Накопление фактического материала

Тема 3. Этапы проектной деятельности

Задание:

1. Прочитайте предложенную литературу:

Накопление фактического материала

Очень часто приходится сталкиваться с тем, что представленные работы состоят из аккуратно переписанных страниц отдельных изданий, зачастую даже не обработанных литературно. Читая такую работу, можно сразу увидеть отсутствие в ней авторской переработки текста (видно «невооружен­ным глазом», что отдельные страницы исследования написаны различными авторами).

Исследование предполагает самостоятельное изложение проблемы и должно содержать:

а) собственные рассуждения исследователя;

б) словесные доказательства, сравнения, интерпретации фактов;

в) анализ позиции автора того или иного вопроса по изучаемой проблеме;

г)  самостоятельные выводы исследователя.

Выписанные «сюжеты» из различной литературы (подчеркнем, что нежелательно писать на обеих сторонах бумаги) необходимо рассортировать по отдельным стопкам, а затем начинать обобщать. Отдельные выписки по опреде­ленной проблеме можно наклеить на отдельные листы. На каждой отдельной карточке необходимо указать источник, в противном случае можно столкнуться с проблемой повторного поиска необходимой информации.

Ведение записей прочитанного — один из важнейших признаков культуры умственного труда, так как они:

• способствуют лучшему пониманию текста;

• дисциплинируют читающего;

• ведут к систематическому накоплению концентрированных сведений, служат источником для справок, ценным пособием в практической работе;

• повышают уровень устной и письменной речи, вырабатывают у читателя собственный стиль изложения.

Принято выделять следующие виды записей: выписки, цитаты, тезисы, конспект.

Выписки — отдельные заметки на листах, карточках, в особых тетрадях, в которых выделено самое главное, существенное для исследования.

Цитаты (лат. — приводить, провозглашать) — дословно выписанные части авторского текста (каждую цитату удобнее выписывать на отдельном листе).

Необходимо помнить, что:

• для цитирования необходимо выбирать те части текста, предложения и т.п., которые полно и точно отражают основные мысли автора;

• выписывать цитату необходимо так, чтобы в ней содержалась законченная мысль автора;

• цитата дается в кавычках «  », в неизменном виде (сохраняются особенности языка, орфографии, синтаксиса), пропущенные места заменяются многоточием, указываются источник и страницы цитируемых отрывков;

• при цитировании необходимо в точности воспроизводить все имеющиеся в тексте выделения, примененные автором (курсив, жирный шрифт, разрядка и т.д.);

• при использовании авторского текста исследователь должен обязательно сделать ссылку на источник.

В случае вторичного (двойного) цитирования ссылка делается на то издание, откуда взята цитата. В этом случае ссылка оформляется следующим образом (см. рисунок 1.):

 

Рисунок 1. Первый вариант оформления ссылок.

 

Оформление ссылок на источники может быть представлено в трех вариантах:

1) Постраничный — сноски делаются в нижней части страницы (под основным текстом), нумеруются только в пределах данной страницы, при первичном упоминании источника информации указываются полные выходные данные источника.

К примеру:

Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. — М: ВЛАДОС, 2002. — С. 25.

При повторной ссылке на этот же источник запись сокращается и выглядит следующим образом:

Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность.— С. 33.

Если ссылка идет на одну и ту же книгу на одной и той же странице, то сноска оформляется так:

Соболева Н.А. Там же. С. 34.

Если ссылка делается на одну и ту же книгу, но на разных страницах, то сноска выглядит следующим образом (в том случае, если только одна книга данного автора используется в работе).

Соболева Н.А. Указ. соч. С. 45.

При таком варианте сносок хорошо видно многообразие (или однообразие) использованной литературы и источников.

1) Внутристрапичиый — в тексте работы после приведенной цитаты в скобках указываются номера источника по общему библиографическому списку в конце работы и использованные страницы: [25, с.36]. Для использования такого вида ссылок необходимо пронумеровать алфавитный указатель литературы.

2) Затекстовый — ссылки выносятся за текст всего реферата или его части (например, главы). В этом случае сноски нумеруются последовательно 1, 2, 3 и т.д.

 

Тезисы — краткая (простая) или развернутая (сложная) форма записи. Простой тезис содержит только одно утверждение. Сложный тезис помимо одного утверждения содержит доводы и аргументы.

Конспект (лат. conspectus — обзор) — краткое письменное изложение или запись содержания чего-либо.

Древнеримский философ Луций Сенека (младший) (около 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) написал о сущности этого метода: «Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу».

Во всяком материале содержится информация трех видов, которая обрабатывается следующим образом:

 

Таблица 1

Вид информации Функции Алгоритм работы с информацией
Главная Служит для раскрытия главных вопросов проблемы. Записывается полностью, цитируется.
Второстепенная Служит для уточнения главной проблемы. Систематизируется, обрабатывается, сокращается, классифицируется в виде схем, таблиц.
Вспомогательная Служит для лучшего усвоения и понимания главной проблемы. Полностью упускается.

 

Практика работы с записями различного вида позволяет систе­матизировать материал, выделить отдельные сюжеты, обнаружить пробелы в собранном материале, наконец, внести коррективы в содержание (оглавление) работы.

При работе с литературой можно составить:

1)ряд хронологических, синхронистических таблиц, схем, которые могут быть представлены в основной части или в приложениях;

2)словарь понятий, используемых в данной работе;

3)биографический указатель (фамилии и инициалы политических, исторических деятелей, годы жизни, социальный статус, основные вехи биографии и др.);

4) перечень нормативно-правовых документов, анализируемых в работе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: