Изолирующие лестницы

Гидроподъемники.

Наиболее эффективным техническим средством доставки монтера к проводу, находящемуся под напряжением, являются подъемные устройства типа гидроподъемников, выдвижных стрел, телескопических вышек на базе автомобилей или (значительно реже) на базе специальных шасси, имеющие изолирующее звено или вставку и снабженные кабиной из изолирующего материала. В качестве базовых механизмов чаще всего используются подъемники общего назначения, которые переоборудуются для работ под напряжением путем замены металлических элементов изолирующими, исключения шунтирования изолирующих частей токопроводящими деталями и создания специальной системы управления.
Во всех отношениях применение при работах под напряжением изолирующих подъемников имеет существенные преимущества перед индивидуальными монтерскими кабинами и площадками, в которых доставка монтеров к проводу производится непосредственно подъемом с помощью блоков и тяг, закрепляемых на опоре. Здесь подъемники демонстрируют все достоинства механизма: скорость подъема и опускания, удобство размещения работающего, точность доставки к месту работ, удобство управления, возможность сочетания подъема монтера с доставкой необходимого инструмента и элементов для замены (изоляторов, арматуры и т.п.), наконец, возможность использования mеханизированного инструмента (с гидро- или пневмоприводом) для выполнения трудоемких работ на высоте. К числу существенных преимуществ применения изолированных подъемников следует отнести и их широкие возможности по доставке монтера к месту работ на проводах и гирляндах изоляторов, на двухцепных опорах, опорах с вертикальным расположением проводов, на опорах с ограниченным расстоянием от провода до стойки опоры. При работах под напряжением на таких опорах монтер может быть беспрепятственно поднят к проводам с внешней стороны линии.
Однако во многих случаях подъезд к опорам затруднен, не все трассы доступны для сравнительно тяжелых механизмов, какими являются подъемники; проезд к линии в наиболее благоприятное для работ под напряжением летнее время по посевам сельскохозяйственных культур невозможен. Поэтому в практике ремонтов под напряжением в зависимости от условий производства работ используются как механические подъемники, так и доставка монтера техническими средствами, размещаемыми на опоре.

В качестве изолирующих устройств для доставки электромонтеров к проводу, находящемуся под напряжением, в Советском Союзе были разработаны различные конструкции поворотных площадок, закреплявшихся на стойках опор ВЛ 35-220 кВ, и платформ, поднимавшихся к проводу с использованием блоков, закрепленных на траверсе, хлопчатобумажных канатов и изолирующих тяг. Изолирующим материалом в этих конструкциях являлся электротехнический древесно-слоистый пластик: листы березового шпона, пропитанные фенолформальдегидной смолой, спрессованные под давлением 10 МПа (100—125 кг/см2) при одновременном тепловом воздействии (запекании) при температуре 115-160 °С.
Основным устройством, обеспечившим широкое распространение работ под напряжением в энергосистемах страны во второй половине 40-х годов, стала двухзвенная изолирующая лестница типа АГ-20 на базе грузового автомобиля, разработанная ОРГРЭС. Подъем и выдвижение звеньев производились ручной лебедкой, установленной в кузове автомобиля. В верхней части верхнего звена крепилась рабочая металлическая площадка, на которой располагался электромонтер, соединявший ее с проводом, находившимся под напряжением, выравнивая тем самым потенциал провода и своего рабочего места. Различные модификации лестницы, в том числе трехзвенная, изготовлялись до середины 50-х годов.
В 1958 г. ОРГРЭС для работ под напряжением была разработана конструкция трехзвенной телескопической вышки, в которой за счет применения полиспастной системы обеспечивалось в первую очередь выдвижение верхнего изолирующего звена. Изолирующее звено изготовлялось из стеклоткани, намотанной на изолирующий стержень и пропитанной эпоксидным лаком; звенья были сконструированы и изготовлены во Всесоюзном электротехническом институте им. В.И. Ленина (ВЭИ). В течение более чем 10 лет с помощью вышки производился под напряжением ремонт линий электропередачи 35—220 кВ в Донбассэнерго.
Наиболее распространенными механизмами, применяемыми при работах на линиях, находящихся под напряжением, являются гидроподъемники. При работах, технология которых предусматривает использование изолирующих штанг, могут применяться гидроподъемники с металлическими звеньями и неизолированной кабиной; при работах в изолирующих перчатках (в США и Франции такие работы выполняются в электроустановках напряжением до 35 кВ) электромонтеры размещаются в кабинах обычных (с металлическими звеньями) гидроподъемников, но стенки кабины выполнены из изолирующего материала. Экранирование кабины (металлизацией поверхности материала) позволяет существенно снизить влияние электрического поля при работах в непосредственной близости от проводов, например, с использованием изолирующих штанг. Эффективность такого экранирования можно оценить исходя из данных, приведенных в табл. 5.1 [54].
При работах с непосредственным касанием элементов, находящихся под напряжением, за рубежом применяются гидроподъемники с изолирующими звеньями (или изолирующими вставками в металлические звенья) и изолирующими кабинами.
Таблица 5.1. Значение тока, протекающего через электромонтера при работах вблизи ВЛ, находящейся под напряжением (США)

Место размещения электромонтера, вид экранирования

Ток через электромонтера, мкА, при работе вблизи ВЛ напряжением

  138 кВ 345 кВ
На опоре в обычной спецодежде 125 (на расстоянии 2,4 м от провода) 395 (на расстоянии 3,2 м от провода)
|В кабине с полным экранированием собственно кабины, экраном сзади и козырьком над кабиной 70 130
В кабине с полным экранированием и экраном сзади (без козырька) 155 300
В кабине с полным экранированием (без заднего экрана и козырька) 320 Не измерялся
В кабине с экранированным основанием и стенками 375 Не измерялся
В изолированной кабине с экранированным основанием, электромонтер одет в экранирующий комплект Не измерялся 50

Выпускаются гидроподъемники с широким диапазоном высоты подъема и рассчитанные для применения на линиях различных классов напряжения. Гидроподъемники с высотой подъема 20-22 м применяются на BЛ напряжением до 60 кВ (рис. 5.1), высотой до 25-30 м - на линиях 110-345 кВ.

Рис. 5.1. Подъем под напряжением провода ВЛ 30 кВ с помощью гидроподъемника (Франция)
Гидроподъемник Calavar 150-1 (США) с высотой подъема 46 м предназначен для работ под напряжением на BЛ до 800 кВ.
В гидроподъемниках применяются стрелы двух типов: выдвижная (телескопическая) и шарнирная (складывающаяся); в верхней части устанавливается одна-две рабочие кабины или рабочая платформа; высота бортовой части кабин (платформ) составляет около 1 м. В основании кабины укладывается металлическая сетка, на которую переносят потенциал провода при работах с непосредственным касанием элементов, находящихся под напряжением.
Изолирующая часть стрелы может быть открытой (прямоугольного сечения) либо полой, герметичной. В стреле открытой конструкции обеспечивается свободный доступ для осмотра, чистки, сушки внутренней поверхности. Герметичные стрелы в некоторых случаях снабжаются устройством поглощения влаги с использованием силикагеля. Вдоль изолирующей стрелы или в полости открытой конструкции размещаются шланги, стержни, трубы системы управления, также выполненные из изолирующего материала и заполненные специальной жидкостью. Управление подъемником производится из рабочей кабины и с пульта у поворотного основания рабочей стрелы. Вертикальное положение рабочей кабины обеспечивается специальной следящей системой; кабина снабжается радиопереговорным устройством для связи с механиком и производителем работ, находящимися на земле. На подъемниках, применяемых для работ в электроустановках свыше 60 кВ, монтируются защитные электроды, предохраняющие изолирующие элементы от разрушения при рабочем напряжении. Подъемники оснащаются заземляющими устройствами, постоянно отводящими наведенные токи.
Конструктивные элементы гидроподъемников рассчитываются исходя из следующих значений механических напряжений: элементы из стали и других ковких металлов — не более 50 % минимального предела текучести; из чугунного литья, силумина и других нековких металлов — не более 20% минимального предела прочности материалов; тросы, цепи и другие элементы - не более 20% предела прочности. Запас механической прочности в гидросистеме должен быть не менее 4 по отношению к рабочему давлению.
В процессе приемочных механических испытаний производится загружение стрелы гидроподъемника, находящейся в рабочем положении (рис. 5.2); при этом коэффициент перегрузки определяется стандартами соответствующих стран и может достигать 1,5 рабочей нагрузки. Испытание стрелы в рабочем положении на износ производится приложением знакопеременной рабочей нагрузки до 10 тыс. циклов. Наряду со всесторонними испытаниями гидросистемы, обеспечивающей работу подъемника, проверяются параметры подъемного устройства, определяющие возможность его применения при работах под напряжением: отклонение стрелы от первоначального рабочего положения после приложения и снятия рабочей нагрузки, перемещение кабины под действием боковой нагрузки (не более 20 см при действии силы 400 Н), точность системы управления (приближение к рабочей зоне с точностью 50 мм без балансирования или повторного пользования рычагами управления).

Рис. 5.2. Схемы испытаний гидроподъемников с изолирующими звеньями:
а - вертикальная нагрузка на гидроподъемник с выдвижной стрелой; б и в т, нагрузки на гидроподъемник с шарнирной стрелой
Для шлангов проводятся специальные испытания с надрезом шланга, позволяющие определить его электрическую прочность при механической повреждении. Значения напряжений и токов при электрических приемочных испытаниях приведены в табл. 5.2. Рабочая волна должна соответствовать Публикации МЭК 60-2 "Техника испытаний высоким напряжением".
Гидроподъемник в сборе подвергается электрическим испытаниям в специальной камере. Расстояние до заземленных частей, м, испытательной камеры Д3 должно удовлетворять условию

где U - испытательное напряжение (среднеквадратичное значение), кВ.
Таблица 5.2, Напряжения и токи при испытаниях гидроподъемников

Для конструкции гидроподъемника с двумя изолирующими вставками — в верхней и нижней стреле — электрическим испытаниям в упомянутой камере подвергается каждая стрела. При испытаниях изоляции верхней стрелы ленты-электроды устанавливаются на расстоянии 0,6 м друг от друга; испытательное напряжение составляет 1,5 кВ/см; в течение 3 мин не должно произойти перекрытия или пробоя; ток утечки не должен превышать 0,15 мА. При испытаниях изоляции нижней стрелы на нее подается напряжение 50 кВ в течение 3 мин, при испытаниях не должно происходить перекрытия, пробоя и нагрева более чем на 10 С. Изолирующие кабины испытываются на пробой (напряжением 20 кВ) и на поверхностное перекрытие (из расчета 1,5 кВ/см). Ток утечки не должен превышать 0,5 мА.
Процедура периодических электрических испытаний изолирующих элементов гидроподъемников регламентируется нормативами стран-изготовителей. Так, американским национальным стандартом установлено, что ток утечки по изолирующей части стрелы не должен превышать 1,7 мкА на 1 кВ рабочего напряжения, а полный ток стекания по гидроподъемнику (измеренный микроамперметром, включенным между шиной испытательной установки и металлическими частями рабочей кабины) не должен превышать 30 мкА/кВ; длительность испытаний — 3 мин.
До начала работ с применением гидроподъемника рабочая кабина поднимается на максимальную высоту, тем самым производится опробование системы подъема и управления. Состояние изоляции рабочей кабины и изолирующих вставок проверяется путем создания контакта кабины с линией, находящейся под напряжением; при этом измеряется ток утечки по изоляции.
Ежегодно проводится чистка изолирующих звеньев внутри и снаружи, проверка отслоений изолирующих покрытий, проверка изоляции в условиях увлажнения. Причинами нарушения электрической прочности гидроподъемника может быть оседание влаги на изоляции, повреждение по-
крытая, протечки в гидравлических шлангах. Ремонт изоляции звеньев производится тщательной зачисткой поверхности с последующим покрытием эпоксидной пленкой и просушиванием. После ремонта проводятся электрические испытания изолирующей кабины, звеньев и гидросистемы.

























Изолирующие лестницы.

При работах под напряжением применяются изолирующие лестницы, которые по назначению можно разделить на два вида: лестницы для подъема (доставки) электромонтера к проводу, находящемуся под напряжением, и лестницы для подъема на опоры (в основном ВЛ 0,38—20 кВ) для проведения работ с использованием изолирующих перчаток или с помощью изолирующих штанг.

Рис. 5.3. Соединение звеньев изолирующей лестницы втулкой
Рис. 5.4. Подъем по изолирующей лестнице (конструкции ГДР) с шарнирным креплением к траверсе опоры (Минск- энерго, 1982 г.)
Жесткие изолирующие лестницы для подъема (доставки) электромонтера к проводу изготовляются из стеклопластиковых труб на эпоксидной основе. Для обеспечения стабильных диэлектрических характеристик, предотвращения конденсации влаги на внутренней поверхности трубок они заполнены пенистым полиуретаном. Оптимальный диаметр труб около 40 мм, толщина стенок 3 мм. Лестницы, как правило, делаются составными из звеньев, соединяемых с помощью специальных втулок (рис. 5.3). Верхняя часть лестницы снабжается зажимами для крепления к траверсе, а конструкции, применяемые для доставки монтера от опоры к проводу способом маятника, — шарнирным устройством (рис. 5.4). Электромонтер работает стоя на ступеньках лестницы. Для обеспечения большего удобства, устойчивости, снижения усталости при производстве работ в Молдэнерго разработана и применяется лестница с рабочей площадкой, навешиваемая на провод (рис. 5.5). В некоторых технологических схемах работ под напряжением для подъема электромонтера к проводу (рис. 5.6) применяются гибкие изолирующие лестницы. Тетивы такой лестницы изготовлены из полипропиленового каната, а ступени — из стеклопластиковых трубок.

Рис. 5.5. Рабочая площадка на изолирующей лестнице конструкции Молдэнерго

Изолирующие лестницы для подъема на опоры ВЛ 0,38—20 кВ изготовляются из стеклопластика; боковые образующие, как правило, прямоугольного сечения, ступени — трубчатые, со специально созданной шероховатостью поверхности для предотвращения соскальзывания ноги монтера. Лестницы собираются из звеньев длиной 1,2—3 м методом наращивания по мере подъема на опору. Звенья снабжены упорами и ремнями для крепления к опоре (рис. 5.7).
Для доставки электромонтера к проводу при работах под напряжением на ВЛ 35—110 кВ с касанием провода в различных технологических схемах используются консольные площадки из изолирующего материала. Площадки некоторых конструкций оборудуются монтерской кабиной — рабочим местом электромонтера.

Рис. 5.6. Гибкая изолирующая лестница:
а - в собранном состоянии; б - подъем по лестнице
Рис. 5.7. Изолирующая лестница для подъема на опору (Франция)
Консольные площадки крепятся к стойке опоры с помощью специальных узлов жесткою или шарнирного типа. Жесткие узлы крепления применяются в случаях, когда площадка устанавливается в плоскости опоры примерно на 1,5 м ниже уровня провода и монтер выходит по ней к проводу. Консольные площадки применяются и на ВЛ среднего напряжения, когда они устанавливаются вдоль оси линии и служат для размещения электромонтера при установке экранов, работах на траверсе и т.д. Шарнирные узлы применяются для крепления поворотных площадок, снабженных монтерской кабиной. Такая площадка крепится к опоре вдоль оси линии примерно на 0,5 м ниже уровня провода, в кабине размещается электромонтер, после чего площадка поворачивается вокруг вертикальной оси и фиксируется в плоскости, перпендикулярной проводу. Консольная часть площадки, монтерская кабина, подкосы или оттяжки выполнены из стеклопластика.

 

«Предыдущая

Кабины и тележки - Ремонт ВЛ под напряжением

 

Оглавление
Ремонт ВЛ под напряжением
Как составная часть планово-предупредительного ремонта
Развитие ремонтов под напряжением
Основные методы работ под напряжением
Виды ремонтов и технического обслуживания
Метеорологические условия
Опасные факторы
Воздействие электромагнитного поля на персонал
Минимально допустимые воздушные промежутки
Необходимое число исправных изоляторов
Оценка безопасности
Требования к конструкции ВЛ
Технология работ с непосредственным касанием токоведущих частей ВЛ
Схемы и технологии доставки электромонтера к проводу ВЛ
Способы замены изоляторов в поддерживающих гирляндах
Производство ремонтных работ на проводах в пролетах ВЛ
Технология ремонта натяжных гирлянд изоляторов ВЛ
Технология замены дистанционных распорок на молниезащитных тросах ВЛ 500 и 750
Ремонт поддерживающих и натяжных гирлянд изоляторов и провода на ВЛ 35-220
Варианты работ на расстоянии для линий 6-110
Работы под напряжением на промежуточных опорах ВЛ 110 кВ с использованием изолирующих штанг
Выполнение работ с изолирующими штангами на линиях 6-35
Технология работ на линиях до 1 кВ
Подъемные устройства
Кабины и тележки
Специальные изоляторы и изолирующие тяги
Изолирующие штанги
Устройства для создания тяжений
Изолирующие канаты
Ручные инструменты для работ до 1 кВ
Средства защиты персонала
Изолирующие накладки-шланги
Изолирующие накладки
Гибкие изолирующие оболочки
Испытания технических средств
Индивидуальные экранирующие комплекты спецодежды, штанги для выравнивания потенциала
Организация работ под напряжением
Обучение персонала методам работ
Требования к персоналу
Преимущества работ под напряжением
Расчет годового эффекта от внедрения работ
Определение годовой экономии
Экономия производственных ресурсов
Расчет сокращения потерь у потребителей
Затраты на внедрение ремонтов
Литература

Страница 25 из 46

5.3. Монтерские кабины и тележки
В различных технологических схемах работ под напряжением на ВЛ 220 кВ и выше применяются рабочие монтерские кабины для доставки электромонтера к проводу и обеспечения удобного размещения его на рабочем месте (рис. 5.8). Кабины выполняются в виде рамы, как правило, из труб; в основании кабины имеется опорная площадка, в кабине установлено сидение. Рамой формируется рабочее место электромонтера, создается необходимое ограждение, в определенной степени она экранирует монтера от электрического поля. В верхней части рама снабжена узлом крепления к канату подъема или к полимерному изолятору.
Монтерская кабина, закрепленная через изолятор к траверсе, может быть перемещена от стойки опоры к проводу способом маятника или поднята с земли с помощью изолирующего каната. Некоторые виды монтерских кабин сочленены с кареткой для перемещения по проводам, к которым такая кабина может быть поднята через траверсу опоры, или с помощью специальных приспособлений и изолирующих канатов непосредственно на провод в месте его наибольшего провисания. Одна из конструкций монтерской кабины, приведенная на рис. 5.9, представляет собой собственно кабину, в верхней части рамы которой смонтированы ручная лебедка с капроновой лентой и страховочный зажим. В рабочем положении подъемник висит на ленте лебедки; через страховочный зажим пропущен полипропиленовый канат. Возвратно-поступательными движениями рукоятки лебедки производится установка рабочей кабины на необходимой высоте без использования других тяговых устройств. Для работ под напряжением применяются также монтерские подъемники с лебедками, имеющими ножной привод (Венгрия); при этом используются лебедки червячного типа. Конструкция такой лебедки сложная, а сам подъемник значительно тяжелее описанного выше; кроме того, в подъемнике отсутствует какое-либо страховочное устройство.
Передвижение электромонтера по проводам расщепленной фазы при ремонте дистанционных распорок, ревизии и ремонте провода, выполнении других работ в пролете ВЛ производится с использованием тележек. Разработано и применяется множество конструкций тележек для передвижения по фазам с различным числом проводов, обеспечивающих переход через дистанционные распорки и поддерживающие зажимы, передвигаемых по проводам тяговыми изолирующими канатами с земли и имеющих механический привод. Тележки большинства конструкций сначала поднимаются и устанавливаются на провода фазы, после чего электромонтер переходит в тележку из рабочей кабины, находящейся под потенциалом провода. В Винницаэнерго разработана и применяется тележка, в которой электромонтер размещается, когда тележка находится на земле; тележка вместе с электромонтером поднимается к проводам, производится перенос потенциала провода на тележку, а затем установка и закрепление роликов тележки на проводах.

Рис. 5.8. Рабочие кабины


Рис. 5.9. Монтерский подъемник конструкции Союэтехэнерго:
1 - рама подъемника; 2 - площадка для ног монтера; 3 - лебедка с капроновой лентой; 4 и 5 - зажим и эксцентрик страхующего устройства
В тех случаях, когда необходимо производить работы только в пролетах BЛ, применение такой тележки существенно сокращает время доставки электромонтера к рабочему месту. На рис. 5.10 показаны некоторые конструкции тележек для перемещения по проводам. Тележка конструкции Союзтехэнерго (рис. 5.10, а) состоит из люльки и трех пар рабочих роликов, соединенных с люлькой при помощи трехзвенных подвесок. Переход через поддерживающий зажим производится сниманием поочередно передних, средних и задних пар роликов.
В отличие от многих других конструкций верхние звенья подвесок попарно соединены гибкими связями - страхующими капроновыми стропами. Охватывая провода фазы сверху, три капроновых стропа являются дополнительным средством обеспечения безопасности. Тележка передвигается по двум верхним проводам фазы с помощью изолирующего каната, который тянут электромонтеры, находящиеся на земле.

Специальные изоляторы и изолирующие тяги - Ремонт ВЛ под напряжением

 

Оглавление
Ремонт ВЛ под напряжением
Как составная часть планово-предупредительного ремонта
Развитие ремонтов под напряжением
Основные методы работ под напряжением
Виды ремонтов и технического обслуживания
Метеорологические условия
Опасные факторы
Воздействие электромагнитного поля на персонал
Минимально допустимые воздушные промежутки
Необходимое число исправных изоляторов
Оценка безопасности
Требования к конструкции ВЛ
Технология работ с непосредственным касанием токоведущих частей ВЛ
Схемы и технологии доставки электромонтера к проводу ВЛ
Способы замены изоляторов в поддерживающих гирляндах
Производство ремонтных работ на проводах в пролетах ВЛ
Технология ремонта натяжных гирлянд изоляторов ВЛ
Технология замены дистанционных распорок на молниезащитныхтросах ВЛ 500 и 750
Ремонт поддерживающих и натяжных гирлянд изоляторов и провода на ВЛ 35-220
Варианты работ на расстоянии для линий 6-110
Работы под напряжением на промежуточных опорах ВЛ 110 кВ с использованием изолирующих штанг
Выполнение работ с изолирующими штангами на линиях 6-35
Технология работ на линиях до 1 кВ
Подъемные устройства
Кабины и тележки
Специальные изоляторы и изолирующие тяги
Изолирующие штанги
Устройства для создания тяжений
Изолирующие канаты
Ручные инструменты для работ до 1 кВ
Средства защиты персонала
Изолирующие накладки-шланги
Изолирующие накладки
Гибкие изолирующие оболочки
Испытания технических средств
Индивидуальные экранирующие комплекты спецодежды, штанги для выравнивания потенциала
Организация работ под напряжением
Обучение персонала методам работ
Требования к персоналу
Преимущества работ под напряжением
Расчет годового эффекта от внедрения работ
Определение годовой экономии
Экономия производственных ресурсов
Расчет сокращения потерь у потребителей
Затраты на внедрение ремонтов
Литература

Страница 26 из 46

5.4. Специальные изоляторы и изолирующие тяги
Для освобождения гирлянд изоляторов от веса или тяжения проводов применяются гладкие изолирующие тяги или полимерные изоляторы. Преимущества изоляторов перед тягами проявляются в первую очередь при работах в условиях высокой влажности воздуха, поскольку они имеют значительно более развитую поверхность и тем самым обеспечивают снижение токов уточки. На поверхность изоляторов нет необходимости наносить гидрофобное покрытие, как это требуется для изолирующих тяг.

В качестве изоляторов при работах под напряжением в энергосистемах страны первоначально применялись только линейные стержневые полимерные изоляторы (рис. 5.11, а). Однако стандартные линейные изоляторы не приспособлены к соединению с другими устройствами для работ под напряжением, требовалось применение разнообразных переходных звеньев, что увеличивало размеры и массу устройств, воспринимающих вес (тяжение) проводов.

Рис. 5.10. Тележки для передвижения по проводам расщепленной фазы:
а - конструкции Союзтехэнерго; б - конструкции Винницаэнерго; в - конструкции ГДР; г - конструкции фирмы CHANCE (США)

Рис. 5.11. Полимерные изоляторы:
а - специальные для работ под напряжением типа СК 70/110; б - линейные типа ЛK 70/110
В настоящее время при работах под напряжением на ВЛ 110 кВ и выше для этого, а также для закрепления монтерской кабины к траверсе опоры применяются разработанные СКТБ ВПО "Союзэлектросетьизоляция" и СибНИИЭ специальные полимерные изоляторы типа СК (рис. 5.11, б). Полимерный изолятор представляет собой стеклопластиковый стержень, защищенный тарельчатыми ребрами из трекингостойкой кремний- органической резины, плотно насаженными на стержень с применением пластичного герметика (силиконового компаунда). Соединение линейных изоляторов между собой и с линейной арматурой производится с помощью специальных оконцевателей, заканчивающихся серьгой или пестиком; оконцеватель напрессовывается на стеклопластиковый стержень специальными матрицами. Изоляторы типа СК также снабжены двумя оконцевателями; один из них имеет форму однолапчатой, а другой — двухлапчатой проушины.
Основные характеристики линейных полимерных изоляторов приведены в табл.5.3, специальных изоляторов для работ под напряжением — в табл. 5.4.
Требования к характеристикам и параметрам изоляторов типа СК иные, чем предъявляемые к изоляторам ЛК, поскольку условия выполнения ремонтов под напряжением существенно отличаются от условий, учитываемых при выборе изоляции для ВЛ. Изоляторы СК обладают запасами механической и электрической прочности, необходимыми для обеспечения безопасности работ под напряжением. В результате конструкция изоляторов СК - более компактная и легкая, чем изоляторов ЛК (рис. 5.11).
Изоляторы СК 70/110 оснащены экранными дисками, обеспечивающими ограничение напряженности электрического поля в стеклопластике и отвод дуги в случае перекрытия изолятора, а также предохранение ребер от смятия при транспортировке.

Соотношение параметров изоляторов СК 70/ЛК 70 приведено ниже:

Напряжение BЛ, кВ 35 110 220 330
Строительная высота 0,9 0,81 0,98 0,95
Масса кремнийорганической резины 0,29 0,31 0,35 0,34
Общая масса 0,72 0,59 0,51 0,51

Таблица 5.3. Характеристики полимерных линейных изоляторов типа ЛК
Тип изолятора

Характеристика, параметр ЛК 70/35 ЛК 70/100 ЛК 70/ 220 ЛК 70/ 330 ЛК 160/ 330 ЛК 160/ 500 ЛК 160/ 750 ЛК 300/330 ЛК 300/500 ЛК 300/750
Строительная высота, мм 598 1350 2095 2995 3040 3880 6181 3011 3856 6117
Высота изоляционной части, 300 1012 1784 2685 2700 3528 5382 2600 3430 5192
Диаметр стекло-пластикового стержня, мм 12 12 12 12 15 15 15 28 28 28
Диаметр ребра, мм 90 90 90 90 110 110 110 130 130 130
Масса, кг 1,7 3,6 5,12 7,6 12,2 15,4 26,5 17,2 21,42 40,61
Разрушающая механическая сила при растяжении, кН 122 122 122 122 190 190 190 316 316 316
Выдерживаемое напряжение коммутационных импульсов, кВ:                    
в сухом состоянии 210 518 880 1090 1100 1310 1550 1100 1310 1550
под дождем 188 500 850 1090 1100 1300 1550 1100 1300 1550
50%-ное разрядное напряжение частотой 50 Гц при удельной поверхностной проводимости слоя загрязнения 20 мкСм, кВ 40 138 260 350 310 412 500 310 390 500
Длина пути утечки, мм 595 2640 4952 6852 7200 9595 14 479 6850 9142 13 865

Таблица 5.4. Характеристики специальных полимерных изоляторов для работ под напряжением типа СК
Тип изолятора (гирлянды)

Характеристика, параметр СК 70/35 СК 70/110 СК 70/150 СК 70/220 СК 70/330 СК 160/500 СК 70/150 СК 70 /220 СК 70/330 СК 1 70 /330 СК 160/500 СК 160 /220
Строительная высота, мм 540 1100 1520 2050 2830 3530 3560 5650 5690
Высота изоляционной части, мм 310 875 1290 1820 2600 3202 3082 5173 5030
Диаметр стеклопластикового стержня, мм 15 15 15 15 15 22 15 15 22
Диаметр ребра, мм 70 70 70 70 70 90 70 70 90
Масса, кг 1,23 2,13 2,59 3,18 3,92 11,3 6,52 8,31 16,8
Разрушающая механическая сила при растяжении, кН 92 98 82 93 104 178 82 104 178
Выдерживаемое напряжение частотой 50 Гц в течение 5 мин, кВ 121,5 218 298 436 565 750 750 940 940
Выдерживаемое напряжение коммутационного импульса, кВ:                

2690

с формой волны 1,2/50 200 510 740 1060 1440 1730 1740 2850
с формой волны 250/2500 - 430 600 800 1100 1360 1360 > 1700 >1700
(в сухом состоянии)                  
Длина пути тока утечки, мм 618 1790 2745 3740 5350 6620 6485 10 700 10 390

Инженером В.М. Поповым.

За счет этих преимуществ применение специальных изоляторов CI в качестве изолирующих элементов для работ под напряжением значительно эффективнее, чем линейных полимерных изоляторов ЛК.
До начала работ под напряжением каждый изолятор должен был очищен от загрязнений, осмотрен для выявления повреждений защит ной оболочки (трещин, разрывов, раковин), следов электрических разрядов, сползания оконцевателей со стеклопластикового стержня смещения кремнийорганических ребер вдоль стержня. Технологические схемы работ под напряжением должны исключать воздействия на полимерные изоляторы крутящих и изгибающих сил. Параметры изоляторов СК дают возможность при работах под напряжением оставлять их на ВЛ в случае временного прекращения работ на 72 ч при воздействии атмосферных осадков в районах I—III степени загрязненности атмосферы.
При выполнении работ под напряжением в ряде стран (США, Франция, ГДР, Венгрии) применяются длинностержневые изоляторы (тяги с гладкой поверхностью. В качестве изолирующего материала изолирующих тяг (сплошных или трубчатых), заполненных наполнителе» (чаще всего на основе полиуретана), применяются стеклопластик] на эпоксидной основе, несколько отличающиеся по структуре и выпускаемые под различными названиями: эпоксиглас (США), изофиб (Франция).
В Венгрии для работ под напряжением применяются длинностержневы полимерные изоляторы с гладкой и ребристой поверхностью в на скольких вариантах по длине. Таким образом, на ВЛ различных классов напряжения могут использоваться тяги, состоящие из одного или не скольких изоляторов, последовательно могут быть соединены изоляторы разных длин и вида поверхности:

Напряжение ВЛ, кВ 132 230 330 420 750
Строительная длина изолятора, мм 1330 1980 2800 3530 5700
Длина пути утечки изолятора          
с ребристой поверхностью 3100 5010 8200 10 500 16 000
с гладкой поверхностью 1090 1740 2560 3280 5460
Масса изолятора, кг:          
с ребристой поверхностью 9,5 14 17,5 22 33
с гладкой поверхностью 7,5 10,5 12,5 15 22

Стержни изоляторов изготовляются из эпоксидной смолы, усиленной стекловолокном, юбки ребристого изолятора — из циклоалифатической эпоксидной смолы или силиконового эластомера. Ребристая часть изолятора изготовляется отливкой под низким давлением.
Некоторые параметры изолирующих тяг, применяемых в США (фирма CHANCE), приведены ниже:

Максимальная рабочая нагрузка, кН 160 295 340
Строительная длина, мм 334 390 500
Длина изолирующей части, мм 305 367 458
Диаметр, мм 31,5 37,8 50,4
Вес, кг 3,05 4,45 11,3

В соответствии с [54] при электрических испытаниях тяг ток утечки по образцу длиной 25 см, к которому приложено напряжение 100 кВ переменного тока, не должен превышать (6 + Drp) мкА, где DTp - диаметр изолирующего стержня. При конструировании изолирующих устройств, выборе материалов, определении испытательных напряжений кратность импульса максимального коммутационного перенапряжения не должна превышать 3 для устройств, применяемых в электроустановках ниже 345 кВ, 2,4 — в электроустановках 500 кВ, 2 — в электроустановках 750 кВ.
В процессе эксплуатации перед каждой работой под напряжением длинностержневые изоляторы с гладкой поверхностью должны протираться и на них должна наноситься гидрофобная силиконовая смазка. Необходимость соблюдения этого требования также свидетельствует о том, что изоляторы с гладкой поверхностью требуют большего ухода и более восприимчивы к внешним воздействиям, чем изоляторы с ребристой поверхностью. Можно утверждать, что последние имеют значительные эксплуатационные преимущества. Пожалуй, единственный их недостаток — чувствительность к изгибающим и скручивающим нагрузкам. Тем не менее использование того или иного вида изоляторов, воспринимающих вес (тяжение) проводов и изолирующих электромонтера от заземленных элементов опоры, определяется традициями освоения работ под напряжением, технологией ремонтов ВЛ и развитием производства соответствующих видов изоляторов.

 

«Предыдущая страница статьи - Следующая страница статьи»

Изолирующие штанги - Ремонт ВЛ под напряжением

 

Устройства для создания тяжений - Ремонт ВЛ под напряжением

 

Устройства для создания тяжений - Ремонт ВЛ под напряжением

 

Оглавление
Ремонт ВЛ под напряжением
Как составная часть планово-предупредительного ремонта
Развитие ремонтов под напряжением
Основные методы работ под напряжением
Виды ремонтов и технического обслуживания
Метеорологические условия
Опасные факторы
Воздействие электромагнитного поля на персонал
Минимально допустимые воздушные промежутки
Необходимое число исправных изоляторов
Оценка безопасности
Требования к конструкции ВЛ
Технология работ с непосредственным касанием токоведущих частей ВЛ
Схемы и технологии доставки электромонтера к проводу ВЛ
Способы замены изоляторов в поддерживающих гирляндах
Производство ремонтных работ на проводах в пролетах ВЛ
Технология ремонта натяжных гирлянд изоляторов ВЛ
Технология замены дистанционных распорок на молниезащитных тросах ВЛ 500 и 750
Ремонт поддерживающих и натяжных гирлянд изоляторов и провода на ВЛ 35-220
Варианты работ на расстоянии для линий 6-110
Работы под напряжением на промежуточных опорах ВЛ 110 кВ с использованием изолирующих штанг
Выполнение работ с изолирующими штангами на линиях 6-35
Технология работ на линиях до 1 кВ
Подъемные устройства
Кабины и тележки
Специальные изоляторы и изолирующие тяги
Изолирующие штанги
Устройства для создания тяжений
Изолирующие канаты
Ручные инструменты для работ до 1 кВ
Средства защиты персонала
Изолирующие накладки-шланги
Изолирующие накладки
Гибкие изолирующие оболочки
Испытания технических средств
Индивидуальные экранирующие комплекты спецодежды, штанги для выравнивания потенциала
Организация работ под напряжением
Обучение персонала методам работ
Требования к персоналу
Преимущества работ под напряжением
Расчет годового эффекта от внедрения работ
Определение годовой экономии
Экономия производственных ресурсов
Расчет сокращения потерь у потребителей
Затраты на внедрение ремонтов
Литература

Страница 28 из 46

5.6. Устройства для создания тяжений

































Стяжные устройства.

При необходимости замены под напряжением Нескольких изоляторов часто целесообразно ее производить наверху, Не прибегая к опусканию всей изолирующей подвески на землю. Возможность выполнения такой работы наверху особенно важна при ремонтах ВЛ напряжением 220 кВ и выше и замене дефектных изоляторов fc натяжных гирляндах, когда вес гирлянды и высота ее подвески значительны; в случае ремонта натяжных гирлянд на опоре необходимо было бы монтировать крановые устройства и сложную систему захватов и тяг. Для замены нескольких изоляторов после перенесения массы проводов на изолирующие тяги производится стягивание части гирлянды, в которой находятся дефектные изоляторы. Такое же стягивание выполняется и в ветви натяжной гирлянды. Для этой цели применяются специальные стяжные устройства, одно из которых показано на рис. 5.20. Аналогичные устройства разработаны Союзтехэнерго.
Основными элементами стяжного устройства являются винтовые стяжки и ваймы. Винтовая стяжка (рис. 5.21) состоит из винта, половина которого имеет правую резьбу, а другая половина — левую. Вращение ходового винта производится рукояткой; конструкция стяжки позволяет навинчивать ходовые гайки на винт поочередно, использовать всю рабочую длину винта с уменьшенным примерно в 2 раза усилием по сравнению с одновременным стягиванием обеих гаек. Грузозахватные ушки винтовых стяжек шарнирно соединены с ваймами, устанавливаемыми на изоляторах стягиваемого участка гирлянды. Ваймы принципиально такой же конструкции, состоящие из двух полухомутов, соединенных шарнирно, но с измененным элементом крепления к тяговому устройству (рис. 5.22), применяются для опускания и подъема целиком изолирующей подвески.


Домкраты и лебедки.

Освобождение гирлянд изоляторов от веса проводов производится с помощью самых разнообразных устройств: гидравлических и винтовых домкратов, тяговых лебедок, стяжных устройств. Домкраты и стяжные устройства размещаются над гирляндой, в которой заменяются изоляторы и крепятся к траверсе с помощью специальных приспособлений, опорных балок, скоб и тому подобных устройств. При замене изоляторов в одинарной гирлянде домкраты и стяжные устройства снабжены уравнительным коромыслом, к которому для обеспечения симметричной загрузки присоединяется две изолирующие тяги, воспринимающие вес проводов; при замене изоляторов сдвоенной гирлянды используется, как правило, одна тяга. На рис. 5.23 показаны гидравлические домкраты, создающие подъемную силу до 80 кН и применяемые при замене изоляторов на ВЛ 220-750 кВ.
Для подъема и опускания заменяемых при работах под напряжением элементов ВЛ, установки на опоре и демонтажа приспособлений применяются различного рода лебедки, устанавливаемые на стойке опоры у ее основания, на траверсе или вблизи опоры на автомобиле. Наиболее эффективно применение лебедок с механическим — электрическим, бензиновым, гидравлическим приводом (рис. 5.24), в особенности для подъема на опоры ВЛ высших классов напряжения.

Рис. 5.20. Стяжное устройство для замены изоляторов (Венгрия)

Рис. 5.22. Вайма

Рис. 5.21. Стяжка винтовая конструкции Союзтехэнерго
Конструкции лебедок, применяемых для работ под напряжением, весьма разнообразны. При этом они соответствуют определенным требованиям, вытекающим из специфики работ под напряжением.

Рис. 5.25. Лебедка с ручным приводом грузоподъемностью 2 кН конструкции Союзтехэнерго

Рис. 5.24. Лебедка с электроприводом (США)
Рис. 5.23. Гидродомкрат с подъемной силой до 80 кН (Венгрия)

Скорость подачи каната должна быть плавно регулируемой в достаточно широких пределах: от минимальной до обеспечивающей время подъема грузов на высоту опоры не более 8-10 мин. Конструкция должна обеспечивать мгновенное прекращение подачи троса; как правило, это требование обеспечивается применением червячной передачи, специальных редукторов и тормозных систем. Барабаны лебедок рассчитываются на применение изолирующих канатов либо предназначаются для стальных канатов, но в этих случаях конец стального каната должен снабжаться надежным устройством для соединения с изолирующим канатом, имеющим достаточную длину для безопасного выполнения работ под напряжением.
Лебедка ручная конструкции Союзтехэнерго (рис. 5.25) состоит из корпуса, выполненного в виде двух щек, соединенных распорками и перемычкой. Барабан лебедки вращается в любую сторону рукояткой со стопорной двусторонней собачкой и крепится на валу с находящимся на нем фрикционным тормозом. Наматывание троса на барабан может производиться либо вращением рукоятки по кругу, либо возвратно-поступательными движениями. Грузоподъемность лебедки 2 кН.
В некоторых странах (США, Канада, Франция) в качестве тяговых устройств применяются кабестаны с механическим приводом.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow