ТЕМА: «Принципы товароведения»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ

 

Для группы 1102 кмм

Преподаватель: вместо Киладзе АБ практические работы по учебной дисциплине принимает Щербинина Марина Владимировна

 

ТЕМА: «Функции товара»

Краткий курс лекции

Товар характе­ризуется многофункциональностью, при этом основные функции товара можно свести к ряду положений.

Потребительская функция товара заключается в его способ­ности соответствовать запросам потребителей благодаря прису­щим ему основополагающим характеристикам товаров. Среди этих характеристик приоритетными являются товароведческие характеристики (качественная, количественная и ассортиментная), так как обуславливают потребительную стоимость, или полезность, товара. Примером потребительской функции пищевых продуктов может служить их способность поставлять организму жизненно необходимые для обмена вещества, а также для под­держания постоянства внутренней среды человека. Потреби­тельная ценность одежно-обувных товаров состоит в их способ­ности защищать от неблагоприятных внешних воздействий, со­ответствовать определенным эстетическим и социальным запросам потребителей.

Маркетинговая функция товара реализуется через его спо­собность удовлетворять разные виды и разновидности потреб­ностей. Потребность — это нужда (надобность) в чем-либо, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Степень удовлетворенности потребителей определяет потребительские предпочтения и конкурентоспособность това­ров, что влияет на стимулирование сбыта. В отличие от потребительской функции, когда у потребителя есть определенные знания товара и ожидания удовлетворения потребностей, маркетинговая функция более гибкая. При от­сутствии потребностей, в том числе и спроса, из-за незнания товаров или их отдельных потребительских свойств (например, при появлении новых товаров), неприемлемости (недоступно­сти) цен и в других ситуациях благодаря комплексу маркетин­говых мероприятий (например, формированию бренда, рекла­ме, системе скидок и т. п.) формируется спрос на такие товары. Более того, благодаря маркетинговой функции одни товары («локомотивы») способствуют продаже других товаров («вагон­чиков»).

Коммерческая функция товара обусловлена его основным назначением как объекта купли-продажи. Для этого товар дол­жен быть доставлен от изготовителя до конечного потребителя с помощью каналов распределения в определенные сроки и при необходимых условиях. Все этапы и операции товародви­жения должны быть организованы с учетом свойств товаров (сохраняемости, безопасности и др.). Коммерческая функция товара обеспечивается путем управления технологическим цик­лом товародвижения, включая доставку, хранение, приемку, товарную обработку и реализацию товаров.

Правовая функция товара заключается в том, что, с одной стороны, он выступает как объект договорных отношений, с другой стороны, он должен соответствовать требованиям нор­мативных документов (федеральных законов, стандартов, технических условий), а также положениям договоров. При этом обязанность соответствия вытекает из договорных отношений и необходи­мости соблюдения достоверности информации.

Финансовая функция товара определяется тем, что любой то­вар должен приносить прибыль. В качестве средства реализа­ции этой функции выступают приемлемые для потребителей определенных целевых сегментов цены. Цена — это денежное выражение стоимости. Стоимость — это овеществленный труд товаропроизводителя. Необходимо отметить, что цена также является основополагающей характеристикой товара, однако данная характеристика имеет экономическое содержание. Полагают, что любая орга­низация должна определить свою ценовую политику и страте­гию ценообразования для каждого товара не только с учетом потребительской, но и маркетинговой, коммерческой и право­вой функций.

Конечным результатом реализации рассмотренных функ­ций является реализация товара и удовлетворение им потреб­ностей, причем все указанные функции удовлетворяют по­требности конечного потребителя, а правовая и финансовая функции дополнительно и соответствующие потребности орга­низаций. Реализация всех функций осуществляется благодаря тому, что любой товар обязательно должен быть объектом купли-продажи [1].

Вопросы самоконтроля

1. В чем заключается специфика потребительской функции товара?

2. В чем заключается особенность маркетинговой функции товара?

3. Какие элементы включает коммерческая функция товара?

4. Какие документы определяют правовую функцию товара?

5. Какие экономические категории составляют основу финансовой функции товара?

Практическое задание

 Ответьте на вопросы теста, указав один правильный ответ. Результаты занесите в табличный формуляр.

1. С какой функцией связаны основополагающие характеристики товара, имеющие товароведческое содержание?

А. Правовая функция.

Б. Коммерческая функция.

В. Маркетинговая функция.

Г. Потребительская функция.

 

2. С какой функцией связана основополагающая характеристика товара, имеющая экономическое содержание?

А. Правовая функция.

Б. Финансовая функция.

В. Маркетинговая функция.

Г. Потребительская функция.

 

3. Какая функция товара предполагает удовлетворение потребностей потребителей?

А. Правовая функция.

Б. Коммерческая функция.

В. Маркетинговая функция.

Г. Потребительская функция.

 

4. Какая функция товара предполагает учет этапов и операций товародви­жения?

А. Финансовая функция.

Б. Правовая функция.

В. Коммерческая функция.

Г. Маркетинговая функция.

 

5. Какая функция товара связана с выполнением договорных обязательств контрагентов?

А. Правовая функция.

Б. Коммерческая функция.

В. Маркетинговая функция.

Г. Потребительская функция.

Методические рекомендации

Правильный ответ на один вопрос оценивается в один балл. Результаты тестового задания занесите в следующий формуляр.

Номер вопроса 1 2 3 4 5
Вариант ответа          

Рекомендованная литература:

1.  Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. М.: Норма, 2013. 448 с.

ТЕМА: «Принципы товароведения»

Краткий курс лекции

 Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах. Принцип (лат. principium — основа, начало) — основное ис­ходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.

Принципами товароведения являются безопасность, эффек­тивность, совместимость, взаимозаменяемость, систематиза­ция и соответствие.

Безопасность — основополагающий принцип, который за­ключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с воз­можностью нанесения товаром (или услугой, или процессом) ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

Безопасность одновременно является одним из обязатель­ных потребительских свойств товара, которое рассматривается как риск или ущерб для потребителя, ограниченный допусти­мым уровнем.

С позиций товароведения товар должен обладать безопасно­стью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении про­цессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.

Эффективность — принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.

Данный принцип имеет важное значение при формирова­нии ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товаровед­ной деятельности должны быть направлены на повышение эф­фективности. Это достигается комплексным подходом, осно­ванным на выборе таких методов и средств, которые обеспечи­вают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определя­ется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.

Совместимость — принцип, определяемый пригодностью то­варов, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Совместимость товаров принимается во внимание при фор­мировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Совместимость дета­лей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуа­тации сложнотехнических и других товаров — непременное ус­ловие сохранения их качества у потребителя. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наибо­лее полного удовлетворения потребностей. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.

Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодно­стью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполне­ния одних и тех же требований.

Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время позволяет удовлетворять аналогич­ные потребности различными товарами. Чем ближе характери­стики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимо­заменяемому использованию. Так, взаимозаменяемость кефира и простокваши больше, чем кефира и молока; это имеет значение прежде всего для потребителей, организм которых не ус­ваивает лактозу молока.

Способность товара или отдельных комплектующих его из­делий быть использованными вместо другого для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ас­сортимента взаимозаменяемых товаров.

Систематизация — принцип, заключающийся в установле­нии определенной последовательности однородных, взаимосвя­занных товаров, процессов или услуг.

С учетом многообразия объектов систематизация в товаро­ведении имеет чрезвычайно важное значение, так как позволя­ет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории (систематические категории), составить систему, по­строенную по определенному плану.

Принцип систематизации положен в основу группы мето­дов, в состав которых входят классификация, обобщение и ко­дирование. Он широко применяется в товароведении. На этом принципе базируется изложение учебной информации во всех разделах «Товароведения продовольственных товаров» и «Това­роведения непродовольственных товаров».

Системный подход к управлению товародвижением, бази­рующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход по­зволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, про­цессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаи­мосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Соответствие — принцип, заключающийся в соблюдении ус­тановленных требований. При этом характеристики товаров или процессов производства, транспортирования, хранения, реализации и эксплуатации должны соответствовать регламен­тируемым требованиям нормативных документов или запросам потребителей.

В товароведении данный принцип играет решающую роль при управлении ассортиментом, оценке качества, обеспечении условий и сроков перевозки, хранения и реализации, а также при выборе упаковки. На этом принципе базируется определе­ние градаций качества, выявление дефектов и прогнозирование сохраняемости товаров [1].

Вопросы самоконтроля

1. В чем заключается основополагающий характер безопасности как принципа товароведения?

2. Раскройте смысл эффективности как принципа товароведения.

3. В чем заключается отличие совместимости от взаимозаменяемости товаров?

4. Какую роль имеет систематизация в классификации товаров?

5. Раскройте смысл соответствия как принципа товароведения.

Практическое задание

Ответьте на вопросы теста, указав один правильный ответ. Результаты занесите в табличный формуляр.

1. С каким принципом товароведения связана экономическая целесообразность производства товаров?

А. Безопасность.

Б. Эффективность.

В. Систематизация.

Г. Соответствие.

 

2. С каким принципом товароведения связаны вопросы классификации и кодирования товаров?

А. Соответствие.

Б. Систематизация.

В. Совместимость.

Г. Взаимозаменяемость.

 

3. С каким принципом товароведения связано соблюдение качества товаров установленным требованиям?

А. Соответствие.

Б. Взаимозаменяемость.

В. Совместимость.

Г. Безопасность.

 

4. Какой принцип товароведения предполагает отсутствие недопустимого риска, связанного с воз­можностью нанесения товаром ущерба здоровью потребителей?

А. Безопасность.

Б. Эффективность.

В. Систематизация.

Г. Соответствие.

 

5. Какой принцип товароведения предполагает совместное использование товаров?

А. Соответствие.

Б. Систематизация.

В. Совместимость.

Г. Взаимозаменяемость.

Методические рекомендации

Правильный ответ на один вопрос оценивается в один балл. Результаты тестового задания занесите в следующий формуляр.

Номер вопроса 1 2 3 4 5
Вариант ответа          

Рекомендованная литература:

1.  Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. М.: Норма, 2013. 448 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: