Поскольку в процессе обучения осваиваются произведения разных исторических эпох, стилей, жанров, разных народов в этюдах, по возможности, представлены различные ладовые системы. Натуральные лады: олиготонные (узкообъемные), ангемитонные (бесполутонные), диатонные (пента-гексахорды, лидийский, миксолидийский, эолийский, дорийский, фригийский и др.). Искусственные лады: целотонные, тон – полутон, полутон – тон, хроматические и мажоро-минорная система.
Постепенно охватывается весь квартоквинтовый круг, все тональности, и при этом соблюдается принцип последовательности.
Во многих этюдах использован колорит народной музыки многих европейских, азиатских, латиноамериканских стран. Наряду с этим используются элементы бытовой музыки начала XX века: русская романсовая лирика и «городской» танец.
Чаще всего использованы такие жанры, как танец, песня, марш и их разновидности: полонез, вальс, мазурка, полька, кадриль, краковяк, чардаш, молдовеняска и др. Кроме того, используются жанры токкаты, скерцо, юморески, прелюдии, регтайма, миниатюрные сценки, диалоги, лирические картинки и т. д. За этим перечисленная при значительном разнообразии жанров просматривается целый ряд определенных направлений. Такая особенность позволит педагогам и исполнителям объединять этюды в различные сюиты, например: «Танцы народов Севера», «Танцы народов Востока» и т. д.; сюиты: «Городская лирика», «Состояния», «Лирические сцены», «Детские сюиты» и т. д. Подбор пьес для сюит – сам по себе увлекательный творческий процесс и для педагога, и –для учащегося.
|
|
Небольшие размеры этюдов, их контрастность, сосредоточенность большого числа в одном сборнике дают возможность учащемуся познакомиться с различными жанрами, реально ощутить их самобытность, отличительность черт, неповторимую индивидуальность и все это – в максимально сжатые сроки ввиду краткости, удобства и конкретности редакционных рекомендаций.