Теоретический материал

Теоретические факты Фронтальная работа Базовые конструкции  (основные типы задач)
1. Решение линейных неравенств Линейное неравенство – это неравенство вида ax +b > 0 (илиax +b < 0), где а и b – любые числа, причем а ≠ 0.   Решением неравенствас одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство. Например,   х + 5 < 17. Подставив вместо х значение 1, получим 1+ 5 < 17, 6 < 17 –верное числовое неравенство. Значит, х = 1 –решение данного неравенства. Решить неравенство– это значит найти все его решения или доказать, что решений нет. Свойство числовых неравенств Если а > b и m > 0, то аm > bm; Если а > b и m < 0, то am < bm. Алгоритм решения линейных неравенств 5(х – 3) > 2х - 3 1. Раскрыть скобки 5х – 15 > 2х – 3 2. Перенести все слагаемые с х влево, а числа вправо, меняя при этом знак на противоположный: 5х – 2х > -3 + 15 3. Привести подобные слагаемые:   3х > 12. 4. Разделить обе части неравенства на число, стоящее перед х (если это число положительное, то знак неравенства не меняется; если это число отрицательное, то знак неравенства меняется на противоположный) 3х > 12: 3 х > 4 5. Перейти от аналитической модели х > 4 к геометрической модели:   6. Указать множество решений данного неравенства, записав ответ: Ответ: (4; +∞)       Ре­ши­те не­ра­вен­ство . В от­ве­те ука­жи­те номер пра­виль­но­го ва­ри­ан­та.   1) 2) 3) 4) Ре­ше­ние. Решим не­ра­вен­ство:   Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.    
2. Решение квадратных неравенств 2.1. Графический метод Алгоритм решения квадратных неравенств   Общий вид квадратных неравенств, это ax2+bx+c>0 (<0,≤0,≥0), где a≠0.   Шаги решения квадратного неравенства:   1. Определяются точки пересечения параболы и оси x с помощью решения уравнения ax2+bx+c=0. Вспомним формулы корней квадратного уравнения:                        D=b2−4ac
Если D>0, у уравнения два разных корня , парабола пересекает ось x в двух точках  
Если D=0, у уравнения два одинаковых корня, вершина параболы находится на оси x  
Если D<0, у уравнения нет реальных корней, парабола не пересекает ось х  

 

2. Учитывая количество корней и знак коэффициента a, чертится график параболы.

Обрати внимание!

Если a>0, ветви параболы устремлены вверх, если a<0, то вниз.

 

Совет: если хочешь, чтобы ветви параболы всегда были уcтремлены вверх, в случаях, когда a<0, сначала обе части неравенства перемножь на (−1).

Не забудь, что на противоположный поменяется также знак неравенства.

 

3. Выбираются пустые или закрашенные точки, в зависимости от вида знака неравенства:

∙, если стоит знак нестрогого неравенства ≤ или ≥

о, если стоит знак строгого неравенства < или >

 

4. Закрашивается правильный интервал.

 

5. Записывается ответ.

  1. Решить x2–15x+50 > 0 Первый этап. Решаем квадратное уравнение x2–15x+50=0 D = b2–4ac = (–15)2–4∙1∙50 = 225–200 = 25 Находим корни: Второй этап. Строим ось ох. Отмечем полученные корни. Так как неравенство у нас строгое, то заштриховывать их не будем. Схематично строим параболу, расположена она ветвями вверх, так как коэффициент при х2 положительный: Третий этап. Определяем визуально положительные и отрицательные области, здесь мы их отметили разными цветами для наглядности, можно этого и не делать. Записываем ответ.   2. Решить квадратное неравенство −2x2+4x−5≤0 Решение:
−2x2+4x−5≤0 2x2−4x+5≥0 D=16−4⋅2⋅5=−24 парабола не пересекает ось Ox По рисунку видно, что график находится выше оси абсцисс, значение функции положительно при любом значении x Ответ: x∈(−∞;+∞) или x∈R  

 

     
2.2 Метод интервалов Алгоритм решения квадратных неравенств методом интервалов таков: · 1. Находим нули квадратного трехчлена a·x2+b·x+c из левой части квадратного неравенства. · 2. Изображаем координатную прямую и при наличии корней отмечаем их на ней. Причем если решаем строгое неравенство, то отмечаем их пустыми (выколотыми) точками, а если решаем нестрогое неравенство – то обычными точками. Они разбивают координатную ось на промежутки. · 3. Определяем, какие знаки имеют значения трехчлена на каждом промежутке и · проставляем над этими промежутками + или − в соответствии с определенными знаками. · Если решаем квадратное неравенство со знаком > или ≥, то наносим штриховку над промежутками со знаками +, если же решаем неравенство со знаком < или ≤, то наносим штриховку над промежутками со знаком −. В результате получаем геометрический образ некоторого числового множества, которое и является искомым решением неравенства. · Записываем ответ.     Пример 1. Решить неравенство: . Разложим квадратный трехчлен на сомножители. Неравенство примет вид: Построим чертеж. Рассмотрим эти интервалы в том же порядке, как пишем и читаем: слева направо. 1) х . На этом интервале ситуация не изменяется, значит, для того, чтобы определить ситуацию, можно взять любое значение из этого интервала и подставить его в произведение. Например: 2) 2 х . На этом интервале ситуация не изменяется, значит, для того, чтобы определить ситуацию. Можно взять любое значение из этого интервала и подставить его в произведение. Например: 3) . На этом интервале ситуация не изменяется, значит, для того, чтобы определить ситуацию. Можно взять любое значение из этого интервала и подставить его в произведение. Например: Внесем эти данные в чертеж.      Точки, удовлетворяющие неравенству обозначаются закрашенными, а неудовлетворяющие – незакрашенными. Окончательный ответ: Пример 2: Решить неравенство . Краткое оформление решения: Ответ: .    
3. Рациональные неравенства  
   
   

Алгоритм решения дробно- рациональных неравенств ме­то­дом ин­тер­ва­лов.

1.

2. Об­ласть до­пу­сти­мых зна­че­ний

3. Нули функ­ции

4. Опре­де­ля­ем ин­тер­ва­лы зна­ко­по­сто­ян­ства.

5. Рас­ста­вим знаки на про­ме­жут­ках(са­мо­сто­я­тель­но можно про­ве­рить знаки ме­то­дом проб­ной точки)

6. Вы­брать ин­тер­ва­лы, удо­вле­тво­ря­ю­щие за­дан­ным усло­ви­ям.

   

 Ре­шить нера­вен­ство: Эк­ви­ва­лент­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми при­ве­дем нера­вен­ство к нуж­но­му виду. Мно­же­ство ре­ше­ний этого нера­вен­ства сов­па­да­ет со мно­же­ством ре­ше­ний ис­ход­но­го нера­вен­ства Нера­вен­ство та­ко­го вида мы уже умеем ре­шать ме­то­дом ин­тер­ва­лов. 1. 2. Об­ласть до­пу­сти­мых зна­че­ний 3. Нули функ­ции 4. Опре­де­ля­ем ин­тер­ва­лы зна­ко­по­сто­ян­ства. 4 – вы­ко­ло­тая точка, т.к. при функ­ция не су­ще­ству­ет, изоб­ра­зим это на гра­фи­ке пунк­тир­ной ли­ни­ей. 5. Рас­ста­вим знаки на про­ме­жут­ках. Са­мо­сто­я­тель­но можно про­ве­рить знаки ме­то­дом проб­ной точки (Рис.2). Те­перь можно вер­нуть­ся к нера­вен­ству и вы­брать ин­тер­ва­лы, удо­вле­тво­ря­ю­щие за­дан­ным усло­ви­ям. Ответ: Мы при­ве­ли ис­ход­ное нера­вен­ство к дроб­но-ли­ней­но­му виду.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: