Подача сигнала не даёт водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности

 

     

·

Тема 8.2. Начало движения, перестроения.

 

Именно так называется эта подтема в сборнике «Экзаменационные задачи тематические», по которым вы сейчас занимаетесь в автошколе. Хотя на самом деле речь тут идёт не только о начале движения и перестроениях, но ещё и о других специфических манёврах, а именно:съезд на прилегающую территорию, выезд из прилегающей территории, съезд на полосу торможения, выезд на полосу разгона, а также о случаях, которые в Правилах не оговорены.     Начало движения.   Водитель белого автомобиля собирается начать движение после преднамеренной остановки, а водитель синего автомобиля наоборотнамерен припарковаться. Кто должен уступить дорогу?   Правила. Раздел 8. Пункт 8.1, второе предложение. При выполнении манёвра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.   Сейчас оба маневрируют одновременно и если руководствоваться пунктом 8.1 Правил, то ситуация патовая – оба одновременно должны уступать дорогу друг другу. Так почему же в реальной действительности начинающий движение обязательно уступает дорогу всем остальным, в том числе и совершающим другие манёвры?   Тут дело вот в чём. «Белый», совершив преднамеренную остановку, на некоторое время выбыл из Транспортного Мира. Начиная движение (то есть, возвращаясь в Транспортный Мир), образно говоря, он должен «снять шляпу, прижать её к груди и попросить у всех разрешения войти». Для того чтобы его действия квалифицировались, как манёвр, ему сейчас даже не обязательно перестраиваться. Сам факт перевода транспортного средства из неподвижного состояния в подвижное - уже манёвр. И, следовательно, водитель не вправе тронуться с места до тех пор, пока это может создать помехи другим участникам движения. Откуда это следует? В тексте Правил в явном виде этого нет, а пункт 8.1 полностью выглядит так:   Правила. Раздел 8. Пункт 8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.   Как видим, Правила к манёврам относят следующие действия – начало движения, перестроение, поворот, разворот и преднамеренную остановку. Но те же Правила не раскрывают, что такое «начало движения». Заглянем в «Комментарии к ПДД» (авторы А.Ю. Якимов, С.Н. Антонов, М.Б. Афанасьев и др.) под общей редакцией Главного Инспектора БДД генерал-лейтенанта В.Н. Кирьянова – «Под началом движения понимается момент троганья транспортного средства с места стоянки или остановки с перестроением на соседнюю полосу движения или без него». То есть «Начало движения» это особенный манёвр, он протекает не в движении, а заключается в трогании с места, и именно поэтому Правила уже в названии Раздела 8 выделили этот манёвр. Авторы Правил могли назвать этот раздел просто – «Маневрирование». Но нет, они написали именно так – «Начало движения, маневрирование», поставив «начало движения» отдельно от всех остальных манёвров.   Правила это не учебник, это Закон. И написаны Правила, как и всякий Закон, с использованием специальной юридической лексики так, что порой понять некоторые требования Правил нелегко. Но мы-то с вами пишем не Закон, а Учебник. И, следовательно, нам ничто не мешает изложить это требование Правил ясно и конкретно:   Начало движения, то есть перевод транспортного средства из неподвижного состояния в подвижное – это манёвр и, следовательно, начинать движение можно только при условии, что это не создаст никому никаких помех. В противном случае водитель должен сохранять своё транспортное средство в неподвижном состоянии.   Кому-то из вас на экзамене достанется задача, показанная ниже. Имейте в виду – не смотря на то, что дорога в данном направлении имеет две полосы движения, правильный ответ не просто «Да», а именно «Да, если он не создаст помех грузовому автомобилю». Авторы этой задачки хотят выяснить, знаете ли вы требование пункта 8.1 Правил. И ждут от вас такого ответа: «Да, я знаю, что начинать движение водитель может только при условии, что он не создаст никому никаких помех».  
  Может ли водитель автомобиля в данной ситуации начать движение?   1. Да.   2. Да, если он не создаст помех грузовому автомобилю.   3. Нет.

 

Перестроения.

 

Итак, начиная движение после преднамеренной остановки, мы уступаем дорогу всем, в том числе и совершающим другие манёвры. Но вот, наконец, мы тронулись, и как теперь будут развиваться события? Ведь в процессе движения неизбежно придётся перестраиваться. Как в этом случае водители разбираются в очерёдности проезда?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow