Тема 4.8. Человек и политика

В августе 2014-го года аналитический центр «Левада-центр» задал 1600-а совершеннолетним россиянам в 134-х населённых пунктах вопрос: «Какое из следующих утверждений более всего соответствует вашему отношению к политике?». Было предложено выбрать один из пяти ответов. «Я принимаю активное участие в деятельности политической партии/ группы или активно поддерживаю её», – так ответили два процента участников опроса. «Я с интересом слежу за политическими событиями в России, но не принимаю участия в деятельности политических партий/ групп», – сорок процентов респондентов. «Я довольно безразлично отношусь к политической жизни в России, она меня не слишком заботит», – тридцать процентов. «Мне не нравится политика, и я не собираюсь беспокоиться по поводу неё», – двадцать три процента. «Затрудняюсь ответить», – четыре процента. Желания участвовать в политической жизни у россиян оказалось ещё меньше, чем интереса к ней. Лишь восемнадцать процентов респондентов выбрали ответы «определённо да» и «скорее, да» на вопрос: «Вы хотели бы участвовать в политической жизни, хотя бы на уровне своего города». Семьдесят семь процентов ответили «скорее, нет» и «определённо нет». Пять процентов затруднились ответить на этот вопрос.

Оставим пока в стороне вопрос о том, почему наши соотечественники проявляют такое безразличие к вопросам политики. Давайте определимся для начала с тем, каким образом человек может поучаствовать в политической жизни России.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18-ти лет, получает избирательное право, то есть может участвовать в выборах. Условия, необходимые для участия в выборах, принято определять термином «избирательный ценз».

В разных странах в разные исторические периоды существовали и другие избирательные цензы. До начала 20-ого века в большинстве государств не имели избирательных прав женщины. В Великобритании долгое время действовал имущественный ценз: принимать участие в выборах могли лишь те совершеннолетние мужчины, которые получали годовой доход более определённой суммы. Ограничения избирательного права могли быть связаны также с расой или национальностью гражданина. До 1975-го года в США действовал ценз грамотности. То есть, некоторым избирателям предлагали перед голосованием пройти тест на умение читать. Возрастной ценз обычно определяет возраст, до достижения которого нельзя участвовать в выборах. Вам, вероятно, будет интересно знать, что некоторое время тому назад в ФРГ обсуждался вопрос об отмене этого ценза. Предлагалось дать избирательное право всем гражданам страны. За детей, которые не в состоянии были бы ещё принимать участие в политической жизни, по замыслу авторов идеи, голосовали бы их родители. В ряде стран, например, в Бразилии и Турции, избирательных прав лишаются военнослужащие (наверное, исходя из принципа «Армия вне политики»). Некоторые из избирательных цензов можно отнести к разряду моральных. В Мексике, например, не могут голосовать те, кто употребляет наркотики, а в Нидерландах – граждане, лишённые родительских прав.

Какие цензы, кроме возрастного, существуют в нашей стране? Для пассивного избирательного права их больше, чем для активного.

Что означают эти понятия? Активное избирательное право – это право избирать, голосовать за того или иного кандидата на выборную должность. Лишаются права избирать те совершеннолетние граждане, которые признаны судом недееспособными. Чаще всего такое решение выносится в связи с серьёзными проблемами в умственном или психическом развитии человека, которые не позволяют ему нести ответственность за свои действия. Голосовать не могут также те, кто по приговору суда содержатся в местах лишения свободы за совершение преступления.

Пассивное избирательное право – это право быть избранным. Депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран молодой человек, достигший 18-ти лет. Выдвинуть свою кандидатуру на выборах в Государственную думу может гражданин, которому на момент выборов исполнился 21 год. Сенатором, членом Совета Федерации, не может быть человек моложе 30-ти лет. А кандидат в Президенты на день голосования должен перейти 35-летний рубеж. Также для желающих занять многие выборные должности существует ценз оседлости. Например, в июне 2014-го года Президент подписал закон, согласно которому представлять свой регион в Совете Федерации может лишь гражданин, которой прожил на его территории, в совокупности, не менее двадцати лет. Будущий же президент должен не менее десяти лет постоянно проживать в Российской Федерации.

