Фортепианные произведения

Ребята, прочитайте внимательно материал

 по теме

«Творчество Ф. Шуберта»

 

                  ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПЕСНИ

Песни Шуберт создавал на протяжении всей жизни. Через мир лирических чувств, отражённых в песне, Шуберт высказывает  своё отношение к жизни, людям, окружающей действительности.

Диапазон тематики песен исключительно широк: это тема любви со всем богатством её оттенков - радостных и горестных; тема одинокого странника; тема природы. В поздних сочинениях появляются и трагические ноты, отчаяние и тоска. Но они не затмевают огромную жизнеутверждающую силу шубертовской музыки.

В текстах песен Шуберт всегда искал отзвуки мыслей и чувств, переполнявших его самого. Среди их авторов - Гёте, Гейне, Мюллер, Майрхофер. Романтическим новаторством стало тонкое соединение в песнях мелодии и стиха, а также заметно возросшая роль фортепианного сопровождения.

Соединяя распевные и декламационные, речевые интонации, Шуберт создаёт выразительную вокальную мелодику нового рода, которая стала главенствующей в музыке XVIII века.

В 1816 году друзья Шуберта издали первый сборник его песен. В него вошли 16 произведений на стихи Гёте. Лучшие из них - "Маргарита за прялкой" (1814) и "Лесной царь" (1816).

"Маргарита за прялкой" - настоящая драматическая сцена. Если в "Фаусте" Гёте песня Гретхен (Маргариты) - вставной эпизод, то Шуберт вкладывает в неё тонкую психологическую характеристику героини. Песня Маргариты             печальна, она раскрывает переживания девушки, покинутой любимым и глубоко страдающей. Тесна связь вокальной партии и сопровождения: вокальная партия - легко запоминаемая, исполненная чувств - по-шубертовски выразительна; в сопровождении - изобразительное начало: “кругообразное" звучание имитирует монотонное жужжание прялки.

"Лесной царь" - произведение, написанное в жанре баллады. Это         драматическая сцена, в которой участвуют три действующих лица: больной ребёнок, его отец и лесной царь. Первая и заключительная фразы принадлежат автору - рассказчику. Соединение реального и фантастического - типичная черта баллады. Действие разворачивается на фоне фортепианного сопровождения, в котором имитируется топот скачущего коня. Каждый персонаж имеет собственную интонационную характеристику: реальные образы - отец, сын и рассказчик - напряжённую, с элементами декламации; фантастический образ лесного царя имеет иную мелодику - его речь сладостно-манящая, с плавными окончаниями.

Среди песен Шуберта, раскрывающих образы природы, известна и                     популярна "Форель" - светлая бытовая зарисовка, написанная в куплетно-вариационной форме. Подвижная грациозная мелодия имеет танцевальный оттенок.

"Серенада" - песня лирического характера. Название её - от уличных                      серенад, которые исполнялись под окном любимой девушки, часто под аккомпанемент гитары или мандолины. В "Серенаде" Шуберта лирическая, мечтательная мелодия сочетается с характерным фортепианным сопровождением, напоминающим звучание гитары. Особую краску придаёт чередование минора и мажора - приём, часто встречающийся в произведениях Шуберта.

ПЕСЕННЫЕ ЦИКЛЫ

Особое место в вокальной лирике Шуберта занимают песенные циклы. Такая форма обусловлена желанием автора показать разные моменты душевных переживаний одного человека. Циклы имеют характер дневника, исповеди героя, повествующего от первого лица. В литературе и поэзии конца XVIII - начала XIX века появляется целый ряд стихотворных циклов. Обычно такая форма высказывания автора носит характер автобиографичности.

Два цикла песен Шуберта - "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь" - новая страница в истории вокальных жанров. Между циклами есть определённая связь: оба они написаны на стихи Вильгельма Мюллера и в обоих случаях действующее лицо в цикле - скиталец, странник, ищущий счастья и любви, но обречённый на горе и одиночество. В "Прекрасной мельничихе"  герой - юноша,  в цикле "Зимний путь" - человек, у которого всё в прошлом. В обоих циклах жизнь и переживания героя тесно связаны с жизнью природы: в первом - картины весенней природы, во втором - суровые зимние пейзажи. Так в циклах молодость отождествляется с цветущей весной, а душевная опустошённость, одиночество - с холодной зимней природой.

Цикл "Прекрасная мельничиха" обрамлён двумя песнями: "В путь" и "Колыбельная ручья", которые являются своеобразными вступлением и заключением. Между ними - повествование юноши о неудачной любви к дочери мельника, которая предпочитает ему смелого охотника.

Первая песня - "В путь" - раскрывает мысли вступающего в жизнь молодого человека и имеет энергичный, бодрый характер. Её мелодия проста и близка народно-песенному творчеству.

Цикл "Зимний путь" написан всего на четыре года позже "Прекрасной мельничихи", но по содержанию между ними - целая жизнь. Здесь герой - одинокий скиталец, отчаявшийся найти сочувствие и понимание. Он вынужден уйти от любимой, потому что беден. В "Зимнем пути" нет развития сюжета, песни объединены здесь единой драматической темой. Более сложное содержание цикла определяет и более сложный музыкальный язык: в мелодике много декламационных и речитативных оборотов; в гармонии более сложные аккорды; большинство песен - в минорном ладу.

Песня "Шарманщик" - печальный итог цикла. Образ шарманщика - бездомного нищего бродяги - олицетворяет судьбу артиста, художника, самого Шуберта. Музыкальные приёмы здесь просты и лаконичны, но очень выразительны: выдержанная квинта в басу гармония шарманки сковывает движение мелодии, безжизненной и заунывной. Подлинно драматический смысл песни - в последней авторской фразе: "Хочешь, будем вместе горе мы терпеть..."

ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Шуберт очень любил писать музыку для фортепиано. Он часто сначала играл друзьям свои произведения, и только потом записывал их. Благодаря Шуберту в романтической музыке прочно укоренился новый жанр - лирическая инструментальная миниатюра: экспромт, музыкальный момент, листок из альбома. Их отличают малые формы, импровизационная непосредственность, воплощение единого, лирического образа. Среди произведений Шуберта для фортепиано - большое количество танцевальных пьес: лендлеры, вальсы, экосезы; бесчисленные четырёхручные пьесы, предназначенные для домашнего музицирования; марши, увертюры, фантазии. Писал Шуберт сонаты (15 законченных и 6 неоконченных).

Один из известных вальсов Шуберта - си минор - произведение технически несложное, с мягкой, легко запоминающейся мелодией. Последнее её проведеие - в одноимённом мажоре - звучит как мечта о прекрасном.

"Музыкальный момент" фа минор - небольшая пьеса танцевального характера. Отрывистое сопровождение придаёт ему лёгкость, а форшлаги в мелодии - изящество и грациозность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: