Рекомендуемая литература

Оглавление

Введение

Подготовительная ступень

Первый урок. Первые впечатления

Посадка исполнителя и установка инструмента

Особенности формирования звука на баяне

Формирование навыков управления мехом

Освоение басо-аккордового аккомпанемента

Формирование постановочных навыков правой руки и освоение баянной клавиатуры

Первая ступень

Овладение педагогическим репертуаром: основные принципы

Разучивание музыкального произведения

Василек. Детская песня

Зайчик. Детская песня

Во саду ли, в огороде. Русская народная песня

Веселые гуси. Русская народная песня

Там, за речкой, там, за перевалом. Русская народная песня

Ах, улица, улица широкая. Русская народная песня

Уж ты, зимушка, зима. Русская народная песня

Петушок. Латышская народная песня

Степь да степь кругом. Русская народная песня

Страдания. Русский народный напев

Птичка над моим окошком. Детская песня

Книппер Л. Полюшко-поле

Доренский А. Первая сюита «Интервалики»

Секундочки

Терцики

Грустный напев

Казачья походная

Дождик

Рег-кварты

Полечка

Вальсик

Октавия

Октавки

Вторая ступень

Разучивание кантиленных пьес

По Дону гуляет. Русская народная песня

Меж крутых бережков. Русская народная песня

Когда б имел златые горы. Русская народная песня

Ой, за гаем, гаем. Украинская народная песня

Взял бы я бандуру. Украинская народная песня

Позарастали стежки-дорожки. Русская народная песня

Вдоль да по речке. Русская народная песня

Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня

Ой, под вишнею. Украинская народная песня

Лявониха. Белорусская народная песня

Я на горку шла. Русская народная песня

Полянка. Русская народная песня (обр. А. Ноздрачёва)

Как под яблонькой. Русская народная песня

Доренский А. Вторая сюита «Интервалики»

Молдавские кузнечики

Терц-лошадки

Кварт-скерцо

Сексточки

Полька-секста

Мелодия

Септима-вальс

Беляев Г. Сюита «Акварели»

Ручеек

Кружева

Со скакалкой

Осенний мотив

В Тироле

Менестрели

Готический менуэт

Полечка

Белый клоун

Гулянье

Освоение выборной клавиатуры баяна в начальный период обучения

Витлин В. Кузнец

Каравай. Детская песенка

Любарский Н. Курочка

Халаимов С. Осенний напев

Беляев Г. Верхом на пони

Латышская народная песня

Контрданс. Английский танец (обр. Г. Беляева)

Волков В. Шуточка

Орлянский Г. Зайчик

На горе, горе. Украинская народная песня

Телеман Г. Ф. Пьеса

Третья ступень

Работа над активной, ритмичной музыкой

Коровицын В. Музыкальная шкатулка

Коровицын В. Волынка

Коровицын В. Воробушки

Аннушка. Чешская народная песня

Гречанинов А. В разлуке

Беляев Г. Хорал

Беляев Г. Маленький менуэт

Песня бобыля. Русская народная песня (обр. С. Халаимова)

Моцарт Л. Менуэт

Майкапар С. В садике

Вольфензон С. Мои цыплята

Боккерини Л. Менуэт (из Струнного квартета № 11)

Беляев Г. Сюита «По щучьему велению»

Емеля отдыхает да мух отгоняет

Полет Бабы-Яги

Марья-царевна

Емеля едет на печи да ест калачи

Царское войско

Пляска скоморохов с гуслярами

Четвертая ступень

Координация звуковысотных слуховых навыков и ориентирования на правой клавиатуре баяна

Растяжка пальцев и ее совершенствование

Косенко В. Скерцино

Шуман Р. Смелый наездник

Савцов К. За рекой

Аббот А. Препятствие

Шишин В. Застывшая река

Шишин В. Звездный пришелец

Беляев Г. Воробей

Орловские страдания. Русская народная песня (обр. Е. Дербенко)

Пятая ступень

Выбор и коррекция аппликатуры

Освоение репетиционных комплексов – путь к совершенствованию постановочных навыков и развитию мелкой техники баяниста

Бертини А. Этюд

Беляев Г. Этюд «Триоли»

Крамер И. Б. Этюд

Ушенин В. Этюд на тему Мишеля Леграна

Попов А. Этюд

Римский-Корсаков Н. Полет шмеля (из оперы «Сказка о царе Салтане»)

Шестая ступень

Интонирование как основа художественного мастерства баяниста

Формирование навыков интерпретации как перспективная цель начального этапа обучения

Чайковский П. Подснежник (из цикла «Времена года»)

Чайковский П. Четыре пьесы (из цикла «Детский альбом», транскр. И. Жильцова)

Игра в лошадки

Болезнь куклы

Полька

Камаринская

Лядов А. Две прелюдии

Кузнецов В. Саратовские переборы

Ноченька. Во поле береза стояла. Русские народные песни (обр. А. Суркова)

Эстрадные пьесы

Беляев Г. Джаз-марш

Доренский А. Блюз

Доренский А. Караван

Штраус И. Полька «Анна»

Беляев Г. Вальс «Пьеро и Коломбина»

Бажилин Р. Летний дождик

Доренский А. Рыжий ковбой

Доренский А. Фокстрот

Бажилин Р. Вальс-мюзет

Доренский А. Пьеса в стиле кантри

Бажилин Р. Замкнутый круг

Беляев Г. Азиза

Композиторы – авторы музыки для баяна

Рекомендуемая литература


 

 

От редактора

Этюды А.Т. Доренского уникальны и обычны, многогранны и однозначны, удиви­тельны и просты. Эти качества присущи и са­мому автору. Александр Тихонович Доренский –  профессиональный музыкант, баянист, педагог, не только любящий и уважающий ме­тодическую литературу, но и знающий ее, в том числе и так называемый «педагогический репертуар». Представляемая работа – один из многих замыслов композитора.

Цикл восьмитактовых этюдов представлен пятью сборниками, объединенных общим на­званием «Пять ступеней мастерства». Весь цикл охватывает путь развития музыканта от первых прикосновений к звукам начинающего обучение до вершин мастерства профессионала-исполнителя. Эта фраза очень точно харак­теризует направленность представляемых этюдов. В то же время «Пять ступеней мастер­ства» вполне соответствуют пяти классам му­зыкальной школы, и в этом нет никакого про­тиворечия. Мало того, этюды, к примеру, пер­вой ступени (начиная с этюда № 51 и далее) могут служить прекрасным «станком» и для профессионала-исполнителя, и для студента консерватории, и для учащегося училища, и для музыканта-любителя. Собственно, этюды любой ступени ориентированы на исполнителя различного уровня мастерства. Парадокс? Но факт. Невероятно? Но очевидно. Переход к каждой последующей ступени предполагает освоение предыдущей, и в то же время в даль­нейшем возможно использование этюдов в любой последовательности – по выбору ис­полнителя и в зависимости от поставленных им задач.

Цикл «Пять ступеней мастерства» является полезным и удобным в обращении:

1) пособием для формирования технического аппарата;

2) пособием по развитию эмоциональных представлений и образного мышления;

3) пособием по формированию понятий лада, жанра, стиля;

4) пособием по воспитанию аппликатурных принципов на основе гармоничного разви­тия всех пальцев;

5) пособием по воспитанию штриховой и ар­тикуляционной культуры;

6) пособием по формированию представле­ний о формообразовании;

7) пособием для «разыгрывания технического аппарата»;

8) пособием по чтению с листа.

Все вышеперечисленные пункты не просто случайное явление, не некое непредвиденное сочетание, а целенаправленная реализация за­дач, поставленных композитором и редакто­ром. Каждый из пунктов требует некоторого пояснения, но, прежде чем мы перейдем к это­му, еще несколько фраз об этюдах в целом.

Все этюды цикла – восьмитактовые. Это, с одной стороны, сделало возможным довести идею до лаконичности упражнения, конкрети­зировать задачу, малыми средствами решить комплекс проблем. С другой стороны, восьмитактовость поставила перед композитором же­сткие временные рамки. Но, несмотря на вось­митактовую ограниченность, этюды мно­гообразны и многообразны насколько это воз­можно.

Причина восьмитактовости обусловлена также и учебно-методическими задачами:

– ввиду конструктивной ясности этюд легко охватывается в целом и свободно запоминает­ся наизусть;

– в этюдах легко определяется основная инто­национно-мелодическая идея и соответствую­щая ей аппликатурная формула;

– форма этюда четко прописана и обозначена соответствующими рекомендациями;

– ориентация на особенности клавиатуры бая­на (кнопочного аккордеона) исключает не­предвиденные «нелогичности», «неудобства»;

– краткость пьес дает возможность одновре­менно держать в репертуаре большое количе­ство этюдов, которые, кстати, возможно ис­полнять не только наизусть, но и по нотам в целях увеличения их количества;

– время освоения текста сводится до мини­мального, что чрезвычайно важно для начи­нающих музыкантов;

– краткость восьмитактовости легко преодоле­вается, так как большую часть этюдов следует повторять многократно, что значительно уси­лит эффект их использования. Как говорили мудрые – «капля долбит камень не силой, но частым падением».

Вернемся к ранее обозначенным восьми пунктам. Сразу следует оговорить, что число восемь – весьма условно, более того, значи­тельно сужено относительно реальности за­действованных параметров и установок, но в то же время достаточно удобно для анализа.

Почему восьмикратно повторено слово «пособие»? Обратимся к толковому словарю:

«Пособие» – учебная книга... необходимая при обучении чему-нибудь». Чему конкретно – прописано в каждом пункте, а объем цикла – 1000 этюдов – вполне претендует на объем книги. Содержание цикла, обусловленное оп­ределенными задачами и последовательно реализованное, дает право на название «учеб­ной».

Описывая (анализируя) каждый пункт, мы сосредоточим свое внимание на характеристи­ке принципов, заложенных в этюдах, и на ме­тодических рекомендациях.

1. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО АППАРАТА

Проблема формирования технического ап­парата необъятна, бесконечна, всегда молода, актуальна и притягательна. И как бы мы к ней ни относились – поклоняясь, негодуя, выдыха­ясь, штурмуя и т. д. –  равнодушными мы обре­чены не быть. Так было с нашими предшест­венниками, так будет и с нашими последова­телями. Но всем предоставляется возможность сделать какой-либо шаг, пройти какой-нибудь отрезок этого бесконечного и манящего пути. Мы – дерзнули, вполне отдавая себе отчет в ограниченности своего шага. Мало того, мы его ограничили сознательно по причине необ­ходимости закончить когда-нибудь этот цикл и сделать его обозримым, в чем-то лаконичным.

Формирование технического аппарата – это целый ряд задач, и в том числе – освоение различных «видов» техники. Нет смысла опи­сывать все «виды» техники вообще – ограни­чимся перечислением того, что легло в основу данного цикла. Его цель – развитие мелкой техники. Выбор «видов» мелкой техники обу­словлен тем, что они:

– являются основополагающими при началь­ном обучении;

– соответствуют особенностям фактур испол­няемого репертуара;

– лежат в основе формирования других «ви­дов» техники.

Терминология, используемая нами в дан­ном разделе, весьма условна. Ее назначение – ясность, емкость, краткость.

«Виды» мелкой техники, положенные в основу цикла, составили восемь разделов:

I. Освоение гамм (гаммы неполные, гаммы в одну октаву, две, и т. д.).

1.  Движение вверх.

2.  Движение вниз.

3.  Движения смешанные.

II.  Движение по рядам клавиатуры.

1. По 1 – 2 рядам.

2. По 1 – 3 рядам.

3. По 2– 3 рядам.

III. Хроматическая гамма.

1. Движение вверх.

2. Движение вниз.

3. Движения смешанные.

     IV. Модульные формулы.

V. Репетиции.

VI. Трели.

VII. Триоли.

1. Движение вверх.

2. Движение вниз.

3. Движения смешанные.

Движения «комбинированные» (услов­но названные нами «зигзаг»).

Удельный вес предлагаемых разделов раз­личен в каждом из сборников. Хочется обра­тить внимание на то, что продумана не только последовательность разделов, но и расположе­ние этюдов внутри каждого из них. Внутрен­нее построение каждой «Ступени» обусловле­но принципами доступности, последователь­ности, а также призвано способствовать фор­мированию и накоплению необходимых для дальнейшего продвижения навыков.

2. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ

В методической литературе всегда, когда пишут о развитии технического аппарата ис­полнителя, обязательно подчеркивают естест­венную, необходимую и неразрывную связь с художественными задачами, но, подчеркнув эту непреложную истину, возвращаются к обособленности проблем. Этюды для «начи­нающих и продолжающих» зачастую предна­значены для «тренировки мышц». Те же этюды Черни – в большей степени инструктивный материал. Да, музыкальная литература облада­ет шедеврами художественных этюдов, но они не для «начинающих» и не для узких техниче­ских задач.

Этюды данного цикла, в большинстве сво­ем, – художественные миниатюры (исключе­ние составляют первые 50 этюдов I ступени и ряд этюдов IV и V ступеней). Основная «инто­нация-идея», развиваясь, определяет характер, темп, штрихи, динамическое развитие пьесы (этюда). Все это тщательно продумывалось и нашло отражение в конкретных рекомендаци­ях дня исполнителя. Собственно, точное следование указаниям приблизит исполнителя к раскрытию художественного образа каждой конкретной пьесы.

Словесные характеристики образов явно выходят за рамки общепринятых, но мы созна­тельно пошли на это с целью расширения об­разного ряда, эмоциональных представлений исполнителя для воспитания у него понимания взаимосвязи образа – интонации – артикуля­ции – темпа – динамической среды – динами­ческого развития, так как совсем не просто суметь выразить чувства определенными сред­ствами, ощущая их взаимосвязь, взаимоподчиненность. Ясность, сфокусированность инто­национного посыла во многом облегчает эту задачу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: