ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ
Для группы 1102 кмм
Преподаватель: вместо Киладзе АБ практические работы по учебной дисциплине принимает Щербинина Марина Владимировна
ТЕМА: «Функции товара»
Краткий курс лекции
Товар характеризуется многофункциональностью, при этом основные функции товара можно свести к ряду положений.
Потребительская функция товара заключается в его способности соответствовать запросам потребителей благодаря присущим ему основополагающим характеристикам товаров. Среди этих характеристик приоритетными являются товароведческие характеристики (качественная, количественная и ассортиментная), так как обуславливают потребительную стоимость, или полезность, товара. Примером потребительской функции пищевых продуктов может служить их способность поставлять организму жизненно необходимые для обмена вещества, а также для поддержания постоянства внутренней среды человека. Потребительная ценность одежно-обувных товаров состоит в их способности защищать от неблагоприятных внешних воздействий, соответствовать определенным эстетическим и социальным запросам потребителей.
|
|
Маркетинговая функция товара реализуется через его способность удовлетворять разные виды и разновидности потребностей. Потребность — это нужда (надобность) в чем-либо, необходимая для поддержания жизнедеятельности. Степень удовлетворенности потребителей определяет потребительские предпочтения и конкурентоспособность товаров, что влияет на стимулирование сбыта. В отличие от потребительской функции, когда у потребителя есть определенные знания товара и ожидания удовлетворения потребностей, маркетинговая функция более гибкая. При отсутствии потребностей, в том числе и спроса, из-за незнания товаров или их отдельных потребительских свойств (например, при появлении новых товаров), неприемлемости (недоступности) цен и в других ситуациях благодаря комплексу маркетинговых мероприятий (например, формированию бренда, рекламе, системе скидок и т. п.) формируется спрос на такие товары. Более того, благодаря маркетинговой функции одни товары («локомотивы») способствуют продаже других товаров («вагончиков»).
Коммерческая функция товара обусловлена его основным назначением как объекта купли-продажи. Для этого товар должен быть доставлен от изготовителя до конечного потребителя с помощью каналов распределения в определенные сроки и при необходимых условиях. Все этапы и операции товародвижения должны быть организованы с учетом свойств товаров (сохраняемости, безопасности и др.). Коммерческая функция товара обеспечивается путем управления технологическим циклом товародвижения, включая доставку, хранение, приемку, товарную обработку и реализацию товаров.
|
|
Правовая функция товара заключается в том, что, с одной стороны, он выступает как объект договорных отношений, с другой стороны, он должен соответствовать требованиям нормативных документов (федеральных законов, стандартов, технических условий), а также положениям договоров. При этом обязанность соответствия вытекает из договорных отношений и необходимости соблюдения достоверности информации.
Финансовая функция товара определяется тем, что любой товар должен приносить прибыль. В качестве средства реализации этой функции выступают приемлемые для потребителей определенных целевых сегментов цены. Цена — это денежное выражение стоимости. Стоимость — это овеществленный труд товаропроизводителя. Необходимо отметить, что цена также является основополагающей характеристикой товара, однако данная характеристика имеет экономическое содержание. Полагают, что любая организация должна определить свою ценовую политику и стратегию ценообразования для каждого товара не только с учетом потребительской, но и маркетинговой, коммерческой и правовой функций.
Конечным результатом реализации рассмотренных функций является реализация товара и удовлетворение им потребностей, причем все указанные функции удовлетворяют потребности конечного потребителя, а правовая и финансовая функции дополнительно и соответствующие потребности организаций. Реализация всех функций осуществляется благодаря тому, что любой товар обязательно должен быть объектом купли-продажи [1].
Вопросы самоконтроля
1. В чем заключается специфика потребительской функции товара?
2. В чем заключается особенность маркетинговой функции товара?
3. Какие элементы включает коммерческая функция товара?
4. Какие документы определяют правовую функцию товара?
5. Какие экономические категории составляют основу финансовой функции товара?
Практическое задание
Ответьте на вопросы теста, указав один правильный ответ. Результаты занесите в табличный формуляр.
1. С какой функцией связаны основополагающие характеристики товара, имеющие товароведческое содержание?
А. Правовая функция.
Б. Коммерческая функция.
В. Маркетинговая функция.
Г. Потребительская функция.
2. С какой функцией связана основополагающая характеристика товара, имеющая экономическое содержание?
А. Правовая функция.
Б. Финансовая функция.
В. Маркетинговая функция.
Г. Потребительская функция.
3. Какая функция товара предполагает удовлетворение потребностей потребителей?
А. Правовая функция.
Б. Коммерческая функция.
В. Маркетинговая функция.
Г. Потребительская функция.
4. Какая функция товара предполагает учет этапов и операций товародвижения?
А. Финансовая функция.
Б. Правовая функция.
В. Коммерческая функция.
Г. Маркетинговая функция.
5. Какая функция товара связана с выполнением договорных обязательств контрагентов?
А. Правовая функция.
Б. Коммерческая функция.
В. Маркетинговая функция.
Г. Потребительская функция.
Методические рекомендации
Правильный ответ на один вопрос оценивается в один балл. Результаты тестового задания занесите в следующий формуляр.
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вариант ответа |
Рекомендованная литература:
1. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. М.: Норма, 2013. 448 с.
ТЕМА: «Принципы товароведения»
Краткий курс лекции
Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах. Принцип (лат. principium — основа, начало) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.
|
|
Принципами товароведения являются безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость, систематизация и соответствие.
Безопасность — основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром (или услугой, или процессом) ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.
Безопасность одновременно является одним из обязательных потребительских свойств товара, которое рассматривается как риск или ущерб для потребителя, ограниченный допустимым уровнем.
С позиций товароведения товар должен обладать безопасностью для всех субъектов коммерческой деятельности. В то же время в товароведении принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже. Безопасными должны быть упаковка, окружающая среда и др.
Эффективность — принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении (эксплуатации) товаров.
Данный принцип имеет важное значение при формировании ассортимента, а также обеспечении качества и количества товаров на разных этапах товародвижения. Все виды товароведной деятельности должны быть направлены на повышение эффективности. Это достигается комплексным подходом, основанным на выборе таких методов и средств, которые обеспечивают наилучшие конечные результаты при минимальных затратах. Так, эффективность упаковки или хранения определяется количеством сохраненных товаров надлежащего качества и затратами на эти процессы.
Совместимость — принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.
Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима. Совместимость деталей, комплектующих изделий при монтаже, наладке и эксплуатации сложнотехнических и других товаров — непременное условие сохранения их качества у потребителя. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушения обмена веществ у человека.
|
|
Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.
Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию. Так, взаимозаменяемость кефира и простокваши больше, чем кефира и молока; это имеет значение прежде всего для потребителей, организм которых не усваивает лактозу молока.
Способность товара или отдельных комплектующих его изделий быть использованными вместо другого для выполнения тех же требований играет важную роль при формировании ассортимента взаимозаменяемых товаров.
Систематизация — принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.
С учетом многообразия объектов систематизация в товароведении имеет чрезвычайно важное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории (систематические категории), составить систему, построенную по определенному плану.
Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которых входят классификация, обобщение и кодирование. Он широко применяется в товароведении. На этом принципе базируется изложение учебной информации во всех разделах «Товароведения продовольственных товаров» и «Товароведения непродовольственных товаров».
Системный подход к управлению товародвижением, базирующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.
Соответствие — принцип, заключающийся в соблюдении установленных требований. При этом характеристики товаров или процессов производства, транспортирования, хранения, реализации и эксплуатации должны соответствовать регламентируемым требованиям нормативных документов или запросам потребителей.
В товароведении данный принцип играет решающую роль при управлении ассортиментом, оценке качества, обеспечении условий и сроков перевозки, хранения и реализации, а также при выборе упаковки. На этом принципе базируется определение градаций качества, выявление дефектов и прогнозирование сохраняемости товаров [1].
Вопросы самоконтроля
1. В чем заключается основополагающий характер безопасности как принципа товароведения?
2. Раскройте смысл эффективности как принципа товароведения.
3. В чем заключается отличие совместимости от взаимозаменяемости товаров?
4. Какую роль имеет систематизация в классификации товаров?
5. Раскройте смысл соответствия как принципа товароведения.
Практическое задание
Ответьте на вопросы теста, указав один правильный ответ. Результаты занесите в табличный формуляр.
1. С каким принципом товароведения связана экономическая целесообразность производства товаров?
А. Безопасность.
Б. Эффективность.
В. Систематизация.
Г. Соответствие.
2. С каким принципом товароведения связаны вопросы классификации и кодирования товаров?
А. Соответствие.
Б. Систематизация.
В. Совместимость.
Г. Взаимозаменяемость.
3. С каким принципом товароведения связано соблюдение качества товаров установленным требованиям?
А. Соответствие.
Б. Взаимозаменяемость.
В. Совместимость.
Г. Безопасность.
4. Какой принцип товароведения предполагает отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром ущерба здоровью потребителей?
А. Безопасность.
Б. Эффективность.
В. Систематизация.
Г. Соответствие.
5. Какой принцип товароведения предполагает совместное использование товаров?
А. Соответствие.
Б. Систематизация.
В. Совместимость.
Г. Взаимозаменяемость.
Методические рекомендации
Правильный ответ на один вопрос оценивается в один балл. Результаты тестового задания занесите в следующий формуляр.
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вариант ответа |
Рекомендованная литература:
1. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения. М.: Норма, 2013. 448 с.