Оглавление
Введение
Подготовительная ступень
Первый урок. Первые впечатления
Посадка исполнителя и установка инструмента
Особенности формирования звука на баяне
Формирование навыков управления мехом
Освоение басо-аккордового аккомпанемента
Формирование постановочных навыков правой руки и освоение баянной клавиатуры
Первая ступень
Овладение педагогическим репертуаром: основные принципы
Разучивание музыкального произведения
Василек. Детская песня
Зайчик. Детская песня
Во саду ли, в огороде. Русская народная песня
Веселые гуси. Русская народная песня
Там, за речкой, там, за перевалом. Русская народная песня
Ах, улица, улица широкая. Русская народная песня
Уж ты, зимушка, зима. Русская народная песня
Петушок. Латышская народная песня
Степь да степь кругом. Русская народная песня
Страдания. Русский народный напев
Птичка над моим окошком. Детская песня
Книппер Л. Полюшко-поле
Доренский А. Первая сюита «Интервалики»
Секундочки
|
|
Терцики
Грустный напев
Казачья походная
Дождик
Рег-кварты
Полечка
Вальсик
Октавия
Октавки
Вторая ступень
Разучивание кантиленных пьес
По Дону гуляет. Русская народная песня
Меж крутых бережков. Русская народная песня
Когда б имел златые горы. Русская народная песня
Ой, за гаем, гаем. Украинская народная песня
Взял бы я бандуру. Украинская народная песня
Позарастали стежки-дорожки. Русская народная песня
Вдоль да по речке. Русская народная песня
Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня
Ой, под вишнею. Украинская народная песня
Лявониха. Белорусская народная песня
Я на горку шла. Русская народная песня
Полянка. Русская народная песня (обр. А. Ноздрачёва)
Как под яблонькой. Русская народная песня
Доренский А. Вторая сюита «Интервалики»
Молдавские кузнечики
Терц-лошадки
Кварт-скерцо
Сексточки
Полька-секста
Мелодия
Септима-вальс
Беляев Г. Сюита «Акварели»
Ручеек
Кружева
Со скакалкой
Осенний мотив
В Тироле
Менестрели
Готический менуэт
Полечка
Белый клоун
Гулянье
Освоение выборной клавиатуры баяна в начальный период обучения
Витлин В. Кузнец
Каравай. Детская песенка
Любарский Н. Курочка
Халаимов С. Осенний напев
Беляев Г. Верхом на пони
Латышская народная песня
Контрданс. Английский танец (обр. Г. Беляева)
Волков В. Шуточка
Орлянский Г. Зайчик
На горе, горе. Украинская народная песня
Телеман Г. Ф. Пьеса
Третья ступень
Работа над активной, ритмичной музыкой
Коровицын В. Музыкальная шкатулка
Коровицын В. Волынка
Коровицын В. Воробушки
Аннушка. Чешская народная песня
Гречанинов А. В разлуке
|
|
Беляев Г. Хорал
Беляев Г. Маленький менуэт
Песня бобыля. Русская народная песня (обр. С. Халаимова)
Моцарт Л. Менуэт
Майкапар С. В садике
Вольфензон С. Мои цыплята
Боккерини Л. Менуэт (из Струнного квартета № 11)
Беляев Г. Сюита «По щучьему велению»
Емеля отдыхает да мух отгоняет
Полет Бабы-Яги
Марья-царевна
Емеля едет на печи да ест калачи
Царское войско
Пляска скоморохов с гуслярами
Четвертая ступень
Координация звуковысотных слуховых навыков и ориентирования на правой клавиатуре баяна
Растяжка пальцев и ее совершенствование
Косенко В. Скерцино
Шуман Р. Смелый наездник
Савцов К. За рекой
Аббот А. Препятствие
Шишин В. Застывшая река
Шишин В. Звездный пришелец
Беляев Г. Воробей
Орловские страдания. Русская народная песня (обр. Е. Дербенко)
Пятая ступень
Выбор и коррекция аппликатуры
Освоение репетиционных комплексов – путь к совершенствованию постановочных навыков и развитию мелкой техники баяниста
Бертини А. Этюд
Беляев Г. Этюд «Триоли»
Крамер И. Б. Этюд
Ушенин В. Этюд на тему Мишеля Леграна
Попов А. Этюд
Римский-Корсаков Н. Полет шмеля (из оперы «Сказка о царе Салтане»)
Шестая ступень
Интонирование как основа художественного мастерства баяниста
Формирование навыков интерпретации как перспективная цель начального этапа обучения
Чайковский П. Подснежник (из цикла «Времена года»)
Чайковский П. Четыре пьесы (из цикла «Детский альбом», транскр. И. Жильцова)
Игра в лошадки
Болезнь куклы
Полька
Камаринская
Лядов А. Две прелюдии
Кузнецов В. Саратовские переборы
Ноченька. Во поле береза стояла. Русские народные песни (обр. А. Суркова)
Эстрадные пьесы
Беляев Г. Джаз-марш
Доренский А. Блюз
Доренский А. Караван
Штраус И. Полька «Анна»
Беляев Г. Вальс «Пьеро и Коломбина»
Бажилин Р. Летний дождик
Доренский А. Рыжий ковбой
Доренский А. Фокстрот
Бажилин Р. Вальс-мюзет
Доренский А. Пьеса в стиле кантри
Бажилин Р. Замкнутый круг
Беляев Г. Азиза
Композиторы – авторы музыки для баяна
Рекомендуемая литература
От редактора
Этюды А.Т. Доренского уникальны и обычны, многогранны и однозначны, удивительны и просты. Эти качества присущи и самому автору. Александр Тихонович Доренский – профессиональный музыкант, баянист, педагог, не только любящий и уважающий методическую литературу, но и знающий ее, в том числе и так называемый «педагогический репертуар». Представляемая работа – один из многих замыслов композитора.
Цикл восьмитактовых этюдов представлен пятью сборниками, объединенных общим названием «Пять ступеней мастерства». Весь цикл охватывает путь развития музыканта от первых прикосновений к звукам начинающего обучение до вершин мастерства профессионала-исполнителя. Эта фраза очень точно характеризует направленность представляемых этюдов. В то же время «Пять ступеней мастерства» вполне соответствуют пяти классам музыкальной школы, и в этом нет никакого противоречия. Мало того, этюды, к примеру, первой ступени (начиная с этюда № 51 и далее) могут служить прекрасным «станком» и для профессионала-исполнителя, и для студента консерватории, и для учащегося училища, и для музыканта-любителя. Собственно, этюды любой ступени ориентированы на исполнителя различного уровня мастерства. Парадокс? Но факт. Невероятно? Но очевидно. Переход к каждой последующей ступени предполагает освоение предыдущей, и в то же время в дальнейшем возможно использование этюдов в любой последовательности – по выбору исполнителя и в зависимости от поставленных им задач.
Цикл «Пять ступеней мастерства» является полезным и удобным в обращении:
1) пособием для формирования технического аппарата;
|
|
2) пособием по развитию эмоциональных представлений и образного мышления;
3) пособием по формированию понятий лада, жанра, стиля;
4) пособием по воспитанию аппликатурных принципов на основе гармоничного развития всех пальцев;
5) пособием по воспитанию штриховой и артикуляционной культуры;
6) пособием по формированию представлений о формообразовании;
7) пособием для «разыгрывания технического аппарата»;
8) пособием по чтению с листа.
Все вышеперечисленные пункты не просто случайное явление, не некое непредвиденное сочетание, а целенаправленная реализация задач, поставленных композитором и редактором. Каждый из пунктов требует некоторого пояснения, но, прежде чем мы перейдем к этому, еще несколько фраз об этюдах в целом.
Все этюды цикла – восьмитактовые. Это, с одной стороны, сделало возможным довести идею до лаконичности упражнения, конкретизировать задачу, малыми средствами решить комплекс проблем. С другой стороны, восьмитактовость поставила перед композитором жесткие временные рамки. Но, несмотря на восьмитактовую ограниченность, этюды многообразны и многообразны насколько это возможно.
Причина восьмитактовости обусловлена также и учебно-методическими задачами:
– ввиду конструктивной ясности этюд легко охватывается в целом и свободно запоминается наизусть;
– в этюдах легко определяется основная интонационно-мелодическая идея и соответствующая ей аппликатурная формула;
– форма этюда четко прописана и обозначена соответствующими рекомендациями;
– ориентация на особенности клавиатуры баяна (кнопочного аккордеона) исключает непредвиденные «нелогичности», «неудобства»;
– краткость пьес дает возможность одновременно держать в репертуаре большое количество этюдов, которые, кстати, возможно исполнять не только наизусть, но и по нотам в целях увеличения их количества;
– время освоения текста сводится до минимального, что чрезвычайно важно для начинающих музыкантов;
– краткость восьмитактовости легко преодолевается, так как большую часть этюдов следует повторять многократно, что значительно усилит эффект их использования. Как говорили мудрые – «капля долбит камень не силой, но частым падением».
|
|
Вернемся к ранее обозначенным восьми пунктам. Сразу следует оговорить, что число восемь – весьма условно, более того, значительно сужено относительно реальности задействованных параметров и установок, но в то же время достаточно удобно для анализа.
Почему восьмикратно повторено слово «пособие»? Обратимся к толковому словарю:
«Пособие» – учебная книга... необходимая при обучении чему-нибудь». Чему конкретно – прописано в каждом пункте, а объем цикла – 1000 этюдов – вполне претендует на объем книги. Содержание цикла, обусловленное определенными задачами и последовательно реализованное, дает право на название «учебной».
Описывая (анализируя) каждый пункт, мы сосредоточим свое внимание на характеристике принципов, заложенных в этюдах, и на методических рекомендациях.
1. ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО АППАРАТА
Проблема формирования технического аппарата необъятна, бесконечна, всегда молода, актуальна и притягательна. И как бы мы к ней ни относились – поклоняясь, негодуя, выдыхаясь, штурмуя и т. д. – равнодушными мы обречены не быть. Так было с нашими предшественниками, так будет и с нашими последователями. Но всем предоставляется возможность сделать какой-либо шаг, пройти какой-нибудь отрезок этого бесконечного и манящего пути. Мы – дерзнули, вполне отдавая себе отчет в ограниченности своего шага. Мало того, мы его ограничили сознательно по причине необходимости закончить когда-нибудь этот цикл и сделать его обозримым, в чем-то лаконичным.
Формирование технического аппарата – это целый ряд задач, и в том числе – освоение различных «видов» техники. Нет смысла описывать все «виды» техники вообще – ограничимся перечислением того, что легло в основу данного цикла. Его цель – развитие мелкой техники. Выбор «видов» мелкой техники обусловлен тем, что они:
– являются основополагающими при начальном обучении;
– соответствуют особенностям фактур исполняемого репертуара;
– лежат в основе формирования других «видов» техники.
Терминология, используемая нами в данном разделе, весьма условна. Ее назначение – ясность, емкость, краткость.
«Виды» мелкой техники, положенные в основу цикла, составили восемь разделов:
I. Освоение гамм (гаммы неполные, гаммы в одну октаву, две, и т. д.).
1. Движение вверх.
2. Движение вниз.
3. Движения смешанные.
II. Движение по рядам клавиатуры.
1. По 1 – 2 рядам.
2. По 1 – 3 рядам.
3. По 2– 3 рядам.
III. Хроматическая гамма.
1. Движение вверх.
2. Движение вниз.
3. Движения смешанные.
IV. Модульные формулы.
V. Репетиции.
VI. Трели.
VII. Триоли.
1. Движение вверх.
2. Движение вниз.
3. Движения смешанные.
Движения «комбинированные» (условно названные нами «зигзаг»).
Удельный вес предлагаемых разделов различен в каждом из сборников. Хочется обратить внимание на то, что продумана не только последовательность разделов, но и расположение этюдов внутри каждого из них. Внутреннее построение каждой «Ступени» обусловлено принципами доступности, последовательности, а также призвано способствовать формированию и накоплению необходимых для дальнейшего продвижения навыков.
2. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
В методической литературе всегда, когда пишут о развитии технического аппарата исполнителя, обязательно подчеркивают естественную, необходимую и неразрывную связь с художественными задачами, но, подчеркнув эту непреложную истину, возвращаются к обособленности проблем. Этюды для «начинающих и продолжающих» зачастую предназначены для «тренировки мышц». Те же этюды Черни – в большей степени инструктивный материал. Да, музыкальная литература обладает шедеврами художественных этюдов, но они не для «начинающих» и не для узких технических задач.
Этюды данного цикла, в большинстве своем, – художественные миниатюры (исключение составляют первые 50 этюдов I ступени и ряд этюдов IV и V ступеней). Основная «интонация-идея», развиваясь, определяет характер, темп, штрихи, динамическое развитие пьесы (этюда). Все это тщательно продумывалось и нашло отражение в конкретных рекомендациях дня исполнителя. Собственно, точное следование указаниям приблизит исполнителя к раскрытию художественного образа каждой конкретной пьесы.
Словесные характеристики образов явно выходят за рамки общепринятых, но мы сознательно пошли на это с целью расширения образного ряда, эмоциональных представлений исполнителя для воспитания у него понимания взаимосвязи образа – интонации – артикуляции – темпа – динамической среды – динамического развития, так как совсем не просто суметь выразить чувства определенными средствами, ощущая их взаимосвязь, взаимоподчиненность. Ясность, сфокусированность интонационного посыла во многом облегчает эту задачу.