ТОПЛИВО
Топливо – горючее вещество, выделяющее при сжигании значительное количество теплоты, которая используется непосредственно в технологических процессах или преобразуется в другие виды энергии (например, в механическую на транспорте, в электрическую на тепловых электростанциях и др.).
В народном хозяйстве применяются многочисленные виды топлива. Топливо подразделяют на естественное (природное), непосредственно выделяемые из недр земли, и искусственное, получаемые переработкой природного топлива.
Ниже приведена классификация естественного и искусственного твердого, жидкого и газообразного топлива.
Т а б л и ц а 1
Классификация топлива
Твердое | Жидкое | Газообразное | |||
Естест- венное | Искус- ственное | Естест- венное | Искус- ственное | Естест- венное | Искус- ственное |
Дрова Торф Бурый уголь Каменный уголь Полуантра цит Антрацит Сланцы Битуминоз ные пески | Древесный уголь Торфяной полукокс Буроугольный полукокс Каменно угольный полукокс Брикеты торфяные и угольные Промышленные и коммунальные отходы | Нефть Газовый конден- сат | Бензин Керосин Дизельное топливо Мазут Смола Сланце- вое масло Метанол Этанол | Природный газ Попутный нефтяной газ Шахтный газ | Нефтезаводской Сжиженный Полукоксовый Коксовый Водяной Смешанный Генераторный Воздушный Доменный Ваграночный Водород Газы процессов брожения |
Не все из перечисленных видов имеют широкое применение. Состав и свойства наиболее важных видов естественного и искусственного топлива будет рассмотрен ниже.
|
|
Важнейшие свойства топлива
Основные характеристики топлива, определяющие его ценность, удобство использования, эффективность и др., приведены ниже:
1. Теплотворная способность, или теплота сгорания. Представляет собой количество теплоты, которое выделяется при сгорании либо 1 кг, либо 1м3 топлива. Эта характеристика определяет расход топлива и транспортные расходы на единицу энергии.
2. Жаропроизводительность. Представляет собой максимальную температуру, которой можно достигнуть при сжигании топлива в адиабатических условиях. Определяет эффективность топлива в высокотемпературных процессах.
3. Содержание балласта, т.е. минеральной несгораемой массы, а также влаги в твердом и жидком топливе, а азота и углекислого газа – в газообразном топливе. Чем выше содержание балласта, тем ниже теплотворная способность и жаропроизводительность.
4. Содержание вредных примесей, снижающих ценность топлива и обуславливающих загрязнение окружающей среды (например, серы).
|
|
5. Выход летучих веществ и обуглероженных остатков (например, кокса), определяющий легкость его зажигания и целесообразность применения в данном технологическом процессе.
6. Удобство сжигания топлива (простота устройств для сжигания, легкость регулировки процесса горения).
Сложность и затраты подготовки топлива к сжиганию.
8. Степень сложности разведки, трудности добычи и себестоимость топлива.
9. Удаленность месторождения от районов потребления и стоимость перевозки, транспортировки.
Главные требования, предъявляемые к технологическому топливу
• низкая стоимость добычи,
• низкая стоимость транспортирования,
• удобство применения,
• возможность использования с высоким коэффициентом полезного действия,
• малое содержание вредных примесей.
Важнейшие компоненты топлива
Углерод. Имеет наибольшее значение. Его содержание в горючей массе (массе за вычетом воды и минеральных примесей) находится обычно в пределах от 50 до 99%.
Далее в тексте содержание какого-либо компонента в горючей массе обозначается верхним индексом "г".
В таблице 2 приведено содержание углерода и других важных компонентов в некоторых твердых видах топлива.
В природном газе содержится 75-90% углерода, в бензине 85%, в керосине – 86%.
В среднем горение углерода в различных видах топлива, независимо от его состава, дает около 33мДж/кг.
Жаропроизводительность углерода равна 2240°С (средняя по всем видам топлива).
Т а б л и ц а 2
Содержание важных компонентов в некоторых твердых видах топлива
(в горючей массе), %
Топливо | Сг | Sг | Hг | Ог | Выход летучих |
Дрова | 51 | - | 6,1 | 42,3 | 85 |
Торф | 50 - 60 | 0,1 – 1,5 | 5 – 6,5 | 30 - 40 | 70 |
Сланцы | 60-75 | 4-13 | 7-10 | 12-17 | 80-90 |
Бурый уголь | 64-78 | 0,3-6 | 3,8-6,3 | 15-26 | 40-60 |
Каменный уголь | 75-90 | 0,5-6 | 4-6 | 2-13 | 9-50 |
Антрацит | 93-94 | 2-3 | 2 | 1-2 | 3-4 |
Водород. Второй по значению компонент. Содержание в твердых видах топлива см. табл. 2. В дизельном топливе содержится 13%, в мазуте – 11-12%, в керосине 14%, в бензине 15%, в сжиженном газе 18%, а в природном газе до 25%.
В среднем сгорание 1 кг водорода в составе топлива дает 141,5мДж теплоты, что в 4,2 раза выше теплоты сгорания углерода. Поэтому с увеличение содержания водорода в топливе растет его теплотворная способность и жаропроизводительность. Из углеводородов наибольшая теплотворная способность у метана (50мДж/кг). У мазута, к примеру, она равна 42мДж/кг.
Жаропроизводительность водорода равна 2235°С.
Кислород. Третий важнейший компонент горючей массы. Его практически нет в жидком и газообразном топливе.
Чем моложе твердое топливо, тем больше оно содержит кислорода (см. табл. 2, в которой сверху вниз растет возраст топлива).
Кислород в топливе снижает теплоту сгорания. В этом смысле он является балластом. В основном он находится в составе таких функциональных групп, как -ОН, -СООН, и уже не способен окислять углерод и водород топлива.
С другой стороны, топливо с высоким содержанием кислорода характеризуется высоким выходом летучих веществ и легко зажигается.
Сера. Сера может содержаться в трех состояниях:
· Органическая – в составе сложных органических соединений. Встречается в жидком и твердом топливе.
· Колчеданная, или пиритная. Содержится в виде железного колчедана FeS2. Содержится только в твердом топливе.
· Сульфатная – в составе сульфатов различных металлов (кальция, железа и др.). Содержится только в твердом топливе.
Сера не только снижает теплотворную способность, но и сильно загрязняет окружающую среду, выделяясь в виде оксидов.