Формирование слуховых представлений о ладах, жанрах, стилях

Поскольку в процессе обучения осваива­ются произведения разных исторических эпох, стилей, жанров, разных народов в этюдах, по возможности, представлены различные ладо­вые системы. Натуральные лады: олиготонные (узкообъемные), ангемитонные (бесполутонные), диатонные (пента-гексахорды, ли­дийский, миксолидийский, эолийский, дорий­ский, фригийский и др.). Искусственные ла­ды: целотонные, тон – полутон, полутон – тон, хроматические и мажоро-минорная система.

Постепенно охватывается весь кварто­квинтовый круг, все тональности, и при этом соблюдается принцип последовательности.

Во многих этюдах использован колорит народной музыки многих европейских, азиат­ских, латиноамериканских стран. Наряду с этим используются элементы бытовой музыки начала XX века: русская романсовая лирика и «городской» танец.

Чаще всего использованы такие жанры, как танец, песня, марш и их разновидности: полонез, вальс, мазурка, полька, кадриль, кра­ковяк, чардаш, молдовеняска и др. Кроме того, используются жанры токкаты, скерцо, юморе­ски, прелюдии, регтайма, миниатюрные сцен­ки, диалоги, лирические картинки и т. д. За этим перечисленная при значительном разно­образии жанров просматривается целый ряд определенных направлений. Такая особен­ность позволит педагогам и исполнителям объединять этюды в различные сюиты, напри­мер: «Танцы народов Севера», «Танцы наро­дов Востока» и т. д.; сюиты: «Городская лири­ка», «Состояния», «Лирические сцены», «Дет­ские сюиты» и т. д. Подбор пьес для сюит – сам по себе увлекательный творческий про­цесс и для педагога, и –для учащегося.

Небольшие размеры этюдов, их контраст­ность, сосредоточенность большого числа в одном сборнике дают возможность учащемуся познакомиться с различными жанрами, реаль­но ощутить их самобытность, отличительность черт, неповторимую индивидуальность и все это – в максимально сжатые сроки ввиду крат­кости, удобства и конкретности редакционных рекомендаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: