В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объёма информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма.
В процессе мышления формируются понятия. Чем активнее и глубже процесс познания, тем глубже формируемые понятия, их содержание и смысл.
Пример:
понятие «клетка», сформированное учеником 6 класса, развивается на протяжении нескольких лет. В результате выпускник школы имеет значительно более глубокое представление о клетке как биологической системе, чем шестиклассник.
Поведение человека
Выбор той или иной формы поведения и животных, и человека определяется жизненными потребностями.
· У человека (как и у животных) врождённо имеются базовые потребности в пище, воде, в общении с себе подобными (если эти потребности не удовлетворять, то человек жить не сможет).
· В течение жизни у человека формируются вторичные потребности: материальные и духовные (желание полакомиться тортом, красиво одеться, послушать любимую музыку, пойти на новую выставку живописи и др.), которые могут быть очень разнообразными и зависящими и от индивидуальных особенностей человека, и от той среды, которая его окружает в жизни, и от его материальных возможностей.
Потребности приводят в состояние возбуждения те или иные структуры мозга, и возникает так называемая мотивация — желание совершить какие-то действия, которые позволят удовлетворить потребность.
Человек не может одновременно действовать на основе нескольких мотиваций; в каждый момент жизни на первом плане стоит какая-то одна самая важная, самая срочная мотивация, которую и необходимо удовлетворить, а потом уже переключаться на что-то другое.
Русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский создал учение о доминанте.
Он считал, что при усилении какой-то потребности в мозге возникает временный очаг возбуждения (доминанта). Структуры мозга, входящие в этот очаг, согласованно работают для того, чтобы быстро удовлетворить главную на этот момент потребность.
Доминанта — это рефлекс, господствующий в данный момент времени.
Доминанта способна тормозить развитие других очагов возбуждения, и существует она до тех пор, пока существует потребность, её породившая. Доминанта обеспечивает активное избирательное поведение, она не позволяет человеку отвлекаться на второстепенные стимулы, не имеющие отношения к выполнению главной в данный момент задачи.
Пример:
если человек увлечён каким-то важным для себя делом, он временно перестаёт видеть и слышать происходящее вокруг него, как говорят, уходит в себя. Когда же жизненная задача решена, доминанта угасает, но органы и системы объединяются в новую функциональную систему для решения новой возникающей потребности.