Не имеет права быть избранным гражданин России, имеющий иностранное гражданство. Пассивное избирательное право ограничено также для лиц, осуждённых к лишению свободы за преступления, если судимость не снята или не погашена на день голосования. Если речь идёт о тяжких и особо тяжких преступлениях, это ограничение действует ещё 10 – 15 лет после снятия судимости.

Так как названные ограничения не приводят к лишению избирательного права значительного количества граждан, мы можем говорить о всеобщем избирательном праве в нашей стране. По Конституции выборы должны быть свободными, равными, прямыми при тайном голосовании.

Принцип свободных выборов означает, что гражданин сам решает, за кого ему голосовать и приходить ли на избирательный участок. Участие в выборах – это право, а не обязанность гражданина. Есть даже специальный термин для тех людей, которые сознательно не участвуют в выборах или в политической жизни в целом. Их называют абсентеистами – от латинского absentis (отсутствующий).

Принцип равенства предполагает, что у всех граждан, приходящих на избирательный участок, одинаковое количество голосов.

Прямые выборы – это выборы одноступенчатые, когда избиратели голосуют непосредственно за кандидата или за список кандидатов.

Тайное голосование необходимо для обеспечения равенства и свободы. Любой контроль за волеизъявлением избирателей запрещён законом. Заполнение избирательного бюллетеня происходит в специальной кабинке, где голосующий находится один. Он ставит абстрактный знак – галочку, крестик, зачёркивание слова, который не позволит провести идентификацию, то есть определить личность человека.

Когда мы говорим о выборах в той или иной стране, уточняем, какая избирательная система там действует. Всего известно 4 типа избирательных систем.

Мажоритарная избирательная система предполагает, что территория страны делится на избирательные округа, от каждого из которых избирается один депутат представительного органа. Чтобы кандидат стал депутатом, нужно получить абсолютное или относительное большинство голосов избирателей. Абсолютное – это значит, более 50-ти процентов от числа принявших участие в выборах. Часто существует и дополнительное условие: если на участки для голосования явилось не менее половины граждан, обладающих избирательным правом. Относительное большинство – значит, больше, чем любой из остальных кандидатов. Например, избранным будет считаться тот кандидат, который набрал 20 процентов голосов, если остальные пять набрали 19, 18, 16, 14 и 13 процентов соответственно.

Мажоритарная избирательная система имеет как свои достоинства, так и недостатки. К первым можно отнести то, что избиратели голосуют за конкретного человека, то есть именно граждане определяют персональный состав представительного органа. Чаще всего предусмотрена возможность отзыва депутата, если он не оправдывает доверие избирателей. Но существует одна серьёзная проблема. Выборную должность занимает человек, получивший большинство голосов. Вроде бы, всё справедливо. Но, во-первых, большинство может быть весьма относительным, даже если оно абсолютное. Явилось на выборы шестьдесят процентов избирателей, из них пятьдесят пять процентов проголосовало за данного кандидата. Какую часть населения он в этом случае реально представляет? Получается около трети. А во-вторых, кто будет представлять интересы тех, кто оказался в меньшинстве? Они ведь такие же граждане, с теми же правами.

Пропорциональная система решает эту проблему. В день выборов избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за политическую партию, за партийный список кандидатов. В представительном органе партии получают количество мест пропорционально количеству полученных голосов. Грубо говоря, проголосовало за партию 50 процентов избирателей, она получила половину депутатских мест. А если 10 процентов, то десятую часть. То есть политическая, партийная раскладка в выборном органе власти отражает предпочтения, симпатии и антипатии всех граждан. Но возникает другая проблема: получается, что население никак не может повлиять на то, кто войдёт в эти самые партийные списки. Кандидатов определяет партийный съезд. Отозвать плохо работающего депутата избиратели тоже не могут.

Попыткой разрешить эти противоречия стала смешанная система, когда часть депутатов избирается по партийным спискам, а часть – непосредственно в избирательных округах. Именно такая система действовала в России при выборах депутатов Государственной думы в 1993-м – 2003-м годах. Депутаты Госдумы пятого и шестого созывов избирались исключительно по партийным спискам. Но в 2014-м году в федеральное избирательное законодательство были внесены изменения, и новые парламентские выборы вновь будут проходить по смешанной системе. 225 депутатов будут избраны в одномандатных округах, то есть в Думу пройдёт по одному депутату от каждого округа. Вторая половина депутатов будет представлять политические партии России. Избирателю надо будет заполнить два бюллетеня. В одном он выберет одну фамилию, а в другом – одну партию, один партийный список. Не все политические партии получат места в парламенте. Лишь те, которые прошли 5-процентный барьер, то есть, в целом по стране за них проголосует не менее пяти процентов избирателей.

Есть ещё четвёртая избирательная система – представительного меньшинства. За какой-то социальной, национальной или религиозной группой закрепляется определённое количество мест в выборном органе. На эти места могут претендовать только те кандидаты, которые представляют эту группу.

Сравнивая разные избирательные системы, следуют помнить о том, что в любом случае, только равные, честные, альтернативные выборы приведут к тому, что представительные органы будут реально представлять население страны.

Высказать своё мнение о предпочтительном пути решения той или иной политической проблемы граждане могут на референдуме – всенародном голосовании по наиболее важным вопросам жизни общества. Конституция России, Федеральный конституционный Закон «О референдуме в Российской Федерации» предусматривает возможность их проведения, как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации и муниципальных образованиях. Инициаторами общероссийского референдума могут стать Конституционное собрание, федеральные органы власти, а также граждане России. Но не каждый по отдельности, а в количестве не менее 2-х миллионов человек. Правда, после конституционного референдума на федеральном уровне всенародных голосований не проводилось. Да и в большинстве субъектов федерации тоже. Более вероятно для вас, как будущих избирателей, поучаствовать в местных референдумах, на которые будет вынесен вопрос о какой-либо важной для жителей проблеме.

Участие граждан в таких публичных мероприятиях как народные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикеты – это тоже политической участие. Ведь они проводятся ради того, чтобы выразить свою обеспокоенность какой-либо проблемой, отношение к тому или иному событию или протест против действий органов власти.

Граждане имеют также право обращаться в государственные органы с заявлениями, жалобами или предложениями, как лично, так и коллективно. Законодательство требует от должностных лиц оперативно реагировать на подобные обращения. К сожалению, зачастую эта реакция носит формальный, бюрократический характер.

Кроме того, по Конституции граждане имеют равные права на занятие государственных должностей. Разумеется, если они обладают необходимой для этого квалификацией.

Пора подводить итог.

Какие возможности есть у гражданина нашей страны, чтобы принять участие в политической жизни?

По достижении совершеннолетия он может реализовать своё право избирать и быть избранным, то есть активное и пассивное избирательное право.

Также он может стать участником, а может быть, и инициатором федерального или местного референдума.

Граждане имеют право организовывать и участвовать в политических публичных мероприятиях, направлять обращения в государственные органы, иметь равный доступ к государственным должностям.

Также мы выделили основные принципы демократических выборов: они должны быть всеобщими, свободными, равными, прямыми при тайном голосовании.

И ещё мы назвали 4 избирательные системы: мажоритарную, пропорциональную, смешанную и представительного меньшинства. И выяснили, что выборы в Государственную думу 7-ого созыва будут проходить по смешанной системе.

Возможности участвовать в политической жизни у гражданина Российской Федерации есть. Почему политическая активность российских граждан, судя по социологическим опросам, такая низкая? А каково ваше мнение по этому поводу?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: