутствии гостя, выяснив конфликтную ситуацию.
Если требуется ремонт белья, работники бельевой должны его ремонтировать, а белье, испорченное пятнами, ржавчиной или ветхое, отложить для списания. Смена белья производится горничными или старшими горничными. Для этого на этажах рекомендуется иметь 20 % запаса белья от общего числа мест на этаже. Если этот порядок соблюдается, горничная имеет возможность сменить белье в любое время суток. Хранить сменное белье необходимо в отдельном шкафу. В целях экономии расходования средств нельзя менять белье ранее установленных сроков, но нельзя удлинять сроки его эксплуатации, так как это приведет к снижению уровня обслуживания.
При непригодности постельного белья к использованию оно подлежит списанию. Списание белья осуществляется специальной комиссией, в состав которой входят назначенные руководством должностные лица: кастелянша, зав. бельевым складом и руководители высшего звена или непосредственно руководитель предприятия, который и подписывает составленный акт списания белья
Правила и виды маркировки постельного белья. Маркировку постельного белья осуществляет кастелянша или заведующая бельевой. Маркировка белья производится в обязательном порядке. Маркировка может быть в виде:
|
|
печати, содержащей нормы ГОСТа;
штампа с названием данной гостиницы;
вышивки с аббревиатурой заглавных букв (вензеля) данной гостиницы;
цветной тесьмы на ушах постельных принадлежностей и белья.
Если стирка гостиничного белья производится городскими прачечными. Работники бельевых принимают от поэтажного персонала использованное белье и выдают им чистое. Белье с этажей складывают в специальные мешки по наименованиям и отправляют в стирку в прачечную по накладной, просматривают его после стирки и в случае обнаружения дефектов по вине прачечной предъявляют ей иск. В других случаях дефектное белье предъявляется комиссии для решения вопроса о дальнейшем его использовании.
Белье и все постельные принадлежности требуют хорошего ухода за ними. Своевременная стирка и ремонт, умелая эксплуатация, бережное отношение к ним самих проживающих создают условия для их длительной сохранности.
Санитарно-гигиенические принадлежности
К набору санитарно-гигиенических принадлежностей в гостиничном сервисе относятся все предметы индивидуального пользования личной гигиены.
Их перечень зависит от категории гостиницы, и регламентируется ГОСТ И Приказом 1215
К предметам личной гигиены относятся:
· туалетная бумага;
· салфетки бумажные, полотенца;
· жидкое мыло;
· туалетное мыло;
· шампунь;
· лосьон для тела;
· гель для душа;
· гель для волос;
· набор «дорожный» швейных принадлежностей (иголки, наперсток, 2 пуговицы, нитки разных цветов, иглоправитель и т.д.).
Санитарно-гигиенические принадлежности поступают в АХЧ гостиницы централизованно. Из АХЧ они распределяются старшей горничной по этажам. На этаже учет, распределение и раскладка осуществляются горничными, а в санузлах общего пользования — уборщицей.
В номерах, санузлах индивидуального пользования смена санитарно-гигиенических принадлежностей производится после каждого выезда гостя, а в гостиницах 4-х и 5-звездочных ежедневно (если шампунь или другие предметы не вскрыты и не используются, смена не производится).
|
|
Хранение санитарно-гигиенических принадлежностей осуществляется в комнатах для персонала, бытовых, инвентарных, кладовых поэтажных, в специальном отделении санитарного узла для персонала.
Маркировка санитарно-гигиенических принадлежностей. На каждом предмете должен быть фирменный знак данной гостиницы. Месторасположение знака может быть различным: знак может включать в себя аббревиатуру заглавных букв гостиницы, полное название гостиницы.
Все предметы также по возможности выдержаны в одной цветовой гамме.