Теория задания 7
§ Согласно (кому? чему?) § Благодаря (кому? чему?) § Вопреки (кому? чему?) § Подобно (кому? чему?) § Наперекор (кому? чему?) | § в меру (чего?) § в течение (чего?) § в продолжение (чего?) § в силу (чего?) § в заключение (чего?) § в виде (чего?) § по причине (чего?) § наподобие (чего?) |
· Предлог «ПО» управляет предложным падежом:
по приездЕ в Казань
по истечениИ срока
по прибытиИ домой
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
o Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
Все, кто смотрел на него, не могли не заметить…
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.
|
|
. Различай!
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
В «Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами
правило | распространенные ошибки |
общее дополнение требует от однородных членов предложения одного падежа и предлога | НЕЛЬЗЯ: смотрит (что?) и увлекается (чем?) сериалами |
нельзя объединять в однородные члены предложения разные части речи | НЕЛЬЗЯ: научился французскому языку и драться на дуэли |
нельзя соединять неоднородные синтаксические конструкции | НЕЛЬЗЯ: в книге описывается происхождение религии и как она развивалась |
нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов НЕ ТОЛЬКО … НО, КАК… ТАК И | НЕЛЬЗЯ: В школе воспитывают не только знания, а воспитывают личность. |
5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
· Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.
· Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.
Например: Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая к берегу).
6. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же.
Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
|
|
В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
Примеры неправильного употребления деепричастного оборота:
· Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).
· Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).
7. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Косвенная речь – это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения. В косвенной речи меняется форма местоимения.
Пушкин писал: «В свой жестокий век восславил я свободу» - Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.
o Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
Например, «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».